Найти в Дзене
Mitya

Кавказская йога. Человек как целое.

Оглавление
Эльбрус. Дорога на Джылы Су.
Эльбрус. Дорога на Джылы Су.

Мурат Яган.

Здесь я дам краткое введение в духовную традицию гор Кавказа, которая бережно сохранялась и практиковалась абхазами наряду с другими черкесскими племенами в течение многих тысяч лет. В этой традиции существует мистическое учение о человеке, для понимания которого я бы хотел дать определение некоторым ключевым, наиболее употребительным терминам.

Экология личности

То, что я имею в виду под экологией личности, связано со способностью человека эффективно взаимодействовать с внешним миром. Мы, люди, имеем две ипостаси: сущность и личность. Каждая, так или иначе, проявляется в нашей жизни, и потому важно внести в эти проявления ясность понимания.

Сущность - это то, что мы наследуем при рождении; то, что хранится в нас как сокровище, банковский счет, которым мы имеем право пользоваться. Наша личность — это состояние, достигнутое развитием и проявлением сущности.

Другими словами, личность — это раскрытая в результате контакта с внешним миром сущность. Сущность наследуется, личность нарабатывается. Сущность потенциальна, личность актуальна.

В качестве примера возьмем породистого жеребца. Он родился с сущностью скаковой лошади, но, чтобы сделать его таковым, жеребца надо тренировать и обучать, участвовать в скачках и побеждать на них. Если сущность породистого жеребца не получит должного развития, от него вряд ли можно ожидать громких побед, хотя иногда он может неожиданно блеснуть своими врожденными способностями. Если же эти способности были развиты правильной тренировкой и воспитанием, такой жеребец имеет большие шансы на стабильный успех.

Человек с хорошо развитой, экологически адекватной личностью способен исполнить главное свое предназначение: жить полнокровно, долго, в полную мощь.

Мистика

Точное значение мистики следует понимать как свойственную человеку способность прямого контакта с высшей реальностью, Богом. Эта способность не связана с сенсорным или интеллектуальным восприятием, но она может быть обнаружена и развита в глубинах подсознания человека.

Мистик - это человек, который в результате тренировок овладел навыком целостного мышления на всех уровнях сознания: интеллектуального, эмоционального, психического, вплоть до космического — спонтанного, параллельного, гармоничного и одновременного.

Бог

Бог — непостижимая абсолютная реальность, из которой всё проявляется, зарождается, вытекает, обретает жизнь, находит свое завершение. Другими словами, причина жизни называется Бог. Проще простого. Вместо двух слов «причина жизни» традиция использует одно слово — Бог. Рассматривая любое явление, мы добираемся до его истоков, чтобы обнаружить, что Бог является его вечным началом и вечным концом - и выйти за его пределы невозможно.

РАССМОТРИМ ЭТО НА ПРОСТОМ ПРИМЕРЕ. Предположим, что объект исследования - это я. На вопрос: «Откуда я взялся?» — можно ответить: «Мама родила», и это будет ясным, конкретным, очевидным фактом. Все прозрачно, факт моего рождения неоспорим, в нем нет ничего мистического! Все согласятся, что меня родила мама. Тогда второй вопрос: «А как возникла мама» Ответ: «Её родила бабушка». Следующий вопрос: «Откуда взялась бабушка?» Ответ: «У бабушки тоже была мама».

Если мы продолжим задавать аналогичные вопросы и отвечать в том же духе в течение одной тысячи лет, шестьдесят раз в час, 365 дней в году, то мы зададим 535 600 000 раз вопрос про очередную маму. Можно продолжать это делать еще несколько тысяч лет, и каждый раз ответ будет один и тот же. В зависимости от степени нашего терпения, настойчивости и выносливости приходит момент, когда мы устаем и говорим безнадежным голосом: «Я не знаю». Вот это самое «я не знаю» мудрый черкес называет Богом — единственным реальным источником жизни, проникнуть за пределы которого мы не в состоянии.

