Найти тему
Виктор Сухарев

Минск... Трагедия на станции Немига. Девочек хоронили в свадебных платьях. Кто виноват?

Событию, о котором я хочу рассказать, минуло более двадцати лет... Но порой глядя по сторонам у нас в России или отслеживая хронологию событий в сегоднешней Белорусии, понимаешь, насколько трагедия двадцатилетней давности актуальна для нашей современной действительности, как спичка в стоге сена. И дело даже не в том, что произошло в Минске двадцать один год назад, а как это произошло.

30 мая 1999 года многие минчане пришли на берег реки Свислочь на праздник пива и приуроченный к нему концерт группы «Манго-Манго». Внезапно началась гроза, сопровождаемая крупным градом. Около двух с половиной тысяч молодых людей попытались укрыться от непогоды в подземном переходе. В результате давки погибло 53 человека, среди которых 40 девушек и два сотрудника милиции, пытавшиеся спасти людей. Большинство погибших — молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Только трём погибшим было более тридцати лет — 36, 47 и 61 год. Более 150 человек получили различные ранения.

Как это было? Вот что об этих событиях рассказывают журналисты на сайте Белорусских новостей в статье "Празник, продлённый навеки":

"...В окрестностях Дворца спорта подходил к концу праздник, организованный FM-радиостанцией «Мир» в честь собственного двухлетия. Поучаствовать в розыгрыше призов от производителя сигарет «Магна», попить пива от «Оливарии» и послушать группу «Манго-Манго» собрались несколько тысяч минчан. При первых раскатах грома и каплях дождя те из них, кто находился вблизи станции метро, бросились искать укрытия в подземном переходе. Навстречу весело улюлюкающей толпе как раз вышли многочисленные пассажиры очередного поезда. На ступеньках перехода произошло столкновение.

Спуск на станцию "Немига"
Спуск на станцию "Немига"

Возбужденная толпа снаружи отбросила поднимавшихся людей назад, под землю. Кто-то упал на гранитный пол — пролилась первая кровь. На ней кто-то поскользнулся, повлек за собой других. Упавших начали топтать. Дождь усиливался, и напор людей, желающих остаться сухими, нарастал. А тут еще с той же стороны, от собора, в переход кинулись случайные прохожие, спасавшиеся от дождя.

Столкновение было страшным. Сквозь веселые крики и свист пробились крики боли. Свидетельство девушки, оказавшейся в подземном переходе: «Помню, прямо передо мной мужчина держал девочку на руках и кричал: «Осторожнее, не задавите ребенка!» Но толпа все давила. Там были такие веселые парни, которые с криком «Эх!» надавили, и я потеряла сознание...»

А люди падали и падали под ноги все набегающей толпе. За считанные минуты в стометровый переход набилось более двух тысяч человек. Образовалась плотная, едва шевелящаяся пробка. Люди, оказавшиеся неподалеку, говорили, что из подземелья валил пар. В этом аду выживали и выбирались наверх самые сильные. Они оставляли за собой остальных, буквально размазанных по стенам, вдавленных в пол перехода, задохнувшихся в неимоверной давке… (обо всем этом рассказывает документально-честный интернет-сайт «Трагедия на Немиге»)

Следы человеческих рук на потолке (!) в подземном переходе Немиги. Когда масса тел валилась по ступенькам вниз, то некоторые люди выдавливались поверх остальных и отчаянно хватались за уступы. Отпечаток последнего смертного мгновения… Фотожурналист Артур Прупас успел запечатлеть это свидетельство перед тем, как его приказали стереть.
Следы человеческих рук на потолке (!) в подземном переходе Немиги. Когда масса тел валилась по ступенькам вниз, то некоторые люди выдавливались поверх остальных и отчаянно хватались за уступы. Отпечаток последнего смертного мгновения… Фотожурналист Артур Прупас успел запечатлеть это свидетельство перед тем, как его приказали стереть.

