Найти тему
Mitya

Кавказская йога. Семейные отношения.

Оглавление

Мурат Яган

Семейный аспект

Семья — это основа кавказского образа жизни. Выражение «один за всех, все за одного» — наиболее ярко отражает суть семейных отношений. Кавказская ментальность имеет не индивидуалистическое, а очень сильное общинное начало. Хотелось бы внести в это ясность, потому что индивидуальность сама по себе почитается очень высоко. Кавказская культура породила за свою историю много сильных и ярких индивидуальностей, но определяющей индивидуальной ценностью всегда было умение сотрудничать с группой любого размера - начиная с самой маленькой, с семьи, распространяя это умение на аул, страну, народ, человечество и всю Вселенную.

Каждый член кавказской семьи четко знает свое место, свою роль и соответствующие этому права и обязанности. Он знает свои функции, знает, что делает что-то полезное для всей семьи, знает, что он ей нужен. Эта значимость поддерживает его активность и эффективность. Если настоящий кавказец стоит перед выбором между личным благополучием и благополучием семьи, он всегда делает выбор в пользу семьи.

Два американских ученых, доктор Сула Бенет и Александр Лиф, исследовавшие в Абхазии феномен долголетия, были под большим впечатлением от увиденной там системы сёмейных отношений. Ученые пришли к выводу, что одной из главных причин абхазского долголетия является чувство необходимости и нужности для семьи, которое реально ощущают стареющие люди. Доктор Бенет написала две книги об абхазских долгожителях: «Как прожить до 100 лет» и «Абхазы — долгожители Кавказа». Александ Лиф написал большую статью «Каждый день является подарком, если тебе за 100», которая была напечатана в январском выпуске National Geographic за 1973 год.

Отношения с родителями

Одним из важнейших показателей семейного благополучия являются гармоничные отношения между родителями и детьми. Однородность традиций, менталитета и правил поведения в социуме откладывают огромный отпечаток на внутри семейные отношения, особенно на отношения между родителями и детьми. Подобные факторы трудно достижимы в общинах Северной Америки, где ценности одной семьи могут резко отличаться от ценностей семьи, живущей напротив. Стадия однородности нации здесь еще не достигнута, поскольку это процесс не быстрый.

Проблема «отцов и детей» возникает тогда, когда внутри семейные ценности не соответствуют ценностям общества, школы, улицы, детских площадок. Этот разрыв имеет социальный, а не возрастной характер, потому что внешние ценности, превалирующие в современном обществе, очень противоречивы. Если «здесь», дома, имеет место устоявшаяся система отношений, а «там», снаружи, все совсем по-другому, то ребенок оказывается ровно посередине. Появляется разрыв - и этот разрыв не возрастной, а социальный, разрыв между ясностью и сумятицей. Ясность всегда достигается труднее, чем сумятица, поэтому в голове у ребенка часто возникает хаос, который называется проблемой «отцов и детей». Этот хаос в дальнейшем усугубляется насилием и порнографией, которые заполонили телевидение, кинематограф, книги, журналы и т.д.

В этих условиях граница раскола между родителями и детьми проходит через их сердца, приводя к всевозможным хроническим болезням и проблемам, которые будут отравлять всю последующую жизнь. Впрочем, все эти проблемы хорошо известны читателю, и я не буду вдаваться в подробности.

Характер взаимоотношений между родителями и детьми в традиции Кябзэ абсолютно неприменимы на Западе. Поэтому нет никакой практической пользы от их детального рассмотрения. Поскольку эта проблема является социальной, она не решается усилиями одного человека. Стоит лишь отметить, что ни о каких проблемах между родителями и детьми в черкесских общинах никто никогда не слышал. Но если эту систему сейчас применить в Северной Америке, ничего кроме новых проблем мы не получим.

То, что можно использовать в любом обществе, так это искреннее взаимное уважение и любовь, которые царили в традиционной кавказской семье. Авторитет отца был непререкаем. Хотя отцу было не принято показывать на людях свою любовь к ребенку, вся семейная атмосфера вибрировала любовью и уважением друг к другу. Отношения между отцом и сыном, матерью и дочерью были отношениями мастера и ученика. Поскольку никакого разрыва между внутренними и внешними отношениями никогда не было в традиционном социуме, все, чему ребенок учился у себя дома, все, что он там видел и слышал, было абсолютно применяемо вне дома.

Красота, удовлетворенность, спокойствие и радость таких отношений самым естественным образом отражаются на благополучии и долголетии людей. Как жаль, что такой мощный фактор здоровья отсутствует в более сложных социальных структурах Северной Америки.