Здесь я хотел бы пригласить читателя обратить особое внимание на выражение «я не знаю», сказав которое, мы предполагаем, что существует нечто такое, чего мы не знаем, но и не отрицаем факта существования этого «НЕЧТО», Бога. На вопрос: «Откуда появилась очередная мама?» — мы честно ответили: «Я не знаю». Мы не хитрим, отвечая: «Ниоткуда». Ответив: «Не знаю», мы предположили, что существует нечто, чего мы не знаем. Отсюда мы заключаем, что наша задача состоит не в том, чтобы верить или не верить в Бога. Мы приходим к выводу, что Бог существует, но мы с ним не знакомы.

Итак, наша задача не верить в Бога: наша задача познать Непознанное. Говорить, что я верю в Бога так же абсурдно, как говорить, что я верю в математику. Не существует веры в математику. Я либо знаю, либо не знаю математики. Мудрый черкес не будет молить о вере в Бога. Он никогда не скажет, что нужно верить в Бога. Мудрец скажет: «Давайте поищем то невидимое, вечное, абсолютное, что творит и поддерживает жизнь».

Мистический опыт является единственным путем поиска Бога, а значение слова «мистический» мы уже знаем. Вернемся к этому абзацу и перечитаем его медленно, не спеша, несколько раз, пока не придет ясность понимания:

Мистика - это свойственная человеку способность прямого контакта с высшей реальностью, Богом. Эта способность не связана с сенсорным или интеллектуальным восприятием, но она может быть обнаружена и развита в глубинах подсознания человека.

Человек

Человек — это высшая форма, шедевр, полномасштабное произведение вечного, абсолютного, невидимого Духа Творческой Силы, Бога.

Любое живое существо таит в себе эту животворящую силу, но знание о ней зависит от степени осознанности каждого конкретного существа. Степень осознанности достигает своей наивысшей точки у человека в результате духовных практик, образования и воспитания. У этой науки есть своя дисциплина, которая называется Аамста Кябзэ (абх.) или Уорк Хабзэ (адыг.). Оба термина означают одно и то же: дисциплина элиты. Определение этой науки следующее:

Аамста Кябзэ — это процесс пробуждения и развития скрытых способностей человека соизволением и руководством Божьим.

— Когда человек практикует эту дисциплину, понимает её и продвигается вперед шаг за шагом, он становится целостным человеком, использующим все свои способности; становится человеком завершенным, достигшим прямого контакта с Богом. Слово Бог следует понимать только в соответствии с определением, данным выше, забыв любые другие определения и концепции. Забудьте хотя бы на время привычное религиозное понимание Бога, чтобы быть готовым воспринять то, о чем я говорю.

Итак, поскольку все существующее во Вселенной рождается, проистекает из Бога, Бог везде и во всем, Без божественного присутствия внутри объекта ничто не может существовать и быть живым.

Как я уже говорил, наша задача - найти Бога, Если мы ищем то, что находится повсюду, имеет смысл искать максимально близко. Если Бог повсюду и присутствует во всем, в том числе и в нас самих, тогда вместо того, чтобы искать Бога где-то далеко на небе, стоит поискать его внутри себя, и, таким образом, наши шансы на успех явно повышаются.

Возникает принципиальный вопрос - а есть ли у нас способность к такому поиску? Традиция отвечает утвердительно, добавляя, что эта способность существует как скрытая, спящая потенция, и ее необходимо разбудить и развить. И это всё, что необходимо. Сделав это, мы воссоединяемся с Источником. Жизни. Мы и так представляем собой неделимое целое, просто потому, что живы, но мы не осознаем этого единства. Мы ищем именно осознанность единства, которая превращает наше тело в орудие Бога в земном путешествии.

Повторю еще раз: наше тело уже является орудием Бога на каждом этапе нашей жизни, осознаем мы это или нет, но между знанием и неведением -— пропасть. Мы называем животворящую внутреннюю силу душой. Традиция говорит, что душа - это то, что мы подразумеваем, когда говорим: «Я», «Я есть». Кроме того, традиция говорит: «Я — это душа, и у души есть зело». Обратите внимание, что человек - это не тело, у которого есть душа. Этот пункт требует четкого понимания: человек — это душа, которая обладает телом.