Вот что об этих событиях рассказывают те, кто в них выжил:

Тимофей, 17 лет [здесь и далее возраст, места учёбы и работы героев материала указаны на момент трагедии. — Еврорадио]: "Встретились с друзьями в восемь часов возле сцены. Мы пили пиво. Говорят, там не было нетрезвых людей. Не то чтобы "нетрезвые", просто пьяные, и они буйствовали уже возле сцены. Буйство уже там начиналось. Толкались, выкрикивали что-то. А потом упали первые капли дождя. Молний таких я никогда раньше не видел. Небо такое… как на религиозной картине. Только не подумайте, что я хочу сказать, что это Бог и всё такое. Я думаю, не в этом дело, а просто люди — бараны.

Пока шёл дождь, мы стояли под ёлками. Потом толпа возле метро стала рассасываться, и стали выходить оттуда люди, такие зелёненькие… Это потому, что им дышать было нечем. Девчонки почти все плакали. Но мы ещё не знали, что произошло. А потом к нам под ёлки принесли парня. Ему приподняли майку, там была кровь… Всё, что от пупка и ниже, ему отдавили. Одному моему другу стало плохо. У нас у всех был шок. Мы не знали, что делать. Стали выносить людей, останавливать машины. Многие не хотели везти, отворачивались. Тогда им давали оплеуху, закидывали в машину по две девчонки и говорили: "Вези!" На проезжую часть выскочил мужчина, он размахивал над головой курткой, кричал: “Что вы стоите, как шакалы, идите помогать!" Мы побежали помогать. Сначала были не в самом переходе, а наверху, где начинаются ступеньки. Нам передавали тела, а мы относили их на траву. Одну девчонку на руках понесли во 2-ю больницу, наверное, они её не донесли. Первая "скорая" приехала через 5-10 минут. Врачи работали очень хорошо. Мы спустились в сам переход. Особо не присматривались, надо было выносить людей. Кровь, мозги. Сумки валялись, обувь, документы. Потом приехали "чёрные береты" и оцепили метро. Один парень стал кричать: "Где вы раньше были?" Омоновцы стали бить его дубинкой.

Я не могу сказать, сколько было жертв. Но почему никто не говорит о беременной женщине, которая там находилась? Почему не говорят о ребёнке, которого мужчина умолял "взять" в "скорую"? Было ли мародёрство? Девушки видели, как пьяные парни снимали с трупов цепочки и кольца, забирали сумочки. Там много всякого народа ходило "не при деле", бомжи бутылки собирали. Наши люди —  бараны, но если бы на площадке для концерта были тенты, чтобы можно укрыться… У меня после того, что я увидел, три дня была депрессия. Я на следующее утро проснулся и сказал друзьям: "Я сегодня не такой, как раньше"…

Погибли в основном девчонки...
Погибли в основном девчонки...

Вероника, 18 лет: "Одна девчонка рассказывала, что её подружку так сдавили, что у неё изо рта кровь пошла. Девчонок очень толкали и били, чтобы проходили быстрее, думали, что там просто специально не проходят — "прикалываются". Вы представляете, идёт девчонка, а её толкает парень, который пиво мешал с водкой. А толпа сзади всё наваливалась… Погибли в основном девчонки, потому что парни посильнее. И каблуки… Ведь даже если туфли на маленьком каблучке, но набойка не резиновая, а пластиковая, то очень легко поскользнуться и очень трудно встать потом. Девушки первые кинулись в метро, потому что парням дождь не так страшен — они были в рубашках и пиджаках. А девушки в открытых летних платьях".

Андрей Амельченко, друг погибшего Димы Корзуна: "Когда очень сильно начали давить, я руки прижал к груди: руки отожму — вдохну, и опять прижимаю. Подруга оказалась рядом со мной, я помогал ей, но она говорит: "Воздуха не хватает. Мне нечем дышать". Воздуха там действительно не хватало, душно было. Говорю: "Света, голову вверх, дыши". Она тянулась. И тут раздался крик: "А-а-а-а-а-а-а…" До этого всё более или менее спокойно было, но, когда начали кричать, волосы зашевелились от страха. Такой крик был: буквально все — девчонки, мужики, женщины — кричали. Невозможно было слушать. Я думаю: "Всё, пропал…" Минуту этот крик стоял, потом — тишина… Потом пошёл крик: "На-зад!" Кто-то начал — и все из последних сил: "На-зад, на-зад, на-зад!.."

