Совершая обход территории, прапорщики по надзору СИЗО № 1 города Челябинска, заметили около хозяйственных построек, во внутреннем дворике, осужденного, разговаривающего по телефону. Отобрав аппарат, они, ногами, привели его в негодность и со словами, мол, за сегодняшнюю смену уже третий, пошли дальше.
Описываемые воспоминания относятся к началу 2000-х годов.
Изъятие запрещенного предмета происходило спокойно, буднично и без эмоций. Задерживать и оформлять нарушителя режима не стали, хотя, за такой проступок можно было бы и несколько суток штрафного изолятора получить.
Но, не для всех обитателей тюрьмы или колонии, правила были столь суровы и требования столь категоричны. Например, так называемому смотрящему, имели место серьезные послабления. Ходил он по территории когда угодно и где угодно. Спортивный костюм, внушительная золотая цепь на шее, фирменные дорогие кроссовки и телефон не из дешёвых, забрать который, вряд ли кто бы посмел. А иногда, находились и контролеры, желавшие услужить авторитетному сидельцу.
Да и не только контролёры, жил он отдельно, обращались к нему по имени отчеству, а если надо, то опер часть доставляла к привилегированному сидельцу все, что душе и телу угодно. А еще, и за пределы объекта вывезти могли погулять, на какое-то время.
Такая вот она социальная справедливость, даже в местах не столь отдаленных.
«Смотря́щий — на воровском жаргоне уголовный авторитет, который уполномочен решать вопросы, отнесённые к ведению воров, и отвечающий за ситуацию в отдельных районах города, в лагерях — в отрядах, в тюрьмах — в камерах. Назначается «положенцем» или вором в законе». Картинка взята из источника: https://ru.wikipedia.org/wiki/Смотрящий.
Телефон важное средство коммуникации в руках осужденного и подследственного, с его помощью решаются не только важные вопросы в уголовном мире, но и обманывают доверчивых граждан, используя мошеннические схемы. Варианты могут быть различные.
Телефоны попадали на объект разными путями, основную часть проносили сами блюстители закона, предавая интересы службы. Но то, что можно оперативной части, для обычного прапорщика является табу.
Так, со слов коллеги, после суда, в их изоляторе, находилась бывшая сотрудница СИЗО 3, того же города. Ее привело на скамью подсудимых, с одной стороны, мягкосердечье, а с другой, все-таки желание поиметь деньги.
Отец одного из осужденных обратился к женщине прапорщику с просьбой, пронести в камеру, где содержался его сын, фотоаппарат. Мол, давно его родимого не видал, пусть снимки сделает, а ты, когда назад принесешь, денег получишь.
Контролер даже догадываться не могла, что задумали преступники. А они вырезали из бумаги подобие цепей и кандалов, раскрасили их и хлебным мякишем, одев это творчество на руки, приклеили к стене. А дальше, жалобы в международные организации смотрите, и фото, в дополнение о том, как содержаться заключенные в российских тюрьмах.
Итогом расследования стало уголовное наказание контролеру в три года, за нарушение закона.