Найти тему

Великие богословы. Григорий Двоеслов, римский папа и православный святой

В атмосфере хаоса, разрухи и частой смены власти, сопровождавшей варварские нашествия в Европе, римская Церковь выглядела единственной неизменной величиной, на которую опирались даже светские власти.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

В трудный момент император Юстиниан поручил управление финансовое и административное управление Римом именно Церкви, поскольку никто не мог сделать это лучше нее. В Риме тогда было немного жителей, селившихся в основном вокруг его крупных базилик, Латеранского дворца и Ватиканского холма. Город был поделен на 7 частей, каждой из которых управлял один диакон.

В это смутное время во главе Римской церкви встал Григорий Великий. Он происходил из знатной и благочестивой семьи: его отец был сенатором и богачом, а среди предков и родных числились два римских папы и несколько монахинь. Мать растила сына в христианской вере и любви к аскетической жизни, но при этом он получил хорошее светское образование, которое всегда ценил. «Если мы не знаем мирской науки, – говорил будущий папа, – то не способны и проникнуть в глубину Священного Слова».

По характеру Григорий был человек скорей созерцательный, хотя всю жизнь ему приходилось вести бурную деятельную жизнь, несмотря на плохое здоровье (он страдал водянкой и был очень тучен). Он был еще молод, когда его назначили префектом города, но после смерти отца Григорий оставил этот пост и целиком посвятил себя Церкви. Шесть своих имений в Сицилии он превратил в монастыри, а богатый дом в Риме сделал иноческой общиной, в которую сам вступил как простой монах, чтобы вести жизнь строгого отшельника.

Такой выдающийся человек не мог долго оставаться в тени. Его сделали сначала одним из семи римских диаконов, потом папским посланником (апокрисарием) в Константинополе. Это были крупнейшие должности в Римской церкви: именно из диаконов и апокрисариев чаще всего выходили новые папы. В Константинополе Григорий познакомился со многими восточными патриархами и позже, уже став папой, состоял с большинством из них в личной переписке.

Монашески настроенный Григорий был совсем не рад, когда после смерти Пелагия Второго стал новым римской папой. «По долгу пасторского служения, – жаловался он, – я должен заниматься делами мирскими и, оставив прежнюю прекрасную жизнь, осквернять свою душу тиной земных попечений». Несмотря на это, он оказался прекрасным хозяйственником, который значительно обогатил и укрепил римскую церковь.

Будучи добрым христианином, Григорий вел широкую благотворительность и раздавал церковный хлеб голодным. Как хороший политик, он умело лавировал между Византией, которая была далеко, и варварами, которые были близко. Папа одновременно конфликтовал с византийским императором, вел переговоры с лангобардами, откупался от них, командовал обороной города, заключал мир и даже обратил многих лангобардов в православие. Он отправил в далекую Британию аббата Августина, чтобы христианизировать англосаксов, подчинил своему влиянию взбунтовавшуюся аквилейскую церковь, привлек на свою сторону церковь Африки. При нем Рим действительно стал центром, который ведал обо всем, что происходило в мире, на все влиял и везде произносил свое авторитетное мнение.

Сам Григорий при этом продолжал вести монашескую жизнь аскета, пребывая в постоянном воздержании и смирении. Он называл себя «рабом рабов Божьих» и не позволял себе кланяться, а когда какой-то восточный паломник хотел преклониться перед ним на улице, первым бросился ему в ноги.

Таланты Григория Великого были многообразны и проявлялись в самых разных областях. Благодаря Григорию, собравшему и упорядочившему церковные песнопения, появился григорианский хорал, который называли «песнью ангелов». В православной Церкви до сих пор используют составленную им литургию. Именно при этом папе предположение Августина о существовании чистилища превратилось в католический догмат.

Григорий прославился и как автор богословских трудов: он много толковал Ветхий Завет и написал известные «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». Этот труд называли также «Диалогами», по-славянски «Двоесловиями», отсюда произошло прозвище Григория в православной Церкви – Двоеслов.

В «Двоесловиях» папа много писал о подвижниках и монахах, которые в это время уже пользовались широкой славой и стали одним из самых важных и самых поразительных явлений в церковной жизни.

Другие статьи на ту же тему:

  • Великие богословы. Василий Кесарийский, богач, святой и дипломат
  • Великие богословы. Григорий Назианзин, неудавшийся патриарх
  • Великие богословы. Неистовый Тертуллиан и «алмазный» Ориген
  • Как апостол Павел выглядел в глазах современников
  • Великие еретики. Симон Волхв
  • Великие еретики. Павел Самосатский
  • Великие еретики. Маркион, отделивший Новый завет от Ветхого
  • Кто такие гностики и чего они хотели
  • Великие еретики. Гностик Валентин: мир сотворила любовь
  • Великие еретики. Монтан – обновитель христианства и «первый протестант»
  • Великие еретики. Манихеи, пожиратели света
  • Великие еретики. Пелагиане и вопрос свободы воли
  • Самые странные и причудливые секты. Мерзости борборитов
  • Суицидные циркумцеллионы

© Владимир Соколов

Мои книги на портале «ЛитРес» и в издательстве "Ломоносовъ":