Сочинение 1
Н.Я. Москвин раскрывает вопрос о том, как война влияет на жизнь семьи.
Автор описывает ситуацию, когда глава семьи отправляется на фронт. Война вынуждает мужчину действовать не по сложившейся традиции. Он хочет, чтобы жена позаботилась о детях и поздравила их с днем рождения. Внутренние размышления жены том месяце, когда муж отправляется на фронт, и о том времени, когда у сына будет день рождения, заставляют ее страдать. Думы о будущей судьбе мужа тяготят ее. Главе семейства приходится прощаться с родными и держаться стойко, чтобы напрасно не расстраивать их лишними домыслами. Мужчина успокаивает жену тем, что во всех семьях так и что все будет хорошо. Война лишает членов семьи возможности спокойно общаться друг с другом, возможности делать самим подарки, отмечать дни рождения семьей в полном составе.
Продолжая иллюстрировать вопрос о влиянии войны на семью, автор описывает воспоминания дочери об отце. Мирная семейная жизнь нарушилась. Уже не будет ласковых бесед с женой, общения с дочерью, когда они вместе готовили обед. Не будет дружеского честного общения родителей с детьми, когда Лиза хотела взять на себя вину за сгоревшие макароны, а отец не захотел принять это великодушие. Всё, что осталось Лизе от отца, – это воспоминания о нем. Война забрала у детей отца и всё, что могло бы еще быть.
Сцена расставания мужа и жены и описание воспоминаний дочки связаны. Они иллюстрируют, насколько война противопоставлена миру, потому что лишает людей радостного ощущения жизни. Расставание членов семьи в мирное время – это нормальное явление. Но в военные годы опасения возрастают в несколько раз.
Последствия войны вынуждают семьи жить с тяжелой памятью. Семья будет жить тягостным известием «без вести пропал» и в то же время обнадеживающим чувством ожидания, что глава семьи жив и вернется.
Автор утверждает, что военные события мешают обычному течению всей жизни страны, в том числе и семейной. Война нарушает семейные отношения, семейное спокойствие, исчезает все то, что семье было дорого и мило. Нарушаются планы, традиции, которые сложились в семье. Война не дает строить жизнь семьи осмысленно и надежно.
Я соглашусь с автором во всем. Действительно, война лишала семью главных кормильцев. Ответственность за сохранение детей ложилась на хрупкие женские плечи. Дети становились сиротами, а жены – вдовами.
Сборы на войну и проводы отнимали силы у людей. Так произошло в семье главного героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» - Андрея Соколова. На вокзале сильно расстроенная жена постоянно плакала и говорила, что они не увидятся. Он осердился на нее, сказав, что она прежде времени его хоронит, и оттолкнул ее. Впоследствии он с глубокой горечью осуждал себя за такие действия.
Итак, война нарушала гармонию всей жизни, в том числе и семейной, разрывами бомб, расставаниями, смертями, душевными травмами, с которыми оставшиеся члены семьи вынуждены были жить. Надо, чтобы над всеми людьми планеты, над всеми семьями всходила счастливая звезда. Хочется, чтобы семьи жили по законам семейной гармонии, а не по законам военного времени.
Сочинение 2
Какова роль отца в жизни детей? Этот вопрос, который Н.Я. Москвин анализирует в тексте, наравне с вопросом о значении матери в жизни ребенка имеет актуальное значение.
Для того чтобы понять ответ на него, надо углубиться в описание дочкиных воспоминаний. Лиза с радостью вспоминала о том времени, когда они были вместе с отцом: новогоднюю елку, сбор грибов, помощь в решении задачек, приготовление обеда. Михаил – отец, который находил время для общения с детьми. В их воспитании участвовала не одна мать.
В качестве второго примера автор приводит разговор отца и дочки. Отец чистосердечно признался в своем неумении готовить, объяснил причину и, разговаривая с ней, как со взрослой, сказал ей, что настоящее военное дело его ждет впереди. Такие честные и откровенные признания полезны для ребенка. Ребенок чувствует, что это и есть нравственные принципы взрослого. Таким образом, поступки и признания отца говорят о нем как о настоящем воспитателе. Он воспитывал детей своей честностью и добротой.
Авторское описание воспоминаний дочери о совместном с отцом времяпрепровождении и их чистосердечные разговоры – оба факта, дополняя друг друга, являются иллюстрированием проблемы.
Авторская позиция заключается в том, чтобы донести до читателей мысль о том, что отец, как и мать, имеет в семье неоценимое воспитательное значение. Его забота, любовь, доброта и честность нужны детям.
Лизины воспоминания мне понравились. И пусть Михаил не похож на других отцов. Девочка запомнила его доброту, его честные признания по поводу военной службы. Огромную роль играют положительные отцовские качества. Этими качествами будут обладать и дети, если они видят их в родителях.
Роль отца как воспитателя заключается в заинтересованном и увлеченном общении с детьми, в уважительных и искренних доверительных разговорах. Отец через свое мироощущение помогает детям понять все тонкости внешнего и внутреннего мира. Поэтому его позитивные нравственные принципы могут стать их жизненной опорой.
ТЕКСТ
Обед прошел легко, весело, и Софья Васильевна была рада этому: пусть Михаил так и уедет - последнее воспоминание всегда живуче.
Но не весь день был такой. После затянувшегося обеда Витю уложили спать, прилег и Всеволод, свесив большие ноги за край дивана, Лиза пошла на почту купить для отца конвертов на дорогу.
