Найти в Дзене
газета "ИСТОКИ"

ФИЛЬМ – ОГОНЬ!

Есть у меня одна зимняя традиция – каждые новогодние каникулы я совершенно случайно попадаю на хорошие фильмы. Вот, например, в прошлом году список «новогодних открытий» пополнился «Величайшим шоуменом».

Фильм «Огонь» я с самого начала посчитал стандартной «клюквой», которую ежегодно жители нашей бескрайней употребляют тоннами под чутким руководством Фонда кино. Стандарт, подумал я, увидев рекламу: сложная ситуация, герои борются (за себя и за Сашку!), там ещё в конце будет приписка «основано на реальных событиях». Спору нет, бывали славные деньки, когда Bedcomedian сидел без работы, а зрителей радовали оригинальные вещи по типу первых «Ёлок», «Легенды № 17», или «Время первых»...

Запечатлев у себя в памяти спорный образ «Последнего богатыря», я заключил следующее: стоит «заценить» вторую часть, а «Огонь» будет «не огонь».

Впервые в жизни я твёрдо решил не бронировать билеты на сеанс: понедельник, зимние каникулы – кто вообще пойдёт в кино? Такой очереди я давненько не видал: как будто бесплатный шашлычок раздавали. Я двинулся в кассу: все билеты забронированы и попасть на «Богатыря» возможности никакой. Хорошо хоть скоро должен был состояться сеанс «Огня»: недаром же в кинотеатр приехал. Не тут-то было! Всюду бронь! Терпеливо дождавшись снятия брони, ухватил-таки билетик. Придётся смотреть.

Режиссёр Алексей Нужный собрал колоду из типичных образов и снял пусть и довольно предсказуемую историю, но разыграл ее профессионально. Если честно, то неожиданных поворотов не ждите, но не расстраивайтесь, поскольку их отсутствие окупает напряжение. Пожары лесные с этим "прыгающим" и "летающим" огнем, который заманивает в ловушку – зрелище страшное и завораживающее: не зря говорят, что человек может бесконечно смотреть на то, как горит огонь. Снято очень искусно, ощущение, что сам оказался среди горящих деревьев. Конечно, есть смысл увидеть именно на большом экране бескрайние леса с полыхающими очагами пожаров с высоты птичьего полета. По привычки я ждал в титрах красивой надписи «основано на реальных событиях», ан нет. Дураку понятно, что фильм цепями прикован ко всем известным сибирским пожарам: спасибо создателям за отсутствие совершенно ненужных реверансов к действительности.
Режиссёр Алексей Нужный собрал колоду из типичных образов и снял пусть и довольно предсказуемую историю, но разыграл ее профессионально. Если честно, то неожиданных поворотов не ждите, но не расстраивайтесь, поскольку их отсутствие окупает напряжение. Пожары лесные с этим "прыгающим" и "летающим" огнем, который заманивает в ловушку – зрелище страшное и завораживающее: не зря говорят, что человек может бесконечно смотреть на то, как горит огонь. Снято очень искусно, ощущение, что сам оказался среди горящих деревьев. Конечно, есть смысл увидеть именно на большом экране бескрайние леса с полыхающими очагами пожаров с высоты птичьего полета. По привычки я ждал в титрах красивой надписи «основано на реальных событиях», ан нет. Дураку понятно, что фильм цепями прикован ко всем известным сибирским пожарам: спасибо создателям за отсутствие совершенно ненужных реверансов к действительности.

«Знакомые всё лица!» – подумал я после первых десяти минут фильма. Ладно хоть Петрова не взяли, хотя парнишка, наверно, порывался. Героическому папке в исполнении чертовски убедительного Хабенского не нравится ухажёр дочери – раздолбай, который с высокой колокольни плевал на свой статут курсанта-спасателя. Дабы проверить на прочность (железно) будущего зятька, спасатель берёт того на вылет. Команда, скажу я вам, отличная: Тихон Жизневский, Роман Курцын, Виктор Добронравов и Антон Богданов – все парни хоть куда, за дело радеют, от трудностей не бегут, но главное – у всех свои заморочки. Кому-то могут показаться стереотипными характеры главных героев, и тут я, пожалуй, соглашусь, но такого «борща» я не едал давно. Свежо получилось!

