Найти в Дзене

Моббинг на работе — не молчать!

Моббинг (от англ. mob— толпа; mobbing— притеснять, грубить, нападать) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.
Вертикальный моббинг — «боссинг» (англ. bossing — от англ. boss — хозяин, шеф), когда психологический террор в отношении работника исходит от начальника.
В чем проявляется моббинг?
· провокационные вопросы,

Моббинг (от англ. mob— толпа; mobbing— притеснять, грубить, нападать) — форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

Вертикальный моббинг — «боссинг» (англ. bossing — от англ. boss — хозяин, шеф), когда психологический террор в отношении работника исходит от начальника.

В чем проявляется моббинг?

· провокационные вопросы, лживые утверждения, высказываемые сомнения в уровне профессионализма и компетентности;

· эмоциональные нападки и угрозы, недоверие к приводимым аргументам, безосновательные обвинения;

· грубое и надменное прерывание подчиненного; выражение несогласия прежде, чем он успеет привести свой аргумент;

· сбор компромата, игнорирование объективных и обоснованных доводов;

· грубые высказываниями, унижающие личность работника, провоцирующие его на совершение ошибок, на ответное некорректное поведение;

· демонстративный отказ от продолжения обсуждения проблемы совместно с работником или в его присутствии;

· сокращение сроков выполнения поручений либо нарочитая медлительность в принятии решений, относящихся к выполняемым им заданиям;

· умышленное непредставление работнику полной и достоверной информации, необходимой для выполнения порученного задания;

· безосновательное изменение размера заработной платы работника;

· перемещение рабочего места с целью морального угнетения сотрудника;

· намеренное распространение ложной информации и слухов о работнике;

· нелегитимное коллегиальное рассмотрение поведения работника;

· внимание к сфабрикованным жалобам и доносам;

· нарастающая социальная депривация и изоляция в коллективе, демонстративное отвержение жертвы;

· драматизация ситуации — нагнетание участниками травли у жертвы ощущений полной безысходности и катастрофичности;

· насмешки и издевательства над жертвой.

Возможные последствия для объектов (жертв) моббинга проявляются в виде нервного срыва, психических травм, соматических заболеваний на почве длительного стресса, снижения самооценки, комплекса неполноценности. Объект боссинга (жертва) каждую минуту ждет подвоха, подставы, нападения: со стороны непосредственного начальника или со стороны коллег, активно включающихся в «горизонтальный» моббинг. Его результатом может быть не только невроз, но и инфаркт, инсульт и даже суицид (самоубийство). Часто у объекта моббинга возникают нарушения в когнитивной сфере, проявляющиеся в снижении концентрации внимания, также появляется снижение самооценки, удовлетворенности жизнью, возникновение депрессии, снижении эмоционального тонуса, ухудшение здоровья, обострение заболеваний.

В многочисленных исследованиях, посвященных проблеме моббинга в трудовом коллективе, приводятся различные рекомендации как себя надо вести, чтобы избежать моббинга на рабочем месте. Я бы разделила эти общие советы на разные стратегии поведения:

Стратегия №1. «Я белый и пушистый»

- старайтесь быть обаятельным, доброжелательным с коллективом и начальством

- общайтесь ровно и формально вежливо, не ввязывайтесь в внутренние разборки и чужие конфликты

- не привлекайте излишнее внимание неординарным поведением, не навязывайте свое эмоциональное расположение

- найдите золотую середину между тем, чтобы не выделяться из коллектива и сохранить свое лицо.

- никого не унижайте и не реагируйте на выпады в ваш адрес. Спокойным тоном попытайтесь прояснить ситуацию.

- не игнорируйте корпоративные мероприятия, придерживайтесь традиций и правил коллектива.

- не сплетничайте и не злословьте, а услышав сплетню, не распространяйте ее в коллективе (и вообще надо знать, когда следует промолчать).

- наблюдайте за тем, что происходит вокруг вас и в целом в коллективе на предприятии.

- добросовестно исполняйте свои обязанности.

Стратегия №2. «Я ёжик».

- частично соблюдайте рекомендации стратегии №1, но научитесь «выпускать иголки» и защищать себя, особенно с неугомонными мобберами.

- можно и нужно дать отпор, тем более если человек нарушает ваши личные границы и распускает ложную информацию.

- покажите силу агрессору (поговорите жестко, чтобы он понял, что вы не намерены терпеть это и будете принимать меры). Будьте уверены в себе, покажите, что вы не намерены быть «жертвой».

- прямой разговор с руководителем и выяснение ситуации (также и в случае боссинга – попытаться выяснить отношения на этом уровне).

- обратится к вышестоящему руководству.

! Если ситуация все же не меняется, стоит задуматься о смене работы. Травля всегда наносит сильный ущерб здоровью.

Стратегий поведения может быть много. В каждом конкретном случае нужно учитывать возможные причины возникновения такой ситуации и особенности коллектива, прежде чем действовать тем или иным образом.

Для тех, кто стал жертвой психологического моббинга в организации и понимает, что с этим уже практически нельзя ничего сделать, необходимо задать себе ряд вопросов:

· Как можно проучить агрессоров?

· Есть ли еще какой-нибудь неиспробованный способ получить помощь?

· Можно ли внутри предприятия перейти на другую должность?

· Готов(а) ли я к поискам работы?

· Что надо делать, чтобы приготовиться к переходу на новую работу?

· Нуждаюсь ли я в медицинской или психологической помощи?

Текст данной публикации скопирован из Интернета или других открытых источников.

Отредактировала: Мария Сейма (не является автором публикации).