- Ну, вот и хорошо, - сказал Михаил. - Все в отсутствии. Пойдем - ка ко мне.
Он принес из передней в свой кабинет припрятанные свертки и развернул их. Книга в синем переплете с серебряной надписью «Седов», отрез темно - синей шелковой материи и маленькие желтые ботинки.
- Понимаешь, тут без меня будут дни рождения, и ребятам важно, чтобы и от отца тоже... Ну, а это тебе, - он показал на шелк, - к тридцатому сентября.
Только Софья Васильевна, зная отвращение мужа к покупкам, к магазинной толкотне, могла оценить это. А тут было даже большее: по военному времени следовало еще раздобыть ордера, не забыть промтоварные «единички»... Блестя глазами, она обняла его и поцеловала, приговаривая: «Смотри, не забыл! Не забыл!» Чтобы сделать ему приятное, все рассмотрела отдельно, а материю даже приложила к себе, похвалила. Ботинки для Вити ей показались велики, но она тотчас успокоила Михаила: это не страшно - нога вырастет.
- Погоди! Зачем ей вырастать? - Он остановил ее. - То есть она должна вырасти, но ты меня не поняла... Это к Витиному дню рождения, к маю. Чуть не год еще! Тогда дашь ему - и будет как раз по ноге.
И это было трогательно: предусмотрел... Но она поняла и другое: сейчас август, значит, Михаила не будет и в мае. Как долго!.. Слезы подступили к глазам, и она, будто рассматривая подкладку на желтеньких ботинках, склонилась над ними. Он понял все, но ничего не сказал. С минуту они стояли молча друг против друга, оба одного роста, но Софья Васильевна, как женщина, казалась выше.
- Ничего, Сонечка, ничего! - Он привлек ее к себе, и ботинок в ее руках чуть уперся ему в грудь. - Ехать надо. - Он поцеловал ее в склоненную голову. - Должен ехать... Все ведь так!.. Ну, а будет все хорошо. Война теперь уже легче - фашистов погнали. Ты ботинки спрячь, - может, я и сам Вите их подарю.
...Милый! Успокаивал... Нет, дарила сыну она - еще в марте пришло извещение...
Потом был вокзал, вагоны, неверный, раскачивающийся вокзальный свет. И последним видением - Михаил в мешковатой для него военной форме, стоящий на площадке, и Сева с протянутой бутылкой нарзана, шагающий за тронувшимся уже вагоном.
И, когда вернулась домой, первым чувством было: дети остались одни, без отца...
Так и было. Дети подросли, а от Михаила только одно: «Без вести»...
У Лизы об отце были короткие, разрозненные воспоминания детства.
Память приносила то одно, то другое: елка в Доме союзов, большой, необыкновенный гриб, найденный вместе, отец за микроскопом, а она подсовывает ему школьную задачку, или в отсутствие мамы они что-то готовят на кухне...
Она видела отцов своих подруг. У Светланы был замкнутый, неразговорчивый и, наверное, решительный, строгий отец - Светлана его побаивалась. У Вари - шумный, веселый, все спорилось у него в руках: чинил дома электрические плитки, лихо красил забор на даче, ходил бойко, нараспашку.
У нее же был совсем другой отец. Все, что порознь Лиза помнила о нем, сливалось в общее чувство: добрый и неумелый. Со слов матери она знала, что отца ценили на работе, по в малом было другое: на елке в Доме союзов отец подарок для Лизы прозевал, маляры и монтеры ему грубили, плиток и замков не чинил. Нет, на Вариного папу он совсем не был похож. А как они однажды стряпали с ним! Мама ушла с Витей в Сокольники на целый день и оставила инструкцию об обеде. И все же был чад от пригоревших макарон и сквозь чад мелкое - словно грызут семечки - потрескивание эмали в сухой, накаленной кастрюле. «Эх, что-то мы ничего не умеем!» - сказала Лиза. Она взяла вину на себя: ей было тогда одиннадцать лет, пора бы уже уметь. Но отец не принял ее великодушия. «Это все, Лизок, оттого, - сказал он, - что на настоящей военной службе я не был, всего - навсего призывался на переподготовку. А настоящая, говорят, для житейских дел просто университет. Уж если, например, солдат пуговицу пришьет - волк не отгрызет...» И все же он, конечно, был лучше тех, с плитками, с заборами, с пуговицами. Он был добрый, она любила его, и, главное, он был не чей - то, а ее.
И не чей - то, а ее уехал. Походил с провожающими по платформе, поулыбался, как - то незаметно попрощался - и уже в вагоне на площадке... Поезд трогается, она и мама идут следом, догоняет дядя Сева с протянутой темной бутылкой, киоск, фонарь, косой свет, на миг его взгляд поверх очков - опять косой свет. (Н.Я. Москвин)
Свежая публикация 12.11.2020. Что сближает людей? Для итогового сочинения
Свежая публикация 13.01.2021. О каких событиях людям нельзя забывать? Для итогового сочинения
Свежая публикация 24.01.2021. «Он упал на заборонованную мякоть огородной земли…» В. Быков. Сочинение ЕГЭ. В чем проявлялось стремление советских солдат победить врага?
Свежая публикация 26.01.2021. В каких случаях нужно избегать конфликтов? Для итогового сочинения
Свежая публикация 31.01.2021. Что отличает ведущего человека от ведомого? Для итогового сочинения
Свежая публикация 03.02.2021. «Что такое вообще храбрость?» В. Некрасов. Для сочинения ЕГЭ. Проблема проявления храбрости