Не замечали, как только начинаешь думать о каком-то (зачастую, о мимопроходящем даже) предмете, как вдруг на тебя отовсюду сваливается информация о нём? Во всяком случае, я за собой не раз замечала. И, оказывается, тот самый предмет не такой уж маловажный, хоть шёл всегда мимо.
Но я сейчас не об этом, а в целом о совпадениях…
Судя по высказываниям старцев, а теперь уж и по своему опыту, понятно, что ничего случайного в жизни нет, а, следовательно, нет и просто совпадений.
Иногда какое-нибудь стародавнее событие вдруг всплывёт в памяти и даже, порой, пронзит связью с новым событием или прочтением какой-либо ранее не останавливающей внимание мысли. И даже ответит на затёртый в самокопаниях вопрос, да так ясно, отчётливо!
И второе, о чём сейчас хочу сказать – а замечали вы когда-нибудь, что совсем маленькие дети вдруг высказывают глубочайшие мысли? Ну да, именно, те самые, старческие - самым простым, ясным языком. И – круг замыкается.
Смотришь на юного мыслителя и думаешь: в нём, как в жёлуде весь дуб. И даже вершина всего опыта: смиренномудрие.
И понимаешь, что дальнейший путь снимет его с этой вершины и заставит блуждать по колдобинам и чащобам ненужного опыта, сломает, лишит чистоты и ясности. Превратит прекрасное создание в человеческое чудовище, как бы ни старались родители учить разумному, доброму, вечному. Потому, что много разных учителей в долине, на которую он спускается с высоты. Потому, что в нём зародится настырная самость, эгоизм, от которых потом очень трудно отдраться, даже если захотеть. А ведь нужно будет ещё и захотеть!
И потребуется целая жизнь, трудная, полная потерь, чтобы вернуться обратно и хотя бы взглянуть и понять, что там наверху и было главное сокровище, в поисках которого потрачена жизнь...
...Один маленький мальчик гулял со мной и своим дедушкой на детской площадке во дворе. Был воскресный день и на площадке, кроме нас никого не было. Площадка находилась в старом московском дворе и была окружена высокими деревьями, как лесом. Мальчику хорошо гулялось (я вообще заметила, что он умеет играть один; но мне только сначала показалось, что он играет один) – он собирал веточки, подходил к деревьям, гладил их кору, говорил с ними, иногда подбегал к нам и рассказывал, что у него с деревьями. Когда нужно было уходить, он подбежал сначала ко мне и сказал: сейчас, только попрощаюсь с деревьями. Отбежал, а потом вернулся и пояснил: деревья это мои люди!
«Деревья – это мои люди»! Мне эта мысль показалась важной, прошло долгое время, а я всё вспоминала её. И вот сегодня слушала одну передачу, где повторили слова великого Достоевского: «Мы должны жить в саду, и садом обновляться… Я не понимаю, как можно проходить мимо дерева, и не быть счастливым, что видишь его».
Вот, это пример того, о чём сказано выше. Младенец и мудрец высказали очень близко (в разные времена и в разное время жизни) общую мудрую мысль: для мальчика деревья – люди (а что в жизни главнее людей?), для старца – источник счастья.