В 4.00 22.06 в штаб округа начали беспрерывно поступать донесения, главным образом систем ПВО о бомбардировках – с этой записи начинается для Западного фронта РККА Великая Отечественная. В ней он сгинет и будет уничтожен немецкими танками, пехотой и авиацией уже через две недели после начала боевых действий. Собственно, поэтому, журнал военных действий штаба Западного фронта это крайне трагичный для нашей истории документ.
Это цикл беспрерывных записях о немецких бомбардировках, атаках танков и потерях связи с городами, с приграничными частями РККА. При этом, есть данные о самых первых контратаках. Например, уже 22 июня части 14-го механизированного корпуса ( две танковых дивизии) получают приказ атаковать противника, в брестком направлении. При этом, никакой реальной информации уже сразу же не было у штаба Западного фронта, регулярно мелькают фразы в стиле: силы противника не установлены, о положении данных не имею, результатов не имею. Вот так начиналась война.
Уже в первый день части Западного фронта потеряли 738 самолетов, из них 528 уничтожил противник на земле. Не выдержав позора генерал-майор авиации Иван Иванович Копец застрелился. Поздно вечером, в штаб фронта прибывают маршалы Шапошников и Кулик. Но бедственное положение этот факт уже никак не мог исправить, а советские танковые дивизии уже тогда были по факту обречены, ибо ни о подвозе горючего, ни о новых боекомплектах говорить не нужно, ибо их не было. Это еще пол беды, например, с частями 6-го механизированного корпуса была только через специальных делегатов, а связи между корпусами вообще не было.
Провалился в итоге удар как уже названного 14-го механизированного корпуса, в составе которого были одни легкие танки, а также ударная группа Болдина включавшая в себя 6-й мех.корпус не отбила Гродно. Трагедия постепенно набирала обороты, причем ошеломительными масштабами: майор Петров из состава Западного фронта, автор журнала военных действий в конце дня 23 июня запишет: “В итоге второго дня войны противник продолжал стремительно развивать успех на левом фланге Западного фронта, встречая незначительное сопротивление деорганизованных и почти неуправляемых частей 4 А. На правом фланге и в центре шли бои с переменных успехом.”.
Что касательно 6-го механизированного корпуса, в составе которого было достаточно средних танков Т-34, то тот не выполнил приказ 23 июня ибо попал под массированный удар немецкой авиации, дивизии не имели четкого управления. И как писал командующий фронтом генерал Павлов в те дни командующему 10-й армии: “Почему мехкорпус не наступал. Кто виноват? Немедленно активизируйте действия и не паникуйте, а управляйте. Надо бить врага организованно, а не бежать без управления”. 6-й механизированный корпус, включавший в себя 1021 танк (из них 352 танка КВ-1 и Т-34) 26-27 июня попал в немецкое окружение и был уничтожен.