Девочек хоронили в подвенечных платьях...
Девочек хоронили в подвенечных платьях...

Серегей Химчук, 15 лет: "Передо мной оказалась девушка. Она была чуть ниже меня ростом, с чёрными волосами, в куртке "джуд". Когда я упал, так получилось, что левой рукой я схватил её за живот, за куртку, а правая рука была свободна и находилась наверху. Нас душили. Ни я, ни она не могли вздохнуть, она кричала. Я кого-то ударил локтем, кажется, попал в лицо. Этот кто-то пошевелился, и я почувствовал, что девушка вздохнула, а потом вздохнул и я. Снова начали душить. Потом услышал крик: "Толпа!" — и всё, началось удушье. Но я видел, что в метро было открыто трое дверей. Под давлением одну из дверей вынес какой-то человек, не видел, кто это был, мужчина или женщина. Может быть, мне это показалось, но оттуда, из метро, чьи-то руки доставали, выхватывали людей из толпы…"

Валера Мурашко, друг погибшей Алёны Вишневской: "Я считаю, что вина за случившееся лежит на властях, потому что в другие праздники всегда выставляли наряд милиции и смотрели за порядком, предотвращали малейшее нарушение, а в этот раз омоновцы стояли лишь вокруг сцены и отгоняли тех, кто пытался на неё забраться. Когда в переходе народ давил друг друга, я не видел ни одного милиционера. Все омоновцы, что были на празднике, спрятались в автобус от дождя, а потом просто уехали..."

"Я считаю, что вина за случившееся лежит на властях..." (Валера Мурашко)
"Я считаю, что вина за случившееся лежит на властях..." (Валера Мурашко)

Воспоминания журналиста:

Павел Жук, на момент трагедии главный редактор газеты "Навіны": "Было около часа ночи, когда мы с двумя фотографами снова приехали в больницу скорой помощи. Нам сказали, что здесь всего 15 погибших и все отправлены в морг. Мы пошли туда, но вдруг приехала машина с охраной впереди, сзади и на борту. Мы подумали, что приехали забирать мёртвых, но оказалось, что привезли ещё. Мы направились туда, подошли к этой машине и увидели, что кузов забит трупами. Я говорю: "Скорее фотографируйте!" Ребята смогли сделать несколько кадров. Но как только милиционеры увидели вспышки, сразу же набросились на нас Я считаю, что снимать то, что уже произошло, —- это не нарушение моральных норм. Более того, показать, как с этими погибшими детьми обходились, — нужно. Милиция не оказывала помощи, а занималась другим — они избили парня, который фотографировал во время трагедии. Он был там в самый момент, когда всё началось. У него были отсняты две плёнки: с самого начала и до того времени, когда пьяные молодцы начали с гиканьем срывать с погибших золотые украшения. На него налетели омоновцы, разбили фотоаппарат, забрали плёнки. Плёнки забрал у него капитан – одну засветил, а вторую положил себе в карман. И где-то она есть".

Как это могло произойти?
Как это могло произойти?

Первый вопрос, который задаёт себе любой нормальный человек: как это могло произойти? Вопрос, на который пытаются ответить авторы статьи "Празник, продлённый навеки":

"29 мая 1999 года — за один день до катастрофы на Немиге — газета «Советская Белоруссия» напечатала журналистские заметки «Типы нашей улицы». Это были тревожные размышления об откровенном отупении белорусского общества, о «детях бетонных кварталов», об «уличных отморозках, которые способны затоптать насмерть кого угодно»:

-8

Пива и зрелищ! Не имея возможности заработать нормальным путем на достойную жизнь, в том числе на здоровый отдых и развлечения, люди бездумной массой выходят просто на улицы и по-скотски ломятся за подачками.

Бедные люди. Бедные — во всех смыслах. Газетная публикация была проиллюстрирована фотоснимком предыдущего «городского праздника» — одуревшая толпа с пластиковыми бутылями дешевого пойла валит по проспекту Машерова (ныне проспект Победителей) в Минске. Вот один из парней дует пиво «из горла», усевшись «ради понта» на плечи товарищу… То самое место неподалеку от станции метро Немига!"

