Мурат Яган
Все аспекты близких отношений оказывают влияние на наше здоровье, счастье и долголетие. Несмотря на то, что они могут быть рассмотрены отдельно от семейных отношений, имеет смысл объединить эти две темы вместе.
В супружеских отношениях мужчина и женщина вовлечены во многие сферы взаимоотношений, которые не менее важны, чем близкие отношения. Но, поскольку совместная жизнь начинается именно с близкого мотива взаимного притяжения, разумно предположить, что фактор отношений должен оставаться живым, актуальным, хорошо проявленным на протяжении всей совместной жизни. По этой причине традиция Кябзэ уделяет огромное внимание воспитанию, направленному на достижение высочайшего качества близости между мужчиной и женщиной.
Существует четкая психологическая установка: высокие достижения в любой сфере жизни невозможны для человека, обделенного в близости и неудовлетворенного.
Рассмотрим вкратце основные положения учения Кябзэ относительно близких отношений.
Близкие отношения не грязны, и в обсуждении этой темы нет ничего постыдного. Близкие отношения человека — это одно из самых красивых явлений, которое достойно всестороннего обсуждения. Они естественны, являясь физиологической и психологической потребностью человека, которая должна осуществляться максимально разумно, правильно и целостно. Даже если маленький ребенок задает «неудобный» вопрос взрослому относительно близких отношений, ему следует ответить обстоятельно и терпеливо, на адекватном его возрасту уровню понимания. Если вопрос касается физиологии или психологии близких отношений, то аналогии, взятые из мира животных, будут наиболее подходящими.
Традиция делает акцент на существенном отличии мужской и женской природы, так что золотое правило западного подхода «делай другому то, что хотел бы для себя», — традиция никогда не рекомендовала. Даже если нам очень нравится бифштекс - это не повод предлагать его лошади. Следует знать, что любит именно лошадь! Это один из самых важных принципов в кавказском искусстве любви. Поэтому огромное внимание уделяется изучению различий и особенностей полов с тем, чтобы действовать умело, разговаривая на языке близких отношений партнера. Будущего мужчину обучали и тренировали так, чтобы он был ориентирован не на естественное облегчение, а на вдохновение близких отношений. Особое внимание уделяется искусству снятия любых тормозящих факторов.
Трудности, возникакищие между партнерами, обсуждаются открыто и позитивно. Партнеры избегают любых насмешек. На мужчине лежит особая ответственность за мягкость, сочувствие, терпение и тактичность. Женщина похожа на музыкальный инструмент, у которого тысяча струн, и настоящий мужчина должен знать, как прикоснуться к каждой струне, чтобы извлечь из неё правильный звук.
Мужчина обучается всем премудростям любви для своего же блага, ради собственного удовольствия. В близких отношениях мужчина не делает ничего такого, что нравится только женщине, но не ему. Если женщина чувствует, что мужчина пытается ей угодить, не получая при этом собственного удовлетворения, близкие отношения теряют для нее всякое очарование.
Для женщины теплота единения, ласки в виде слов, касаний и поцелуев также важны и приятны. Мужчина должен знать об этом и вести себя соответственно. Мужчине требуется много знаний, чтобы уйти от своей природной поверхностности и примитивности, полноценно сотрудничая с природной глубиной женщины. Как только мужчине это удается, он обнаруживает себя в раю.
Действительно, физиология полов такова, что самый краткий акт близких отношений мужчины и женщины может обернуться девятью месяцами женской беременности, а девятиминутный мужской забег чуть ли не при равнивается к олимпийскому рекорду! Есть с чем сравнивать! Мужчина может преодолеть в себе примитивность в близких отношениях только тогда, когда его этому обучает опытный наставник, и, в соответствии с традицией, это обучение того стоит. Изложение всех аспектов традиционного обучения близких отношений составило бы не менее 300-400 страниц текста.
В данный момент я излагаю основные принципы учения, которые совершенно необходимы для обеспечения психологического благополучия. Трудно излагать целостное учение, не вдаваясь при этом в детали и не приводя конкретные жизненные примеры. Само собой разумеется, что в супружескую жизнь вовлечены двое, это дорога с двусторонним движением. Так же как мужчине требуются знания, тренировка и соответствующее поведение в отношении противоположного пола, все это необходимо и женщине.
Физиологические и психологические особенности мужской привлекательности разительным образом отличаются от женской, несмотря на наличие некоторых схожих черт.
Отношения между мужчиной и женщиной долговременны и гармоничны только тогда, когда базируются не на фантазиях, а на реальности. Если наши ожидания и оценки основаны на придуманных людьми идеалистических установках, которые игнорируют мощные законы природы, то мы обязательно увидим крушение очередной утопии, которую сами же и выстроили.
Я ничего не собираюсь доказывать или навязывать. Я лишь привожу те факты и знания о черкесском браке, которыми располагаю. Чего стоит один только факт, что мне никогда не приходилось слышать ни об одном факте развода в истории абхазских общин. В то же время, по данным Питирима Сорокина, известного социолога, в 1967 году два из пяти браков в США заканчивались разводом. В 1982 году эта пропорция уже стала три к пяти. Не будем этого забывать, тем более, что и черкесы, и североамериканцы - это те же самые мужчины и женщины. Единственное отличие между ними состоит в том, что первые уважают законы природы, вторые настаивают на том, что люди сами устанавливают свои законы и потому ожидают от них поведения, которое невозможно увидеть в природе.
Если мы посмотрим на животное царство с точки зрения мужского и женского поведения близких отношений, то увидим весьма интересные факты.
