В этих правилах не будет советов по сюжету, структуре и персонажам — эти пятнадцать простых, но важных правил сценария не скажут, что делать, чтобы стать успешным. Они не сделают вас лучшим рассказчиком и не катапультируют в киноиндустрию.
Тем не менее, они, безусловно, сделают ваши сценарии более профессиональными, плотными и удобными для чтения - чем счастливее читатель сценария, тем больше шансов получить желанное рассмотрение или рекомендацию.
Как только вы освоите эти простые правила, попробуйте их внедрить в свой следующий сценарий с помощью этого руководства.
Используя эти простые правила, и вы опередите 95% других сценариев и их авторов.
1. Не загромождайте титульный лист лишней информацией
Студии и компании не нуждаются или не хотят слишком много информации на титульном листе. На дворе 21 век. Им не нужен ваш фактический почтовый адрес, номер домашнего телефона, второй номер мобильного и номер пейджера (вы можете смеяться, но это случается). Скорее всего, ваш запрос был отправлен по электронной почте. Если им нужна ваша контактная информация помимо этого адреса электронной почты, они запросят её по электронной почте.
Хотя номера авторских прав и регистрационные номера важны, знайте, что в этом нет необходимости. У вас есть эти номера и это хорошо. Маловероятно, что содержимое вашего сценария будет украдено и произведено другим без вашего участия, но если это случиться, то всегда можете показать свой регистрационный номер авторских прав.
Другие ненужные элементы включают номера драфтов, логлайны, представление персонажей (как в пьесе) или любую другую лишнюю информацию.
Всё, что нужно вашей титульной странице, - это название сценария и то, кем он написан.
2. Используйте FADE IN и FADE OUT только в начале и конце вашего сценария
Слишком многие начинающие сценаристы используют переходы FADE IN и FADE OUT — и их вариации — на протяжении всего сценария в качестве стилистической задумки или монтажного решения (подробнее об этом позже). Эти переходы не для этого. FADE IN - это первый текст в первой строке вашего сценария (начало).
FADE OUT — или FADE TO BLACK — это конец сценария. Написание THE END вместо любого из них также будет работать.
DISSOLVE TO - это более правильный переход для использования в сценарии, если это необходимо.
Это распространенная ошибка, но очень досадная.
В российских сценариях не обязательно писать ИЗ ЗТМ или В ЗТМ, в начале или конце. Для перехода между сценами можно использовать ПЕРЕХОД:, реже используется СКЛЕЙКА:, а лучше не использовать эти монтажные термины вовсе, чтобы не выдёргивать читателя из истории.
3. Слаглайн — он же заголовок сцены - должен содержать только три части информации
ИНТ./НАТ. МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ – ДЕНЬ/НОЧЬ
Таковы общие правила. Примеры:
ИНТ. АВТОМОБИЛЬ – ДЕНЬ
НАТ. ДОМ – НОЧЬ
Интерьеры (ИНТ) состоят из любого места, расположенного внутри здания, сооружения, транспортного средства и т. д. Натура или экстерьер (НАТ или ЭКСТ.) - снаружи. Таким образом, если ваш персонаж находится в школьном классе, а его друг зовёт его к выходу, вы не пишете НАТ. КАБИНЕТ – ДЕНЬ, когда они фактически находятся в коридоре. Вместо этого вы создаёте новое местоположение, написав ИНТ. КОРИДОР – ДЕНЬ. Почему? Потому что коридор всё еще находится внутри школы.
Если ваш персонаж находится внутри автомобиля, который, очевидно, едет снаружи, это внутренняя сцена, а не внешняя. Некоторые сценаристы добавляют такие вещи, как В ДВИЖЕНИИ (ИНТ. АВТО – В ДВИЖЕНИИ - ДЕНЬ), но это создаёт заголовок с лишними подробностями. То, что автомобиль движется должно указываться только в описание сцены (блок описания действия).