Сотрудник милиции и медики перекладывают раненого на носилки возле больницы скорой помощи, куда его доставили от станции метро Немига вечером 30 мая 1999 г.
Сотрудник милиции и медики перекладывают раненого на носилки возле больницы скорой помощи, куда его доставили от станции метро Немига вечером 30 мая 1999 г.

А теперь давайте вернёмся к событиям на станции метро "Немига" и послушаем историю о девушке, которая осталась жива благодаря порвавшейся босоножке:

"...В училище их было три подружки — Лена, Оля и Люда. Всем по шестнадцать лет. На «пивной праздник» приехали порознь, потому что жили в разных районах. Здесь встретились, вместе веселились. Итог следующий: Лена погибла, Оля попала в реанимацию, уцелевшая Люда живет с психической травмой, у нее не сложилась личная жизнь, нет и не может быть детей. Во что об этом дне, впервые после долгого молчания, рассказывает Люда:

«…К эстраде, возле которой раздавали пиво, нам было не пробиться. Там теснились парни, которые пришли со своими подружками, а у нас кавалеров не имелось. Но мы тоже напрыгались, накричались вдоволь, а потом присели передохнуть на скамейке. Начали обсуждать обновки к лету. У Лены оказались новые босоножки, а у меня — тоже. И тут выяснилось, что босоножки Лены больше подходят по цвету к моим колготкам, а мои — к одежде подруги. Решили на время поменяться обувью. Переобулись, и, кажется, это я предложила купить пива и бутербродов в гастрономе на другой стороне проспекта». — «Людмила, позвольте вопрос. Вы в шестнадцать лет уже пили пиво?..» — «Про Лену и Олю не могу сказать. Мы при таких обстоятельствах встретились впервые. А насчет себя скажу откровенно: да. Я выросла во дворе хрущевской пятиэтажки на «Розочке» — улице Розы Люксембург. Отца в семье не было. Мама работала медсестрой в девятой больнице, постоянно на дежурствах. И у нас во дворе было нормальным такое, что даже девчонки скидывались от скуки и брали «полторачку» на троих… Я побежала на ту сторону проспекта в гастроном. В этот момент хлынул ливень. Помню, капли поначалу били в землю, как пули, отскакивали от нее и оставляли на колготках пятна. И тут я с ужасом почувствовала, что у новой босоножки, взятой на время у подруги, отрывается ремешок. Замедлила шаг, тревожно оглянулась. Но девочки махнули мне издали и показали руками, что побегут прятаться в метро. И вот мои крепкие босоножки понесли Лену навстречу ее смерти… Это я во всем виновата. Простите меня!»

Бог видит, Людмила, что виноваты вы только в одном. В том, что вообще пришли на тот странный искусственный «праздник».

Вопрос не в том, что бесплатные развлечения были плохо организованы...
Вопрос не в том, что бесплатные развлечения были плохо организованы...

Но кто-то же виноват в случившемся. Кто?..

Безответственные дельцы под покровительством официальных властей заманили в одно тесное место тысячи простых небогатых людей и подогрели их… не столько даже пивом, сколько провокационным общим «кодированием»: балдейте «на халяву», хватайте бесплатное.

В лучшем случае такие «городские праздники» унижают человеческое достоинство. В худшем — становятся причиной трагедий. Ибо толпа, заряженная подобным «кодом», способна на что угодно.

Вопрос не в том, что бесплатные развлечения были плохо организованы, что где-то не закрыли или наоборот открыли какие-то входы-выходы. Такие мероприятия нельзя «улучшать». Их в принципе не должно быть в здоровом обществе, потому что в основе здесь — провокация низменных, на уровне инстинктов устремлений. А устремления эти такие: коль дают бесплатное, то надо давиться и хапать побольше.

Синдром массы… Если начать вспоминать, то обнаружится, что «предтечей» трагедии на Немиге было несколько. Человеческое обличье терялось там, где что-то «давали». Разве что смертей в давке еще не случалось. Достаточно упомянуть открытие «Макдональдса» на проспекте (за несколько месяцев до трагедии Немиги) с бесплатной раздачей чизбургеров, когда масса уличных гопников готова была разнести центр столицы.