Тело — орудие души. Выражаясь языком Библии, можно сказать, что тело — храм Божий. Таким образом, если мы говорим «Я» в состоянии полной осознанности этого «Я», мы говорим о Боге. Повторяю: это относится только к тем, кто достиг полного внутреннего осознания, а не просто интеллектуального понимания. Для такого достижения необходима тренировка. Черкесская элита использовала для тренировки дисциплину Аамста Кябзе под бдительным руководством мастера, и эта наука включает в себя серию упражнений сознательного дыхания.

В течение многих тысяч лет послание Кябзэ было передано сотням мудрецов в разных частях света, которые применили его под разными именами в различных эпохах в соответствии с географическими, культурными, социальными условиями и особенностями своего народа. Послание было передано Аврааму, Моисею, Будде, Заратустре, Иисусу, Магомету в качестве эзотерической сущности тех религиозных учений, которое они привнесли в мир. Впоследствии послание было повторно привнесено в Ислам, дав рождение исламскому суфизму.

Однако задача несколько иная, а именно: указать на значимость духовного развития в достижении целостного здоровья. Нам необходимо вернуться к прикладному аспекту духовного развития и ответить на вопрос о качестве жизни человека, достигшего абсолютной истины или, другими словами, установившего прямой контакт с Богом, единство с Ним.

В этом состоянии бытия человек обнаруживает себя в ясном и недвусмысленном осознании неразрывного единства со всей Вселенной. Его охватывает глубочайшее чувство гармонии со своим окружением. Вибрация безусловной любви АГАПЕ вспыхивает в нем и сжигает все психологические яды. Человек становится человеком любви, тем, о котором сказано в первом послании Коринфянам в Новом Завете.

Все, о чем мы до этого момента говорили, может быть суммировано несколькими тезисами.

Для достижения долголетия и благополучия, полнокровной и изобильной жизни нам, во-первых, необходимо избавиться от токсинов в нашем организме. Существует два вида токсинов — физические и психологические, и на каждый вид имеются определенные методы очищения, о которых вы теперь знаете.

Во-вторых, нам необходимо приобрести правильное знание и руководство для того, чтобы использовать наше свободное от токсинов бытие для достижения жизненного изобилия. Вспомним, что сказал Мастер Иисус: «Я пришел, чтобы имели жизнь и имели с избытком». И это единственный раз на протяжении всей Библии, где он говорит о цели своего прихода!

Есть только одна тема, которую я специально оставил незавершенной, и теперь пришло время к ней вернуться. Эта тема из раздела ЧЕЛОВЕК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ и называется она супружеская жизнь.

Для семейной пары, в которой оба партнера достигли состояния прямого контакта с Богом, возникает четвертое измерение, которое входит в их единение. Близкие отношения для такой пары становится космическим актом, в котором партнеры являются точками контакта двух половинок, образующих одно целое.

Союз двух становится «браком на небесах». Наслаждение испытывается как нечто абсолютно всеобъемлющее. Партнеры тают в этом. Они выходят из близости в состоянии, напоминающем состояние боксера после нокаута. Это уже не просто физические ощущения, речь идет об удовольствии всей нервной системы, от кончиков пальцев ног до макушки головы. И хотя природа этих ощущений вполне физиологична, в ней, со всей очевидностью, присутствует некая невидимая, тончайшая вибрация и пульсация, от которой оба партнера чувствуют нечто похожее на слияние двух рек радости, одна в другую. Такому состоянию нет аналогов. Возможно, так вершили его боги греческой мифологии. Близость охватывает собой все бытие и становится божественным опытом. Только пара, достигшая этого уровня, способна жить моногамной жизнью естественно, искренне, свободно от каких бы то ни было следов лицемерия.

От современного западного брака ждут того же самого, причем от каждой супружеской пары. Ждут невозможного. Это похоже на ожидание молодого человека стать врачом без необходимого образования и врачебной практики. Плачевный результат можно предсказать заранее.