Вместо ДЕНЬ или НОЧЬ можно использовать ПРОДОЛЖЕНИЕ или ПОЗЖЕ. ПРОДОЛЖЕНИЕ означает, что сцена происходит в тот же самый момент вслед за предыдущей сценой, например в случае с телефонными разговорами и перемещением в сцену после быстрого монтажа и т. д. ПОЗЖЕ передает, что мы находимся в том же месте, что и в предыдущей сцене, но в более позднее время.
Использование таких терминов, как "РАННЕЕ УТРО", "РАССВЕТ", "СУМЕРКИ" вместо "ДЕНЬ" или "НОЧЬ", следует использовать только в том случае, если оно важно для сюжета. Очевидно, сценарий фильма о вампирах был бы хорошим предлогом, чтобы время от времени использовать РАССВЕТ или ЗАКАТ. Но, опять же, будьте проще. ДЕНЬ или НОЧЬ - это всё, что нам нужно. Блок описания действия может быть использован для передачи разной информации, такой как время суток.
Наконец, строка заголовка не должны содержать дат или времени, типа НАТ. НАДГРОБИЕ – 1850 год – ДЕНЬ или ИНТ. СПАЛЬНЯ – 5:56 УТРА – ДЕНЬ.
Время и даты должны быть сообщены в описании сцены под заголовком — предпочтительно в первом предложении. Слишком многие сценаристы используют заголовок для передачи даты и времени.
Если дата или время должны быть переданы потенциальной аудитории визуально, используйте ТИТР: в описании сцены. Примеры и варианты написания:
ТИТР: 14 мая 1850 года
МОЖНО РАЗГЛЯДЕТЬ ДАТУ: 14 мая 1850 года
ТИТР: 5:56 УТРА
Однако избегайте этого, как чумы. Слишком много титров по всему сценарию означает, что это будет очень напряженное чтение. Держите его простым — заголовок, описание сцены, имена персонажей и диалог. Титры, указания и переходы должны использоваться редко и далеко друг от друга.
4. Ограничьте или вообще не используйте указаний для направления камеры
Такие вещи, как КАМЕРА ОТОДВИГАЕТСЯ НАЗАД, МЫ УВЕЛИЧИВАЕМ МАСШТАБ, КАМЕРА ПОВОРАЧИВАЕТСЯ ВПРАВО, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ КРУПНЫЙ ПЛАН и другие направления камеры не имеют места в специальном сценарии (сценарий, который написан самостоятельно, без гарантии что он будет продан и произведен).
Сценаристы часто читают сценарии, написанные такими авторами, как Квентин Тарантино, братья Коэн и Пол Томас Андерсон. Вы наверняка увидите направления камер в этих сценариев. Если вы читаете драфты со съёмок, которые были опубликованы, там также могут быть указания камеры. Это не значит, что вы как автор, должны включать их в свой сценарий.
Большинство скажут, что нужно включать их только в том случае, если они имеют важность для истории, но вы просто не должны включать их вообще. Вы сценарист, а не режиссёр. Если только вы не режиссёр и сценарист проекта одновременно, тогда это неважно.
5. Диалог никогда не используется после заголовка
Ещё одна распространенная ошибка возникает, когда сценаристы пишут свой заголовок, а затем сразу же вставляют диалог.
Этого никогда не должно случаться. Всякий раз, когда вы перемещаетесь в другую локацию, между заголовком и диалогом (и сопровождающими его именами персонажей) должна быть хотя бы одна строка описания сцены.
Прежде чем вы начнете думать о причинах, почему это должно быть так, просто остановитесь и убедитесь, что это делается не просто для того, чтобы избежать плохо отформатированных сценариев.
6. Имена всех новых и важных для истории персонажей должны быть написаны ЗАГЛАВНЫМИ буквами при первом их появлении
Когда появляется новый персонаж - вы должны указать читателю на его первое появление, написав его имя заглавными буквами. Это, как правило, указывается только для персонажей, которые имеют диалог или преобладают в истории. Прохожий, который не имеет диалога и не имеет ничего общего с историей (скорее всего, появляется только в одной сцене), не нуждается в том, чтобы быть представленным таким образом.