Центральная интрига позаимствована из «Армагеддона» Майкла Бэя, одной из непреходящих моделей для отечественного кинопрома. Усталый пожарный-ветеран Соколов души не чает в единственной дочери Кате (Стася Милославская) – нежной, но своевольной, имевшей глупость отдать сердце молодому смазливому нахалу. Пусть пеняет на себя: когда отец и возлюбленный отправятся в самоубийственную миссию, она окажется перед риском потерять обоих. Режиссер и не скрывает влияний: когда пятеро пожарных в рапиде пойдут к самолету в своих красных защитных комбинезонах, один из персонажей пошутит про «Армагеддон».

Суровый бородач Петр (Виктор Добронравов) потерял в пожаре беременную жену, поэтому всегда молчит: траур. Стоит в кадре появиться беременной, как понимаешь – «Петя, твоя остановочка». Простоватый качок Сергей (Роман Курцын) пишет с ошибками, зато любит рыжую повариху и заботится о маме. Кудрявый бородач Максим (Тихон Жизневский), мой личный фаворит, – живой привет из шестидесятых: задушевно улыбается, разжигает костры и не расстается с гитарой. Провинциальный пилот Окопыч (как никогда радовался старому доброму Виктору Сухорукову) разговаривает народными мудростями, зовет свой вертолет «Ларисой Ивановной» и потчует всех медом со своей пасеки. И так далее. Все, что остается минимально подкованному зрителю, – вычислять, какой из пешек пожертвуют сценаристы, чтобы добавить в триллер щепотку трагедии.

Жители карельской деревни под руководством старосты Георгича (Юрий Кузнецов) костерят пожарных за вмешательство в их повседневную жизнь – по-вашему, как они запоют, когда пожар доберется до их домов? Вот пожарный вертолет перетаскивает через лес автомобиль, в кузове которого собраны кашляющие и плачущие дети – как думаете, удачной ли будет миссия и какую цену придется заплатить? Или автобус проваливается через горящий мост над рекой, а отважный пожарный помогает в этом самом автобусе беременной (неожиданное амплуа Ирины Горбачевой) родить – чем, попробуйте догадаться, такая сцена кончится? За кадром наяривает музыка Кирилла Бородулева, интонация которой – надрывная или, наоборот, успокаивающе-лиричная – подскажет даже самым недалеким, когда ждать кульминации и какой именно она будет.
Жители карельской деревни под руководством старосты Георгича (Юрий Кузнецов) костерят пожарных за вмешательство в их повседневную жизнь – по-вашему, как они запоют, когда пожар доберется до их домов? Вот пожарный вертолет перетаскивает через лес автомобиль, в кузове которого собраны кашляющие и плачущие дети – как думаете, удачной ли будет миссия и какую цену придется заплатить? Или автобус проваливается через горящий мост над рекой, а отважный пожарный помогает в этом самом автобусе беременной (неожиданное амплуа Ирины Горбачевой) родить – чем, попробуйте догадаться, такая сцена кончится? За кадром наяривает музыка Кирилла Бородулева, интонация которой – надрывная или, наоборот, успокаивающе-лиричная – подскажет даже самым недалеким, когда ждать кульминации и какой именно она будет.

Лично я грешным делом думал, что де на корм «горынычу» пойдёт Хабенский: мол, героический родитель доказал свою правоту несмышлёному ухажеру дочки. Но это всё мелочи, а настоящая лирика в том, что «люди же!»: сценарные косяки можно бесконечно ругать, но чего у фильма не отнять – так это живости – хорошая слёзовыдавливалка. Есть сильные и слабые, которые способны взять на себя ответственность когда надо – и поплатиться за ошибки; есть работа и есть дом, который не так прочен, как думается некоторым, есть долг и есть сердце – ну вот тут джентльменский набор.

По выходу из кинозала у меня не было ощущения зря потраченного времени. «Огонь» – это захватывающая вещь, которая спокойно удержит ваше внимание на все два часа, итогом которых станет уважение к жизням людей и работе спасателей. Можно признать, что я ошибался насчёт российского кино: ресурсы есть – желания не хватает.

Владислав БУРУХИН

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!