Уж простите, что я опять к вам с грустными новостями. Про иноагентов уже писали СМИ, но я не понимаю, почему некоторые думают, что новый закон не коснется обычных пользователей.
Зачем вообще разбираться в этих ваших иноагентах
Часто самые важные слова прячутся где-то в дебрях законов.
В нашем случае — в части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" с изменениями от 30.12.2020 г.:
действие статьи 2.1 распространяется на лиц, деятельность которых подпадает под признаки, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона.
А вся статья 2.1 названного Закона рассказывает о том, кто относится к иноагентам и какие обязанности на них возлагаются.
Иными словами: все ограничения для иноагентов в равной мере распространяются на всех, кто похож на иноагентов.
Правовая маска
Вспомните прошлую зиму и первые новости о ковиде. Многие не верили в него, считали фейком или формой гриппа. Прошел год и миллионы людей лично столкнулись с этой болезнью. Большинство из нас научилось носить маску и снижать риски заболевания.
Моя сегодняшняя статья — это своего рода “правовая маска” для пользователей интернета, особенно активной его части: журналистов, блогеров и их подписчиков. Маска, которая снизит ваши риски. Но это не точно (с).
Виды иностранных агентов
Функции иностранного агента могут выполнять:
- физическое лицо;
- СМИ, иностранное СМИ;
- некоммерческая организация (НКО).
Законы, которые вводили эти понятия, разные и принимались они в разное время: сначала про НКО, затем иноСМИ, и только напоследок физлица. Возможно, поэтому произошло смешение понятий в обычном понимании.
Те люди, кто читает новости только заголовками, вообще ничего не заметили. Ну вроде какая разница: иноагенты и есть иноагенты. Они “ино”: шпионы и засланные гонцы, а я тут не причем.
Все же разница есть, и поэтому сегодня я пишу о физических лицах и о Законе № 272-ФЗ.
Физлицо — иноагент
В законе используется понятие не “иностранный агент”, а “лицо, выполняющее функции иноагента”. Слова разные, но смысл тот же.
В сухом остатке:
Физическое лицо, выполняющее функции иноагента — это физлицо, осуществляющее политическую деятельность или сбор военных сведений, включенное в специальный реестр Минюста, или подпадающее под указанные признаки.
Признаки лица, выполняющего функции иноагента
Деятельность на территории РФ
Про офлайновую активность все понятно: шествия, пикеты или митинги на улицах любого российского города.
Если контент сайта направлен на пользователей из России, на сайте используется русский язык или язык народов России, то это онлайновая территория России — Рунет.
Такие критерии Рунета неоднократно указывали и Федеральная антимонопольная служба в делах о распространении рекламы и Роскомнадзор в делах о распространении информации.
Это означает, что постить в Фейсбуке на русском языке тоже считается деятельностью на территории РФ.
И это означает, что такой критерий, как территория деятельности, никакого решающего значения не имеет.
Деятельность в интересах иностранного источника
Интересы — это оценочная категория. В каждом случае достаточно формально указать, что конкретный материал размещен в чьих-то интересах. Интерес же всегда найдется. Подтвердить или опровергнуть наличие интереса сложно.
Поддержка указанных видов деятельности
С предоставлением прямых выплат, например, иностранных грантов, вопросов не возникает.
Доходы от контекстной рекламы, всевозможные платные подписки и пожертвования я включаю сюда же — монетизация блога помогает блогерам создавать контент и привлекать новую аудиторию, а значит поддерживает его деятельность.
Организационно-методическая помощь
Это далеко не всегда традиционная и уже устаревшая методичка. Под это определение подходят:
- получение иностранного образования, например, в сфере коммуникаций, политологии, социологии, юриспруденции и т. п. Степень MBA подходит, кстати?
- прохождение всевозможных курсов, например, о поисковой оптимизации сайтов в Google;
- иностранный хостинг у вашего сайта. Чем не организационная поддержка?
- и т.д и т.п.
Остается еще два критерия — политическая деятельность и сбор данных о военной деятельности. Последний пока не рассматриваю, потому что перечень данных еще не определен, а вот что относится к политической деятельности в законе перечислено.