Подросло новое поколение граждан «благополучной и стабильной» Беларуси: люди с бутылкой пива в руке и «со шкваркой» в голове.

Толпа и «личное пространство»
Знакомая англичанка, которая прожила в Минске около года, рассказывала, что сумела привыкнуть у нас ко многому, кроме одного — взаимной людской бесцеремонности (по-русски говоря, обыденному хамству):

— Вхожу в вагон метро и чувствую, как сзади подталкивает меня в поясницу чья-то рука. Толчок не сильный, а так, «для порядка» — как в улье или муравейнике при контакте насекомых. Заведомо ясно, что быстрее, чем кому бы то хотелось, пассажир не продвинется, но ваши люди, похоже, инстинктивно производят «пальпацию» впередистоящей особи. В Лондоне, если вы вот так же хамски прикоснетесь к кому-то, то наверняка получите ответный удар зонтиком или тростью. Ваше чисто машинальное движение расценят как физическое нападение…

Для сравнения характеров минской толпы и лондонской мне показали вот этот фотоснимок:

Это толпа, но не стадо...
Это толпа, но не стадо...

Да, толпа явно «не наша»… Иной тип. Гляжу на фото и думаю вот о чем: за давностью лет уже, верно, не важен событийный повод, по которому десятки тысяч лондонцев заполнили пространство какого-то там «сквера». Более интересно другое — форма самоорганизации людского скопления.

Приглядимся внимательнее: это толпа, но не стадо. Вне сомнения, действует тот самый «эффект английского джентльмена», о котором писал еще Тургенев в «Отцах и детях»: требуя уважения к себе, человек уважает прочих сограждан. Так люди становятся не «массами», не «материалом», а самоценными личностями.

Что я мог ответить англичанке… Что, к сожалению, по нашим улицам ходят люди, о которых принято говорить, что они выросли в очередях. Что их отцы и деды-прадеды спали вповалку на полатях, на нарах и «ген давки» укоренился, похоже, надолго.

Да, есть проблема того, что на среднеевропейском уровне понимается как personal space — личное человеческое пространство.

Захожу в современный минский банк, чтобы получить наличность. Очередь — каких-то пять человек, все стоят свободно. Следом за мной влетает объемистая тетка с пластиковыми авоськами и бросается грудью на прилавок. Однако ей вежливо указывают на белую черту. Эта черта на полу зала метрах в двух от окошка — граница пресловутого personal space. Когда первоочередной клиент манипулирует с деньгами, то из уважения к такому интимному процессу остальные люди должны выдерживать дистанцию.

Тетка, ругаясь вполголоса, становится за мной. Она уверена, что если перед прилавком никто не сгрудился, не прилип один к одному, то это противоестественно. Нашу флегматичную очередь она всей своей натурой пытается превратить в агрессивную напирающую толпу. А когда я оказываюсь у белой черты, выдает мне на прощание ощутимый пендель.

Я знаю, кто устроил давку на Немиге вечером 30 мая 1999 года — сынки этой тетки.

Без царя в голове...
Без царя в голове...

Еще картина. Вполне культурная и просторная конечная остановка троллейбуса с тыльной стороны железнодорожного вокзала — на улице Дружной. Народу человек тридцать, но никто не нервничает. Все знают, что регулярно приходит просторный сдвоенный троллейбус, в котором всем хватает места.

Но вдруг появляются трое с базарными сумками: папаша с мамашей и сынуля-подросток. Их всего трое, однако семейка эта мгновенно делает тесным пространство остановки, электризует прежде спокойных пассажиров. Нужно быть профессиональным режиссером, чтобы воспроизвести такую манеру поведения: громкие реплики, метания с сумками, загораживание выхода к бордюру, агрессивное оттирание прочих людей. Слышно, как папаша инструктирует сынка перед подходом троллейбуса: «Ты давай пробивайся вперед и занимай места». И мускулистый парнишка «пробивается», отталкивает в дверях женщину с младенцем, а затем разлегается на четырех сиденьях сразу и верещит на весь салон: «Тут занято!»

