Еще в конце 40-х начале 50-х в Советском Союзе остро стоял вопрос постройки новых боевых кораблей, в том числе авианосцев различного класса.
Так руководством страны была принята грандиозная программа по созданию океанского флота. Однако для реализации этой идеи нужны были и самолеты палубного базирования.
В результате чего параллельно было принято решение о строительстве палубной авиации.
Основной ударной мощью будущих советских авианосцев должны были составить палубные бомбардировщики-торпедоносцы.
Разработку бомбардировщика-торпедоносца поручили ОКБ Туполева. Руководителем по этому проекту был назначен Владимир Антонович Чижевский.
Согласно техническому заданию, требования этого самолета были достаточно жесткими. Максимальная скорость для самолета должна была составлять не менее 800 км/ч, дальность полета порядка 3 тыс. км, боевая минимальная нагрузка 1 тонна, максимальная 1,5 тонны. Все работы по этому проекту привели к постройке ударного самолета Ту-91.
Для Ту-91 выбрали турбовинтовой двигатель ТВ-2 конструкции Николая Кузнецова. Специально под этот проект двигатель модернизировали, вследствие чего он получил обозначение ТВ-2М.
Модернизированный вариант турбовинтового двигателя был мощней имеющихся на тот момент в наличии поршневых силовых агрегатов. Более того он был и экономичнее существующих турбореактивных силовых установок. Мощность ТВ-2М составляла 6,5 тыс. л.с., что вполне хватало, что бы разогнать Ту-91 до скорости в 800 км/ч.
Саму силовую установку разместили за кабиной пилота. От двигателя через кабину шел вал, приводивший в движение два соосных трехлопастных винта.
Экипаж состоял из 2-х человек – слева летчик, справа штурман. Для аварийного покидания, машина была оснащена катапультными креслами, что было редкостью для того времени.
Передняя часть фюзеляжа была бронированной, а сама кабина выполнена в виде своеобразной бронекапсулы с бронированными стеклами. Из-за своего вида, напоминающего рыбу, самолет получил в негласное прозвище "бычок".
Стоит отметить, что еще на этапе проектирования, после кончины Сталина в 53-году, пришло новое руководство страной, и назначение самолета несколько изменилось.
Более того, после прихода Никиты Хрущева на место Первого секретаря ЦК КПСС было принято решение о сокращении программы строительства боевых кораблей. И в первую очередь это коснулось авианосцев, от которых вообще было решено отказаться.
Самолет приобрел новую должность пикирующего бомбардировщика-торпедоносца сухопутного базирования с возможностью эксплуатации на грунтовых аэродромах.
Стоит также отметить, что самолет Ту-91 снабдили достаточно мощным вооружением. Это были торпеды, мины различного назначения, неуправляемые реактивные снаряды и авиационные бомбы. Максимальная нагрузка составляла внушительные 1,5 тонны. Также самолет получил 2 неподвижных 23-х мм крыльевых пушки.
В задней части была установлена подвижная автоматическая пушка того же калибра, которая управлялась штурманом дистанционно, а обзор воздушного пространства производились с помощью перископа.
Осенью 1954 года Ту-91 впервые поднялся в небо, к весне 1955 самолет успешно прошел заводские испытания, а к лету государственные, после чего его начали готовить к серийному производству. До конца 60-х годов планировалось выпустить более 600 машин. Однако в конце 55-го года самолет показали Хрущеву.
Зная предпочтения Хрущева, который в свою очередь отдавал ракетному вооружению, под самолетом был разложен внушительный арсенал вооружения, в том числе и различные ракеты класса "воздух-поверхность". Но по словам очевидцев, тогда этот трюк команды конструкторов Чижевского не сработал.
Хрущев посмотрел презрительно, и сказал: «Зачем такой он нам нужен – убрать с глаз моих долой». Так собственно судьба самолета Ту-91 и была решена.
Тем не мене по мнению ряда военных экспертов того времени, на тот момент Ту-91 был просто необходим. С их слов Ту-91 отлично себя зарекомендовать в качестве боевой машины непосредственной поддержки, как сухопутных войск, так и флота.
Более того этот самолет даже не сохранили для истории. В 1957-ом году его разрезали на металлолом.
Хотелось бы отметить, что в те годы, когда мировая военно-политическая обстановка ухудшалась, ни одна страна мира не могла себе позволить сокращать свое вооружение и войска. Тем более непозволительно было такое абсурдное решение для великих держав.
Многие западные страны наоборот форсировали финансирование своей армии. В то время как СССР в 55-ом году сократил ряды своей армии более чем на 600 человек, а в 1956-ом еще на 1, 2 млн. военнослужащих. Даже многие военные училища вообще были расформированы.
Также стоит отметить тот факт, что была свернута ри грандиозная кораблестроительная компания, а 375 проектов строящихся военных судов одним росчерком пера Хрущева просто законсервировали.
В результате этой вакханалии позже и многие строевые военные суда были просто пущены на металлолом.
В завершении всех этих варварских действий Никиты Хрущева, стало подписание им Закона о новом значительном сокращении Вооруженных сил, после чего советская армия сократилась еще 1,2 млн. военнослужащих.