Сочинение 1
Н.Я. Москвин раскрывает вопрос о том, как война влияет на жизнь семьи.
Автор описывает ситуацию, когда глава семьи отправляется на фронт. Война вынуждает мужчину действовать не по сложившейся традиции. Он хочет, чтобы жена позаботилась о детях и поздравила их с днем рождения. Внутренние размышления жены том месяце, когда муж отправляется на фронт, и о том времени, когда у сына будет день рождения, заставляют ее страдать. Думы о будущей судьбе мужа тяготят ее. Главе семейства приходится прощаться с родными и держаться стойко, чтобы напрасно не расстраивать их лишними домыслами. Мужчина успокаивает жену тем, что во всех семьях так и что все будет хорошо. Война лишает членов семьи возможности спокойно общаться друг с другом, возможности делать самим подарки, отмечать дни рождения семьей в полном составе.
Продолжая иллюстрировать вопрос о влиянии войны на семью, автор описывает воспоминания дочери об отце. Мирная семейная жизнь нарушилась. Уже не будет ласковых бесед с женой, общения с дочерью, когда они вместе готовили обед. Не будет дружеского честного общения родителей с детьми, когда Лиза хотела взять на себя вину за сгоревшие макароны, а отец не захотел принять это великодушие. Всё, что осталось Лизе от отца, – это воспоминания о нем. Война забрала у детей отца и всё, что могло бы еще быть.
Сцена расставания мужа и жены и описание воспоминаний дочки связаны. Они иллюстрируют, насколько война противопоставлена миру, потому что лишает людей радостного ощущения жизни. Расставание членов семьи в мирное время – это нормальное явление. Но в военные годы опасения возрастают в несколько раз.
Последствия войны вынуждают семьи жить с тяжелой памятью. Семья будет жить тягостным известием «без вести пропал» и в то же время обнадеживающим чувством ожидания, что глава семьи жив и вернется.
Автор утверждает, что военные события мешают обычному течению всей жизни страны, в том числе и семейной. Война нарушает семейные отношения, семейное спокойствие, исчезает все то, что семье было дорого и мило. Нарушаются планы, традиции, которые сложились в семье. Война не дает строить жизнь семьи осмысленно и надежно.
Я соглашусь с автором во всем. Действительно, война лишала семью главных кормильцев. Ответственность за сохранение детей ложилась на хрупкие женские плечи. Дети становились сиротами, а жены – вдовами.
Сборы на войну и проводы отнимали силы у людей. Так произошло в семье главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - Андрея Соколова. На вокзале сильно расстроенная жена постоянно плакала и говорила, что они не увидятся. Он осердился на нее, сказав, что она прежде времени его хоронит, и оттолкнул ее. Впоследствии он с глубокой горечью осуждал себя за такие действия.
Итак, война нарушала гармонию всей жизни, в том числе и семейной, разрывами бомб, расставаниями, смертями, душевными травмами, с которыми оставшиеся члены семьи вынуждены были жить. Надо, чтобы над всеми людьми планеты, над всеми семьями всходила счастливая звезда. Хочется, чтобы семьи жили по законам семейной гармонии, а не по законам военного времени.
Сочинение 2
Какова роль отца в жизни детей? Этот вопрос, который Н.Я. Москвин анализирует в тексте, наравне с вопросом о значении матери в жизни ребенка имеет актуальное значение.
Для того чтобы понять ответ на него, надо углубиться в описание дочкиных воспоминаний. Лиза с радостью вспоминала о том времени, когда они были вместе с отцом: новогоднюю елку, сбор грибов, помощь в решении задачек, приготовление обеда. Михаил – отец, который находил время для общения с детьми. В их воспитании участвовала не одна мать.
В качестве второго примера автор приводит разговор отца и дочки. Отец чистосердечно признался в своем неумении готовить, объяснил причину и, разговаривая с ней, как со взрослой, сказал ей, что настоящее военное дело его ждет впереди. Такие честные и откровенные признания полезны для ребенка. Ребенок чувствует, что это и есть нравственные принципы взрослого. Таким образом, поступки и признания отца говорят о нем как о настоящем воспитателе. Он воспитывал детей своей честностью и добротой.
Авторское описание воспоминаний дочери о совместном с отцом времяпрепровождении и их чистосердечные разговоры – оба факта, дополняя друг друга, являются иллюстрированием проблемы.
Авторская позиция заключается в том, чтобы донести до читателей мысль о том, что отец, как и мать, имеет в семье неоценимое воспитательное значение. Его забота, любовь, доброта и честность нужны детям.
Лизины воспоминания мне понравились. И пусть Михаил не похож на других отцов. Девочка запомнила его доброту, его честные признания по поводу военной службы. Огромную роль играют положительные отцовские качества. Этими качествами будут обладать и дети, если они видят их в родителях.
Роль отца как воспитателя заключается в заинтересованном и увлеченном общении с детьми, в уважительных и искренних доверительных разговорах. Отец через свое мироощущение помогает детям понять все тонкости внешнего и внутреннего мира. Поэтому его позитивные нравственные принципы могут стать их жизненной опорой.
ТЕКСТ
Обед прошел легко, весело, и Софья Васильевна была рада этому: пусть Михаил так и уедет - последнее воспоминание всегда живуче.
