Евгений Читинский
Начало книги здесь
Предыдущая глава тут. Гл. 78.
Глава семьдесят девятая.
24 июня 1941 года. Старновский, дуй в штаб!
- Лейтенант Старновский, срочно к майору Романову! – доложил расторопный красноармеец, когда Александр уже выстраивал свой отряд в хвосте сводного батальона. Эшелон стоял неподалеку, и раненые бойцы с тревогой смотрели из своей теплушки, что остаются одни. С собой их никто не брал.
- Бросаете нас? Прям тут в поле?
Посыльный обернулся к ним и успокаивающим голосом сказал:
- Не боись, браточки! Скоро станцию расчистят, и вы поедете дальше. А чтобы вам скучно не было, с вами проводницы из штабного вагона остаются! Красавицы!
- Они же не зенитные пулеметы! Не защитят от бомбёжки!
- Ну сами-то поймите, вы пешком же не пойдете, а повозок нет! Не на чем вас везти!
Пока посыльный успокаивал раненых, Старновский быстро прошел в голову выстраивающейся походной колонны, где был Романов. Увидев его, Александр строевым шагом подошел и хотел было доложить, но тот устало отмахнулся:
- Да брось ты, лейтенант, довоенные привычки. Не на плацу! Ты лучше скажи, ты на лошади скакать умеешь?
- Конечно, умею!
- Значит так, даю тебе двух бойцов, и вот по этой дороге, — тут майор указал рукой на проселочную колею, проложенную колесами телег. — Скачешь прямо до Синявки. Никуда не сворачивай! Там найдешь штаб армии, скажешь, что наш сводный батальон вынужден был выгрузиться в поле, и сейчас движется напрямки на Синявки своим ходом! Понял? И про эшелон скажи, и про раненых! Пусть быстрее станцию расчищают!
- Разрешите вопрос?
- Валяй!
- А почему я?
Тут Романов посмотрел в глаза Александру, затем перевел взгляд на его фуражку и многозначительно произнес:
- А потому, дорогой ты мой, что если в штаб армии приедет вот такой вот лейтенант, с простреленной в двух местах фуражкой, уже никто там не будет кричать, что мы трусы, паникеры, и драпаем, как только завидим немцев! Усек?
Романов грустно усмехнулся. И добавил:
- Это же штаб армии! Понимать надо!
- Понял, товарищ майор! Разрешите с собой взять еще двух бойцов? Своих! Время не спокойное, диверсанты по лесам рыщут!
Командир посмотрел на лейтенанта еще более внимательным взглядом. Губы понимающе поджались.
- Ладно, лейтенант! Бери еще двух бойцов. Мурзин! Выдели лейтенанту еще двух коней!
Стоявший рядом старшина подбежал к Романову, и, привычно козырнув, спросил:
- Которых?
- Лейтенанту дай моего коня, и Алмаза тоже!
- Слушаюсь! – с явно недовольным видом старшина козырнул еще раз.
Майор с надеждой посмотрел на лейтенанта, зачем-то взглянул на небо, потом снова на него:
- В общем, давай, Старновский, дуй в штаб!
Через десять минут пять всадников лихо рванули от начавшей движение походной колонны, состоящей из двухсот восьмидесяти человек, трех навьюченных лошадей, полевой кухни и двух сорокапяток на конной тяге. Солнце уже стало клонится к горизонту. Жара постепенно спадала.
Накал дневного сражения, которое вела 4-я армия, тоже пошел на спад.
К вечеру 24 июня 1941 года штаб армий группы «Центр» в своем боевом донесении указывал: «Оценка обстановки: Данные авиаразведки и характер боев позволяют установить, что в котле Белосток, Волковыск еще находятся значительные силы противника, которые разделились на отдельные группы и в большинстве своем сильно потрепаны. Уже два дня противник, подвергавшийся воздействию со стороны нашей авиации, отходит в восточном направлении. Он производит атаки во все стороны с целью облегчить свое положение. Из этих атак наиболее значительная ведется с полудня в районе юго-западнее и южнее Гродно. Со взятием переправ через реку Шара у Слонима противнику отрезан важнейший путь отхода на восток».
Казалось бы, советскому командованию нужно было срочно отводить войска на восток хоть лесами, хоть «козьими тропками», но срочно!
И вот тут командующий войсками Западного фронта Павлов не решился поставить перед Народным комиссаром обороны Тимошенко вопрос о прекращении контрударов и переходе к обороне.
Встает вопрос — почему?
Ведь уже всё ясно! Войска, сгрудившиеся в Белостокском выступе, уже находятся в «оперативном окружении», еще немного, и окружение станет полным! Переправы через реку Шара захвачены противником. Но еще есть леса и «козьи тропки», по которым пока можно вывести личный состав из-под угрозы полного окружения и полного уничтожения.
Почему Павлов в этой ситуации боялся отдать очевидный для любого профессионала приказ?
Ответ прост. Он понимал, что решение по контрударам принимал сам товарищ Сталин. И, как мы помним, не принимая ни малейших возражений Жукова с его знаменитым «Задержать их дальнейшее продвижение». Так что куда уж там было Павлову соваться со своим «отступить».
Массовые репрессии 1937 года и последующие «точечные» аресты, ох, как довлели над сознанием советских людей! Начиная от генералов и маршалов и заканчивая простыми солдатами.
Появление любого особиста или НКВДэшника вызывало страх и трепет!
Кстати, поговорим о них.
В это же время начальник особого отдела 4-ой армии в своей палатке разговаривал со своим агентом, который был у него на связи. Да, да, дорогой читатель, у начальников особых отделов тоже была своя агентура, завязанная лично на них! Только их агенты были соответствующих званий – полковники и генералы! Ну или особо ценные секретоносители рангом пониже.
Давайте послушаем кусочек разговора, который случился в этот вечер в самой крайней палатке из числа таких же палаток полевого штаба 4-ой армии, спрятанной в лесной чаще.
Начальник особого отдела 4-ой армии:
- Каковы причины сегодняшних неудач?
- Считаю, что при организации обороны сказалась нецелесообразность привлечения 205-ой моторизованной дивизии для неподготовленного контрудара! Если бы командующий армией не бросил её в бой, то дивизия сохранила бы свои силы и боевые средства. И, кроме того, находясь в пункте своей дислокации, двести пятая могла бы совместно с инженерным батальоном 14-го механизированного корпуса в течении 2-х суток создать относительно прочную оборону. Да и само контрнаступление…
Последовала выразительная пауза, а затем высокопоставленный агент с горечью продолжил:
- Ну, я уже сообщал.
- Да, я понял!
Продолжение тут. Гл.80 "Красная ракета диверсантов"