25 марта 1953 года, через три недели после ухода из жизни Сталина, советское правительство остановило реализацию ряда масштабных проектов. Подробнее об основных проектах советского вождя, я и расскажу в этой статье.
Что представляла собой Трансполярная магистраль?
Строительство железной дороги длиной в 1260 км, с 28-ю станциями, велось с 1949 года с двух сторон – Салехарда и Игарки, навстречу друг другу. Через мелкие реки строились мосты, а Обь и Енисей преодолевались на паромах. К 1955 году предполагалось завершить строительство. А в перспективе – продлить железную дорогу до самой Чукотки.
В Игарке предполагалось построить новый морской порт, а будущую Трансполярную ж/д магистраль сделать круглогодичным дублёром Северного морского пути. К работам было привлечено свыше 80 тысяч человек. По официальным данным, треть из них были заключёнными ГУЛАГа, по неофициальным – половина или даже больше половины.
Примерно через каждые 10 км будущей магистрали размещались лагпункты: огороженные колючей проволокой площадки 200 на 200, 300 на 300 или 500 на 500 метров, со сторожевыми вышками по углам. Внутри – бараки, столовая, изолятор для штрафников. У ворот – будка вахты. За периметром – дома охранников, вольнонаёмных рабочих, баня, клуб, склад. В каждом таком лагпункте жили от 500 до 1,5 тыс. заключённых.
Строительство шло в тяжёлых условиях тундры: сильные морозы долгой зимой, сырость коротким летом. Строящаяся магистраль часто пролегала по переувлажнённым, заболоченным местам с мёрзлым и некрепким грунтом.
Поскольку насыпь делали в основном на промёрзшем грунте, летом она вместе с рельсами местами проседала в оттаявший заболоченный грунт, и её приходилось часто укреплять. Подсыпаемый грунт и щебень уходил в болотистую землю тоннами, как в прорву.
Новый морской порт так и остался на бумаге. Выбранный под его строительство участок оказался непригоден. Его грунт не мог выдержать крупных промышленных построек, а глубина акватории была недостаточной для крупных морских судов. Нового участка, на замену, так и не подобрали.
Но к моменту сворачивания проекта магистраль была почти готова: построено было 911 км, 700 км из них – уже в рабочем состоянии. Но ж/д магистраль в заболоченной тундре требовала бы огромных средств для поддержания её в безопасном состоянии. А возить по ней было особо нечего и некого. В итоге, стали использовать лишь ж/д ветку Чум – Лабытнанги (около 200 км). Остальное забросили.
Как пытались проложить тоннель на Сахалин
В 1945 году Южный Сахалин, потерянный в русско-японской войне 1904–1905 гг., был возвращён. Освоение ресурсов острова – нефти, древесины, угля, рыбы и морепродуктов – затормаживалось отсутствием бесперебойной связи с материком. Переправа была сезонной и очень зависела от погоды.
Тоннель предпочли мосту или насыпной дамбе: сильные ветры, бурное море. В самом узком месте ширина Татарского пролива составляет чуть более семи километров. Длина тоннеля, с однопутной железной дорогой, должна была составить 12,9 км (7,3 км из них – под морем). Диаметром тоннель должен был быть 8,5 м; а его заглубление под дном пролива в скальный грунт – 35 м; с общей глубиной – 50…60 м.
Но прорыть под Татарским проливом тоннель – это ещё не всё. Нужно было протянуть сотни километров новых железных дорог – и на Сахалине, и на материке. Строить их пришлось в суровом климате, сквозь густые леса.
Тем не менее, если бы Сталин пожил ещё несколько лет, проект был бы доведён до конца. Работы начались летом 1951 года. Что успели сделать к марту 1953-го? Были насыпаны две дамбы длиной 1,5 км и один из 2-х искусственных островов на мелководье. С них хотели прорыть вниз дополнительные вертикальные шахтные стволы.
На материке проложили вниз на 55 м один такой вертикальный ствол, девятиметрового диаметра. Его забетонировали и облицевали чугунными тюбингами, как в тоннелях метро. Из этой шахты начали прокладывать сам горизонтальный тоннель, продвинувшись к морю менее чем на километр.
На Сахалине вертикальная шахта была прорыта на 30 м и ещё не завершена. Оба вертикальных ствола были засыпаны различными обломками стройматериала, а потом и природным мусором.
«Пилоты истребителей не знали, кого они сопровождают»- как прошёл единственный полёт Сталина
Сквозь труднодоступную местность из Комсомольска-на-Амуре к будущему тоннелю было проложено 120 км железной дороги. На Сахалине к мысу Погиби железную дорогу построить не успели, но насыпь для неё устроили, пробиваясь сквозь леса. Потом эта просека использовалась как грунтовая дорога для вывоза древесины.
К реализации проекта было привлечено от 14 до 27 тыс. человек (по разным данным). Какой процент был заключённых, а какой – вольнонаёмных, также неизвестно (как и в случае с Трансполярной магистралью).
Несмотря на частую ( и обоснованную) критику Сталина, такие идеи были очень амбициозными. Учитывая технологические возможности того времени, далеко не каждая страна могла позволить себе такие проекты.
Как СССР позволил Гитлеру построить секретную базу на Кольском полуострове, и почему её закрыли
Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал и пишите, что думаете - всё это мне очень поможет !Подписывайтесь на канал "Две войны " в Телеграм
Если Вы заметили какие-либо ошибки или неточности, напишите мне в личные сообщения, я буду очень благодарен за Вашу помощь!
А теперь вопрос читателям: