Найти тему
Параллельная Россия

История о том, как я ходила в старообрядческие гости

Оглавление

Тук-тук, я твой друг. Так вышло, что мне пришлось лично постучать практически в каждый дом этого села в республике Алтай. Мы снимали фильм, и нам были нужны герои.

Где-то вообще не открывали

Где-то открывали и знакомились на пороге, а где-то приглашали в дом, угощали чаем на травах и своим мёдом — вкусноты он был невероятной, закупила с собой.

Но нигде, абсолютно нигде не соглашались сниматься. Такие там люди. Старообрядцы. У них своя жизнь — узкая, замкнутая, настоящая.

-2

И им больше ничего и никого не надо

«На Беловодье надобно ехать до города Бийска, а потом по Смоленской дороге до реки Устюбы, а там есть горы каменные, снеговые. Есть там деревня Уймон, есть там и люди, которые поведут вас три дня голодной степью, да две недели морем.»

Такие в XVIII веке ходили в народе памятки-путеводители, которые передавались из уст в уста. Вели они как раз в это село — старейшее старообрядческое на Алтае. Верх-Уймон.

-3

Его и основали в горах те, кто тоже мечтал таинственное Беловодье отыскать

«А там берега кисельные, а там реки молочные. Там все любят друг друга, и никто никого не обидит.»

Описание Беловодья старообрядцы тоже передавали из уст в уста. Что это? Что-то вроде рая на земле. То, что Рерих называл Шамбалой.

И тоже искал в Алтайских горах

«В лето 1926 года Алтай заливали дожди. Дороги были размыты, жирная, чёрная грязь превратила их в предательские болота... Село, куда прибыли после переправы, было добротным и крепким. Проплутав по улицам, путешественники остановились у дома Вахрамея Атаманова. Николай Константинович поднялся по ступенькам и постучал в дверь...»

​Жил великий философ и художник с женой и сыном в этом же самом селе. 12 дней. Он приехал в Алтайские горы в рамках своей Центрально-Азиатской экспедиции. Жил и проводил свои исследования. Старообрядцы ему помогали.

-4

И сейчас в Верх-Уймоне рядом два музея

Рериховский — в сохранившемся доме Атаманова, и старообрядческий — в традиционной местной избе. И оба эти места ну такие душевные — заходишь, и чувствуешь себя, как дома. Потом проникаешься всем этим, выходишь, закрываешь глаза и прислушиваешься...

«В Шамбалу незваный не дойдёт, а зов бывает один раз в сто лет.»

-5

В следующей статье — продолжение про Рериха. А в предыдущей —рассказ о принцессе Укока. Все мои алтайские заметки можно найти по хештегу #нина бакланова алтай .

Чтобы не пропустить самые интересные истории о России, подписывайтесь на мой канал!