Самки даже наиболее активных видов спариваются один или два раза в году. Вынашивая плод, ухаживая за детенышами, они полностью прекращают половую активность. Мужские особи в это время разгуливают, спариваясь с другими самками. Как я уже подчеркивал, женская психология близких отношений гораздо глубже, основательнее, стабильнее и серьезнее, чем мужская. Даже в дикой природе, когда самец и самка живут в стабильных парах, напоминающих человеческие, в которых присутствует распределение обязанностей, мужская особь, исполняя внутри семейные функции, продолжает вести активную жизнь вне дома, не чуждаясь приключений на стороне. Принимая во внимание все эти природные особенности полов, различные общества на протяжении всей истории человечества пытались сделать институт брака достаточно практичным, упорядоченным и стабильным.
На ранних этапах истории супружеская жизнь была для мужчины полигамной. Социальные и религиозные предписания поддерживали этот институт, стараясь добавить в него некие элементы справедливости и права. Христианство само по себе не настаивало на моногамии, которая предписывалась только священникам.
Переход от полигамии к моногамии начался 300—400 лет назад и утвердился благодаря кодексу Наполеона, который впоследствии стал общегражданским. В наши дни мы наблюдаем полный крах моногамного христианского брака. Даже тогда, когда моногамный брак выглядит снаружи красивым и стабильным, внутри него мы наблюдаем лицемерие, которое больше напоминает адюльтер внутри брака в соответствии с тем пониманием адюльтера, который характерен для системы ценностей традиции Кябзэ.
Величайшим убийцей гармонии, счастья и стабильности в супружеской жизни является ревность и чувство собственника, которые развиваются в результате близости. Если женщина встречает умелого мужчину, знающего, как удовлетворить её ожидания, она привязывается к нему, воспринимая мужа как главный смысл своей жизни. Женщина по своей природе очень привередлива в близких отношениях, и если она встречает идеального партнера, в ней развивается мощная тенденция ревности и чувства собственности до такой степени, что из каждой мухи она будет делать слона. Женщина прилипает к своему мужчине как сиамский близнец, не оставляя ему ни капли свободного пространства. Мужчина начинает задыхаться в тесных объятиях. Если пустить эту тенденцию на самотек, женщина станет для мужчины невыносима. Только согласованное и безусловное осуждение ревности в социуме делает брак стабильным. Даже если партнеры искренне любят друг друга, ревность неминуемо уничтожит брак, оставив после себя только горечь. Как писал Сомерсет Моэм, «когда женщина влюбляется (дословно «падает в любовь»), она перестает нравиться».
В традиции Кябзэ институт брака был основан на полном принятии природных особенностей мужской и женской природы, которые непременно дадут о себе знать, хотим мы этого или нет. В отличие от других частей света, полигамия никогда не одобрялась и не практиковалась в черкесских общинах. Жена никогда не делила своего мужа с другой женщиной под одной крышей. В черкесском доме всегда была только одна хозяйка. В соответствии с Традицией, женщина была вправе ожидать от своего мужа верности в исполнении своих обязательств защитника и кормильца. Вне дома она предоставляла супругу неограниченное пространство и свободу. Ее мало интересовали взаимоотношения супруга с другими женщинами. Жена не допрашивала мужа, не шпионила за ним. Флирт, шутки, интимные связи мужа с другими женщинами являлись для нее предметом особой гордости за своего избранника. Традиция допускала открытый флирт женатого мужчины с другими женщинами даже в присутствии супруги, поскольку жена должна быть абсолютно уверена в том, что любая связь на стороне временна и никогда не повлияет на их супружескую жизнь. Если мужчина отвергал свою супругу ради другой женщины, это рассматривалось как проявление непростительной слабости и позора: такой мужчина терял общественное лицо, а его супруге оставалось только пожалеть своего незадачливого мужа, оставаясь при этом на уровне сострадания и понимания. Впрочем, такие ситуации были крайне редки.
Со своей стороны, замужняя женщина также наслаждалась свободой. До той поры, пока женщина вела себя благородно, она оставалась личностью, достойной уважения. Ни одна замужняя женщина, благоразумно пользующаяся своей свободой, не могла подвергнуться оскорблению. И ни одна замужняя черкешенка не хотела предстать в глазах общества как ревнивая жена, поскольку ревность — это признак слабости и признание превосходства другой женщины. Кроме того, согласно Традиции, ни один человек, будь то муж, жена, ребенок, друг или кто-то еще, ни при каких обстоятельствах не может быть чьей-то собственностью.
В настоящей любви нет места ревности. Любовь бесконечна и потому неделима. Природа любви такова, что любить одного не означает отнимать любовь у другого. Любовь — это всегда полная отдача себя. Каждому, кого мы любим, мы отдаем всю свою любовь без остатка, без вычитания из любви к другому человеку. Любовь бесконечна, а бесконечность, поделенная на десять, равна бесконечности, поделенной на миллион. Такова арифметика любви.
Обычно мы испытываем такое состояние в отношении детей. Если у нас десять детей, мы любым каждого из них, не деля свою любовь на десять маленьких порций. Мы любим каждого ребенка всей душой, несмотря на то, что его поведение может нам не нравиться. Здесь не следует путать любовь и одобрение.
Согласиться с такой концепцией любви далеко не просто. Многое зависит от того, какое определение мы даем любви, что мы слышали о ней в детстве и юности. Я живу в Северной Америке уже двадцать один год и понимаю, что принять эту концепцию здесь очень трудно, практически невозможно. Но как кавказец я знаю, что она прекрасно работала во всех черкесских общинах. Я не стою на позициях предпочтения или осуждения. Каждый сам себе судья и обладает свободой выбора. Но факты говорят о том, что такой подход приносил институту брака гармонию и стабильность, не допуская в него того психологического мусора, с которым встречаются 60% американцев, заканчивающих свой брак разводом.