Кроме того, первое имя, которое вы используете для персонажа, должно быть именем, которое вы используете для него во всём сценарии. Вы не можете представить персонажа ПАРЕНЬ, а затем, как только он будет представлен или назван по имени в диалоге, изменить его на ДЖОНА.
Представьте его как ДЖОНА с самого начала. Хотя это может затруднить какой-то момент раскрытия загадки или чего-то ещё в вашем сценарии, сделайте всё возможное, чтобы поместить эти открытия в описание сцены.
Я бы поспорил с автором статьи. В особенных случаях, имя персонажа можно скрыть, если с этим связан сюжетный поворот. Например, в детективных историях.
Исключением будет, если у вас есть разные версии ваших персонажей из разных периодов времени. В этих случаях вы можете использовать МОЛОДОГО ДЖОНА, СТАРОГО ДЖОНА или что-то в этом роде.
7. Описание сцены не предназначено для описания заднего фона
Это распространенный обман для сценаристов, чтобы использовать описание сцены, чтобы объяснить элементы истории, историю персонажей и фон.
Киносценарии - это визуальный носитель. Вам поручено рассказать историю кинематографически с помощью визуальных действий, реакций и звукового диалога. Если этого не будет видно на экране, вы не можете включить такое описание в свой сценарий, который является планом для передачи режиссёру и оператору, которые уже сами решат, что должно быть увидено и услышано зрителем на заднем фоне.
Таким образом, вы не можете описать персонажа как "бедолагу, который неоднократно был в тюрьме и борется с зависимостью." Вам придется демонстрировать сцены этого персонажа в тюрьме, ходить на собрания группы поддержки или включить всю эту информацию в диалог.
Если что-то нельзя показать визуально - вы не можете включить это в сценарий. И если вам нужно, чтобы это было показано на экране, вы должны сделать это через сцены и формат, который показывает эти сцены — заголовки, описания сцен, имена персонажей и диалоги.
8. Диалог не для экспозиции
Экспозиция определяется как “всестороннее описание и объяснение идеи или теории.” В контексте сценария - это информация, которая передается через диалог, объясняющий либо то, что уже было описано в сценарии (но с подробностями), либо то, что явно произошло за кадром.
Экспозиционный диалог — это худший вид диалога и часто самый большой "костыль", за который цепляется сценарист, чтобы объяснить элементы, которые он не показывал на экране в своих сценах.
Да, экспозиция иногда необходима, но избегайте её всякий раз, когда можете. Это указывает на бессмертную сценарную пословицу "Показывай, а не рассказывай".
9. Переходы CUT TO бесполезны в сценариях
Забудьте о том, что вы видели в сценариях, которые вы читали. Ставить ПЕРЕХОД: или СКЛЕЙКА: между сценами слишком лишняя деталь, потому что, как только мы переходим от одной новой сцены или местоположения к следующему, мы, очевидно, совершаем этот самый переход. Нет никакой необходимости тратить впустую важное сценарное пространство, набирая CUT TO между каждой — или любой — сценой или локацией.
10. Не диктуйте, где актёры должны импровизировать
Обычное раздражение в сценариях возникает, когда сценарист использует описание сцены, чтобы сказать нам, что персонажи заняты светской беседой, разговаривают по телефону или что актёрам, изображающим этих персонажей, поручено импровизировать.
Опять же, всё в сценарии должно передавать то, что будет видно или слышно на экране — таким образом, в данном случае нам нужно знать, что говорят эти персонажи.
Если персонаж находится в фоновом режиме, разговаривая по телефону, поскольку он не должен быть услышан, вам нужно сообщить об этом в описании сцены.
Джон разговаривает по телефону, но его не слышно.
Короче говоря, не ленитесь. Если есть что-то, что должно быть услышано или нет - это ваша работа, чтобы сообщить нам об этом.
11. Не используйте "мы видим" слишком часто
Когда вы пишете описание сцены, вполне нормально использовать “мы видим” как способ передачи изображения или действия.