Люди, одумайтесь! Ради чего давитесь? Это что — последняя шлюпка на тонущем «Титанике»? Ехать максимум полчаса, а вы готовы затоптать ближнего.

Можно не сомневаться, что, собравшись массой, такие парнишки при случае устроят новую «Немигу».

Самое страшное, что большинство погибших в переходе были девушки — сорок две. А многие их сверстники мужского пола вывернулись благодаря силе собственных мускулов.

«Хамье, — довелось услышать злое суждение. — Агрессивный напор одного жлоба тысячекратно умножался массой схожих индивидуумов».

Действительно, если кто-то упрется, толкнет в спину стоящего впереди человека с усилием двадцать килограммов, а он в свою очередь сделает то же самое с соседом, то уже через два-три десятка людей суммарное давление достигнет полутонны. И каково придется тому, перед кем окажется бетонная стенка?

А где были стражи правопорядка?..

«Коэффициент полезности милиции»
Есть непреложный факт: милиция тоже пострадала в катастрофе на Немиге. В числе 53 погибших были двое сотрудников органов внутренних дел.

Боец ОМОНа отдает честь укрепленному рядом с цветами черному берету погибшего 30 мая 1999 г. омоновца Владимира Говина на стене подземного перехода станции метро Немига.
Боец ОМОНа отдает честь укрепленному рядом с цветами черному берету погибшего 30 мая 1999 г. омоновца Владимира Говина на стене подземного перехода станции метро Немига.

Честь гражданскому подвигу молодых людей в погонах. Но это был именно гражданский подвиг. А совершили ли подвиг служебный отцы-командиры этих милиционеров?..

В газете «Народная воля» за 24 августа 1999 года довелось прочитать весьма злое и весьма аргументированное суждение о роли милиции Максима Ясюлевича, служащего из Минска:

«Много говорилось и писалось в прессе о кровавых событиях на станции метро «Немига» 30 мая этого года, но, похоже, тема эта не будет до конца исчерпана, а народу никогда не будет сказана вся правда. Именно поэтому хочу высказать свое мнение о виновных в массовой гибели молодых людей. По утверждению официальных лиц и руководства МВД, для «соблюдения» порядка во время проведения «Праздника пива» и поп-концерта было привлечено около 200 милиционеров, омоновцев и представителей других силовых служб.

В кульминационный момент, предшествовавший трагедии, на самом опасном участке, у входа в метро «Немига» оказались только пять работников милиции (причем два из них были не на службе, а отдыхали с родственниками на празднике и добровольно пытались оказать помощь дежурным нарядам милиции).

Где были остальные?

Как свидетель происшествия, могу утверждать — попрятались от дождя в спецавтобусах, машинах и в здании Дворца спорта. Спрятались не от бомбежки, цунами и извержения вулкана и даже не от вооруженной банды, а от дождя. Вдумайтесь только, три милиционера из 200 спасали ребят и пытались остановить толпу, а остальные сбежали, не выполнив свой главный профессиональный долг — спасать людей в опасной ситуации.

Что это — трусость или банальный непрофессионализм?

Скорее последнее. Дело в том, что их никогда не учили спасать людей, —
они натасканы разгонять демонстрации, избивать людей дубинками и просто «не пущать». Вот почему только 1,5 процента из них выполнили свой долг. Этот процент и можно считать коэффициентом полезного действия ОМОН 30 мая у метро «Немига».

Как могло случиться, что станция метро на время мероприятий не была закрыта?
Как могло случиться, что станция метро на время мероприятий не была закрыта?

Как гражданин своей страны твердо убежден — в этом кровавом событии есть непосредственные виновные.

Во-первых, на мой взгляд, не то место было определено для проведения массовых мероприятий. С одной стороны река, с двух других — транспортные магистрали и узкий вход в метро (прямой эффект горлышка бутылки). И, что самое главное, никто не распорядился закрыть станцию метро «Немига» на время массового мероприятия, а это не что иное, как очевидный и элементарный дилетантизм. Ведь не случайно же жители Москвы, Киева, Санкт-Петербурга и других крупных городов, где есть метро, узнав о трагедии на Немиге, задают только один вопрос: «Как могло случиться, что станция метро на время мероприятий не была закрыта?».