Но не весь день был такой. После затянувшегося обеда Витю уложили спать, прилег и Всеволод, свесив большие ноги за край дивана, Лиза пошла на почту купить для отца конвертов на дорогу.
- Ну, вот и хорошо, - сказал Михаил. - Все в отсутствии. Пойдем - ка ко мне.
Он принес из передней в свой кабинет припрятанные свертки и развернул их. Книга в синем переплете с серебряной надписью «Седов», отрез темно - синей шелковой материи и маленькие желтые ботинки.
- Понимаешь, тут без меня будут дни рождения, и ребятам важно, чтобы и от отца тоже... Ну, а это тебе, - он показал на шелк, - к тридцатому сентября.
Только Софья Васильевна, зная отвращение мужа к покупкам, к магазинной толкотне, могла оценить это. А тут было даже большее: по военному времени следовало еще раздобыть ордера, не забыть промтоварные «единички»... Блестя глазами, она обняла его и поцеловала, приговаривая: «Смотри, не забыл! Не забыл!» Чтобы сделать ему приятное, все рассмотрела отдельно, а материю даже приложила к себе, похвалила. Ботинки для Вити ей показались велики, но она тотчас успокоила Михаила: это не страшно - нога вырастет.
- Погоди! Зачем ей вырастать? - Он остановил ее. - То есть она должна вырасти, но ты меня не поняла... Это к Витиному дню рождения, к маю. Чуть не год еще! Тогда дашь ему - и будет как раз по ноге.
И это было трогательно: предусмотрел... Но она поняла и другое: сейчас август, значит, Михаила не будет и в мае. Как долго!.. Слезы подступили к глазам, и она, будто рассматривая подкладку на желтеньких ботинках, склонилась над ними. Он понял все, но ничего не сказал. С минуту они стояли молча друг против друга, оба одного роста, но Софья Васильевна, как женщина, казалась выше.
- Ничего, Сонечка, ничего! - Он привлек ее к себе, и ботинок в ее руках чуть уперся ему в грудь. - Ехать надо. - Он поцеловал ее в склоненную голову. - Должен ехать... Все ведь так!.. Ну, а будет все хорошо. Война теперь уже легче - фашистов погнали. Ты ботинки спрячь, - может, я и сам Вите их подарю.
...Милый! Успокаивал... Нет, дарила сыну она - еще в марте пришло извещение...
Потом был вокзал, вагоны, неверный, раскачивающийся вокзальный свет. И последним видением - Михаил в мешковатой для него военной форме, стоящий на площадке, и Сева с протянутой бутылкой нарзана, шагающий за тронувшимся уже вагоном.
И, когда вернулась домой, первым чувством было: дети остались одни, без отца...
Так и было. Дети подросли, а от Михаила только одно: «Без вести»...
У Лизы об отце были короткие, разрозненные воспоминания детства.
Память приносила то одно, то другое: елка в Доме союзов, большой, необыкновенный гриб, найденный вместе, отец за микроскопом, а она подсовывает ему школьную задачку, или в отсутствие мамы они что-то готовят на кухне...
Она видела отцов своих подруг. У Светланы был замкнутый, неразговорчивый и, наверное, решительный, строгий отец - Светлана его побаивалась. У Вари - шумный, веселый, все спорилось у него в руках: чинил дома электрические плитки, лихо красил забор на даче, ходил бойко, нараспашку.
У нее же был совсем другой отец. Все, что порознь Лиза помнила о нем, сливалось в общее чувство: добрый и неумелый. Со слов матери она знала, что отца ценили на работе, по в малом было другое: на елке в Доме союзов отец подарок для Лизы прозевал, маляры и монтеры ему грубили, плиток и замков не чинил. Нет, на Вариного папу он совсем не был похож. А как они однажды стряпали с ним! Мама ушла с Витей в Сокольники на целый день и оставила инструкцию об обеде. И все же был чад от пригоревших макарон и сквозь чад мелкое - словно грызут семечки - потрескивание эмали в сухой, накаленной кастрюле. «Эх, что-то мы ничего не умеем!» - сказала Лиза. Она взяла вину на себя: ей было тогда одиннадцать лет, пора бы уже уметь. Но отец не принял ее великодушия. «Это все, Лизок, оттого, - сказал он, - что на настоящей военной службе я не был, всего - навсего призывался на переподготовку. А настоящая, говорят, для житейских дел просто университет. Уж если, например, солдат пуговицу пришьет - волк не отгрызет...» И все же он, конечно, был лучше тех, с плитками, с заборами, с пуговицами. Он был добрый, она любила его, и, главное, он был не чей - то, а ее.
И не чей - то, а ее уехал. Походил с провожающими по платформе, поулыбался, как - то незаметно попрощался - и уже в вагоне на площадке... Поезд трогается, она и мама идут следом, догоняет дядя Сева с протянутой темной бутылкой, киоск, фонарь, косой свет, на миг его взгляд поверх очков - опять косой свет. (Н.Я. Москвин)
**
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!
Тематика тестов:
Кто такой?
Что такое?
Разные темы
Литература
Русский язык
Ударение
Фразеологизмы
Автор мысли
Страны мира
География России
Женщины мира
О любви
Жизнь замечательных людей
Лишнее слово
Лишняя картинка
Животные
Овощи. Фрукты. Ягоды
Символы. Знаки
Танцы
Цветы
Пословицы
Загадки