Мы видим тень акулы в воде.
Когда "мы видим" находится в большинстве блоков описания сцены, мешает истории.
Мы видим, как плавник акулы проникает в воду. Броуди бросается к борту лодки. Мы видим, как плавник поворачивается и быстро движется к лодке. Когда мы видим, как Квинт и Хупер готовят своё снаряжение, плавник исчезает под лодкой.
Это уже перебор.
12. Меньше значит больше
Истинный признак опытного сценариста — это умение передать стиль, атмосферу и содержание при минимальном описании сцены - и то же самое относится и к диалогу.
"Меньше значит больше" - это мантра, которую должны принять все сценаристы, потому что она служит сценарию гораздо лучше, чем подробности, которые описывает слишком много атмосферы, слишком много режиссуры и слишком много информации, которую читатель не может обработать, пытаясь визуализировать вашу кинематографическую историю.
Перенасыщенная версия описания сцены:
Правильная версия:
Последняя версия - крайний вариант, но вы, надеюсь, поймете суть.
В киносценариях детали - это яд. Кино - это совместная форма искусства. Режиссёр, оператор, сценограф, визажист-супервайзер, супервайзер спецэффектов и многие другие будут решать какие детали добавить. Ваша задача - как можно быстрее передать изображение широкими мазками, чтобы читатель мог быстро визуализировать его и перейти к следующему изображению, которое он должен видеть.
13. Это не ваша работа - создавать саундтрек к фильму
Возможно, вы почувствуете необходимость создать атмосферу, включив определённую песню в свой сценарий — теперь пришло время отказаться от этой привычки.
Прежде всего, включение конкретной песни в сценарий говорит о том, что она частично связан с историей. Но что делать, если студия, которая производит ваш сценарий, не может получить права на песню — либо потому, что она принадлежит другой студии, либо правообладатель не хочет, чтобы она использовалась?
Во-вторых, если песня помогает рассказывать историю, когда вы включили её в сценарий, что произойдет, если читатель сценария не знает песню или группу? Это мгновенное отключение.
Вместо этого просто используйте описание сцены, чтобы объяснить, какую музыку слушает ваш персонаж (гранж, классический рок, инди-рок, хип-хоп и т. д.).
Если ваш персонаж не слушает музыку, а вы просто включили песню как нечто, что должно быть воспроизведено в сцене - вы выполнили чужую работу.
14. Умник в здании!
Отложите тезаурус (ха-ха!) и используйте простые и понятные слова. Помните, что ваша задача - передать образы, звуки и диалоги самыми простыми способами. Громкие слова, которые на самом деле никто не использует, только замедлят чтение вашего сценария.
15. Не продавайте свой сценарий не тем людям
Когда всё будет написано и сделано, и вы будете готовы выпустить свой сценарий, не ищите просто лучших агентов и продюсеров, чтобы показать им текст. Вы должны очень мудро выбирать кому подойдёт ваш сценарий.
Вы же не собираетесь продвигать свой эротический триллер в Дисней. Или отправлять свою романтическую комедию Юрию Быкову. Используйте КиноПоиск, чтобы найти фильмы, похожие на ваши, а затем выясните, кто их продюсирует.
Общий маркетинг - это ошибка новичка. Ориентируйтесь на конкретных людей и компании.
Бонусное правило! Не пишите сиквелы, перезагрузки или ремейки к уже произведенным фильмам
Вы не владеете правами. Студии и правообладатели не будут их читать, потому что они доверят свою интеллектуальную собственность только хорошо зарекомендовавшим себя сценаристам.
Если вы делаете это ради забавы — фанфики — это одно. Если вы пишете их в надежде, что студия увидит ваш “блестящий” взгляд на Бэтмена, Супермена или Звездные войны? Это пустая трата вашего времени.
Следуйте этим правилам написания сценариев, и вы окажетесь на хорошем счету у большинства редакторов и продюсеров, что даст вам больше шансов воплотить свои мечты в реальность.
Автор: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.