Кроме того, район Немиги — исторически святое место, где покоятся кости наших предков. Поэтому там веками не селились минчане, не проводилось празднования. Да и 30 мая совпало с религиозным событием — Святая Троица, когда люди должны заниматься очищением души, а не пьянством. Однако это уже нравственный, а не юридический аспект, и судить за это будет, как говорят, Бог.

Район станции "Немига"...
Район станции "Немига"...

Во-вторых, виноваты омоновцы и милиция, которые сбежали с места трагедии и не выполнили свои прямые обязанности — обеспечить порядок и безопасность, спасти молодежь. Они предали своих пятерых коллег, оставив их без помощи против возбужденной толпы.

Убежден, что в конце концов виноватых все равно не окажется. Если президент во всеуслышание заявил, что в трагедии виноват только дождь, то следователю, как добросовестному госслужащему, ничего не останется, как подтвердить этот факт, тем более что дождь действительно был...».

Но что, собственно, есть толпа? С какого количества людей она начинается? Сто человек — это толпа? А тридцать? А пять?..

Толпа, думается мне, начинается с одного человека— когда он решает, что лично ему позволено идти напролом. Когда в узком проходе вместо того, чтобы выждать или обратиться словесно, он толкает соседа. И уже не важно, что может спровоцировать цепную реакцию взаимной людской бесцеремонности и насилия в месте скопления — балдежный концерт группы «Банан-Банан», раздача бесплатного пива или желание укрыться от ливня. В начале цепочки — просто нажим кому-то в спину, а в конце — кровавый студень на бетонной стене..."

Почему? Почему это произошло? Случайностей не бывает. Будто кто-то свыше, устав от того, что его тихий голос, взывающий к разуму не слышен за дикими пьяными воплями, уже и не подсказал, а показал , что ТАК дальше жить нельзя. Девочек в Минске хоронили в белых свадебных платьях. Они ушли - улетели, как белые ангелы... Зато остались рослые и крепкие, без царя в голове, кто по всем исконным человеческим правилам обязан был их защитить. На всё воля Божья. Да только выбор всегда за человеком.

Станция Немига

Виктор Сухарев

Я спускаюсь в открытую пасть… И опущены плечи.
Я ступени ногой попираю, где камень в слезах.
Замер гул колокольный и в вечном мерцании свечи,
И в упор на меня с фотографий – глаза, их глаза.

Я спускаюсь в метро, за спиной оставляя беспечность,
Где весна, и трава, и пруды… Ах, какие места!
Но глаза – отражение душ, уплывающих в вечность,
Каменеют цветы… А кругом суета… Суета.

Кто их знал – потерял… Кто не знал – полюбил и согнулся.
Их уже не распять и в любви их уже не обнять.
Только кажется мне, это я на ступенях споткнулся,
Как всегда в суете – мне себя так не просто понять.

Берегите себя, не толкайте в толпу на распятье!
Не теряйте любимых, коли сердце у Вас заболит.
Берегите её, вашу девочку в ситцевом платье
От хмельного веселья, что бес в подворотне сулит.

Если мы на краю, отчего наши души так грубы?
Что в нас всё же не так, если даже природа к нам зла?
Да не скажут о том материнские скорбные губы.
И звонят, поминая, и плачут... колокола.

                май 2000. Минск.

Если статья оказалась для Вас полезной, не жалейте лайк (палец вверх). поделитесь с друзьями в соц, сетях. И, конечно, подписывайтесь на канал («подписаться» - вверху)

Ссылки на похожие публикации:

"Тайна смерти Сергей Есенина... О чём молчат и о чём говорят его стихи"

https://zen.yandex.ru/media/id/5ead86b05d462a32492bf763/smert-sergeia-esenina-i-ego-stihi-ubiistvo-ili-samoubiistvo-5ff0750dbb14d54ffbf14bcd

Розы...
Розы...

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%C2%AB%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D0%B5%C2%BB

https://yandex.ru/turbo/naviny.by/s/rubrics/society/2009/05/30/ic_articles_116_162884