Найти тему
За чашкой кофе

Что я увидел и услышал в чешской тюрьме. О забытой дружбе народов и нашем исходе.

В то время мы только переехали в Чехию, устроились на житье в Карловарском крае и буквально бросились осматривать местные достопримечательности, благо, стояло лето, замки были открыты для посещения.

Локет, замечательный маленький городок с замком, изначально построенным в тринадцатом веке, расположенным на неприступной возвышенности в излучине реки Огрже, покорил нас. Оставив машину на стоянке мы с женой по древнему каменному мосту направились в замок.

Чтобы купить билеты для посещения встали в очередь и по шумной разноголосице определили, что мы единственные русскоговорящие, вокруг нас были только немецкие туристы. Кассир приветливо и заискивающе улыбался, продавая билеты за евро, явно округляя цену в свою сторону, конвертируя ее с кронового эквивалента. Что-ж, его право.

Однако, когда очередь дошла до нас, он явно сморщился, увидев протянутые ему кроновые купюры, а услышав нашу речь на плохом чешском и поняв, что мы русские, чуть ли не рассвирепел и сделал вид, что не понимает нас. Все равно, как-то мы с ним договорились, билеты купили, но настроение и последующие впечатления были изначально испорчены.

Внутреннее убранство замка запомнилось не особенно, а слова экскурсовода, что в нем во время войны размещалось гестапо, запали в душу.

Стало неприятно, когда нас повели по тюрьме, занимающей подвалы замка. Ее история берет начало в средневековье и закончилась не так давно, только в 1949 году. Камеры, в которых содержались люди в не человеческих условиях были ужасны, без окон, сырые, долго протянуть в них было просто невозможно.

Стало даже страшно, когда в подземной части тюрьмы включили звуковое сопровождение, состоящее из криков и стонов узников. Зачем нужен был такой реализм прошедших мрачных времен.

Мы физически не смогли осмотреть всю тюрьму и ее казематы, лестницы уходили еще ниже в недра скалы, откуда можно было просто не подняться обратно и затеряться в мрачном подземелье. Под ногами хлюпала вода, стекая по желобам ниже, ее и пили заключенные. А стены, казалось, пропитались болью страданий, замученных в этих застенках людей. Жуть! Кошмар!

Нам показалось, что наверх мы выбирались гораздо дольше, чем спускались, и дело здесь было не в скорости, не хватало воздуха, он был застоявшимся и сырым, может им еще дышали и столетия назад. Сердце колотилось, звоном отдаваясь в ушах, - скорее наверх из холодной сырости, темноты и безысходности, к свету и солнечному теплу!

Впереди в проходе забрезжил слабый дневной свет, превосходящий тусклый и желтый маломощных настенных лампочек. Ура! Последний поворот, заветная дверь, ведущая в наш мир, но еще только во внутренний тюремный дворик, где пришлось пройти у роковой стены с отметинами пуль. Звучала немецкая гортанная речь и смех туристов вокруг нас, единственных русских, попавших если и не в плен, то в окружение, хорошо, что теперь бывших врагов.

Стоя в замке у зарешеченного окна и глядя на красивый разноцветный пряничный город, я задумался о том, что когда-то мы дружили с этой страной, помогали ей, однако, теперь все в прошлом и постепенно забывается. Мы победили в той войне, но не смогли удержаться в Европе. У чехов лучшие друзья немцы, второй язык - немецкий, на третьем месте - английский, русский востребован мало, большей частью в Праге.

Туристов из России становится меньше. Численность русской диаспоры тоже падает. В Карловых Варах распродается недвижимость.

На первом месте - украинцы, они стремительно осваивают европейские просторы, въезжая без визы на три месяца и теряясь в городах в поисках работы. Работодатели с удовольствием нанимают этих трудяг, они не отказываются от любого вида деятельности.

Как это ни странно, в Чехии из иностранных диаспор на втором месте выходцы из Вьетнама, потомки вынужденных переселенцев - результат теперь забытого эксперимента по смешиванию людей в пределах социалистического лагеря, прекратившего свое существование. Вьетнамцы прижились, заняли свою нишу в бизнесе, их диаспора только увеличивается.

Кто распорядился таким продолжением истории? А может она сама вершит нашу судьбу. Кто знает!

Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.