Политическая деятельность
Политическая деятельность в целях Закона № 272-ФЗ обозначена как деятельность в сфере:
- государственного строительства;
- защиты основ конституционного строя Российской Федерации;
- федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации;
- обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности;
- обороны страны;
- внешней политики;
- социально-экономического и национального развития Российской Федерации;
- развития политической системы;
- деятельности государственных органов, органов местного самоуправления;
- законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Цели политической деятельности — оказание влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.
Политическая деятельность осуществляется в следующих формах:
- участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
- участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
- публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
- распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
- формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
- вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
- финансирование указанной деятельности.
Что не относится к политической деятельности
К политической деятельности не относится деятельность в области:
- науки, культуры, искусства;
- здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан;
- социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан;
- защиты материнства и детства;
- социальной поддержки инвалидов;
- пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
- защиты растительного и животного мира;
- благотворительная деятельность.
Примеры:
Вышел на митинг, написал пост с критикой закона, создал соцопрос, задонатил блогеру — занялся политической деятельностью.
Снимаешь видео про ЗОЖ? Пока все в порядке, ты не иноагент.
Обязанности иноагентов и лиц, похожих на иноагентов
Отчетность. Минимум раз в полгода отчитываться в Минюст о своей деятельности, о доходах, полученных от иностранного источника и расходовании данных средств. Это предусмотрено частью 6 статьи 2.1 Закона №272-ФЗ.
Форму отчета Минюст еще не успел утвердить. Как появится — напишу.
Маркировка контента. И у нас опять сложная формулировка части 7 статьи 2.1 Закона № 272-ФЗ:
Материалы, издаваемые и (или) распространяемые физическим лицом, включенным в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, информация, касающаяся деятельности данного физического лица в связи с выполнением им функций иностранного агента, распространяемая через средства массовой информации, должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) изданы и (или) распространены физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо касаются деятельности данного физического лица.
Я вижу, что эта норма описывает два случая:
- маркировка иноагентом своего контента;
- маркировка информации о деятельности иноагента, распространяемая через СМИ.
Из этого следует, что репост материала иноагента обычным пользователем или сайтом, не имеющим статуса сетевого издания, т.е. не зарегистрированным в качестве СМИ, отдельно маркировать не нужно.
Но для СМИ отсутствие маркировки грозит нарушением статьи 4 Закона “О средствах массовой информации” — это считается злоупотреблением свободой массовой информации. Там же мы видим, что маркировкой должны сопровождаться все материалы СМИ, распространенные в интернете.
И мы должны помнить о статье 6 Закона № 272-ФЗ, которая обязывает выполнять требования статьи 2.1 всеми физическими лицами, подпадающими под признаки иноагента. Не обязательно включенными в реестр Минюста.
Роскомнадзор уже утвердил форму сообщения, которым должны маркироваться все материалы СМИ, выполняющих функции иностранного агента. Но пока нет специальных требований к маркировке контента физлиц-иноагентов. Думаю, что они будут аналогичными.
Есть и другие ограничения, например, иноагент не может быть назначен на должности в государственных органах и органах местного самоуправления.
Ответственность иноагентов-физических лиц
Уголовная ответственность: статья 330.1 Уголовного кодекса РФ в редакции, вступающей в силу 1 марта 2021 года, будет предусматривать ответственность и для физлиц-иноагентов.
Уголовная ответственность последует только после привлечения к административной: в новой редакции уголовного кодекса уже содержится ссылка на еще не принятую статью 19.7.5-4 КоАП.
Она есть пока только в виде принятого в первом чтении законопроекта. Изучить законопроект можно на сайте Госдумы. Принятие закона запланировано на февраль 2021 года.
Промежуточные выводы
Если бы я писал детективный роман, то завязка сюжета была бы такая: убийца — дворецкий, а также все лица, подпадающие под признаки дворецкого.
Как будут применяться нормы об иноагентах точно пока не известно. Очевидно, что скоро будут выпущены разъяснения Минюста и Роскомнадзора. Будем следить за практикой применения и первыми судебными решениям.