Найти тему
AVIA LOVER

Окна в самолетах круглые, а почему не квадратные?

Привет, друзья! 

А вы знаете, почему иллюминаторы в самолётах всегда круглые ? Ну или овальные, как угодно..

Оказывается так было не всегда! 

Раньше, иллюминаторы в самолетах были похожи на форточки - квадратной или прямоугольной формы. 

Это было где-то в середине прошлого века, самолёты летали не так высоко и не так быстро, как сейчас, и не преодолевали такие огромные расстояния. 

Пример квадратных иллюминаторов
Пример квадратных иллюминаторов

Но квадратная или прямоугольная форма окон в самолётах привела ни к одной авиакатастрофе...

Из-за разрушения металла в области углов иллюминаторов появлялись трещины, а это приводило к разгерметизации салона. 

Трещины в иллюминаторе
Трещины в иллюминаторе

Данную тему начали изучать, глубоко исследовать и пришли к выводу, что необходимо делать окна, двери и люки округлыми, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки и давления. 

Схема распределения давления
Схема распределения давления
Сейчас, современные агрегаты летают быстрее, выше и испытывают бОльшую нагрузку на корпус, чем в середине прошлого века. 

Решение изменить форму иллюминаторов было легендарным, т.к проблему удалось устранить и по сей день все самолёты выпускают с округлыми окнами, люками и дверьми. 

Замечали ли вы маленькое отверстие в иллюминаторе? Знаете для чего оно?

Таинственное отверстие в иллюминаторе
Таинственное отверстие в иллюминаторе

Сейчас расскажу! 

Иллюминатор состоит из трёх слоёв: двойного стеклопакета и прочного пластика, который защищает его от повреждений со стороны салона. 

Три слоя иллюминатора. Два стеклопакета и первый слой из прочного пластика.
Три слоя иллюминатора. Два стеклопакета и первый слой из прочного пластика.

Слои стеклопакета плотно прилегают друг к другу, а между ними есть небольшое количество воздуха. Во время полёта атмосферное давление меняется, а воздух расширяется.

Это могло бы привести к повреждению иллюминатора, если бы не эта маленькая дырочка. 

Отверстие выравнивает давление воздуха за счёт его движения, что сохраняет стекло и препятствует образованию конденсата. 

А между пластиком и стеклом тоже циркулирует воздух из салона, выполняя те же самые функции. 

Плюс оно помогает от запотевания

Всегда перед взлетом и посадкой просят открыть шторки иллюминатора. 

Задумывались для чего? 

  • Во-первых, это позволит заметить внештатную ситуацию и быстро о ней сообщить. 
  • Во-вторых, глаза привыкают к естественному свету и в случаи экстренной ситуации окно-будет единственным источником света, который поможет сориентироваться. 
  • В-третьих, поможет вам определить положение самолёта по отношению к земле. Чтобы вам не показалось, что что-то не так. 
  • В-четвёртых, в случае жесткой посадки пластмассовая шторка может отколоться и поранить вас. 
  • В-пятых, поможет спасателям рассмотреть обстановку в салоне и принять необходимые меры.
Фото автора. Авиакомпания «Россия».
Фото автора. Авиакомпания «Россия».

P. S. Желаю всем приятных подлётов и мягких посадок!

Подписывайтесь на канал, я расскажу об авиации то, о чем другие молчат!