"Конечная цель земледелия - это не выращивание растений, а культивирование и совершенствование человека". (Масанобу Фукуока, основоположник натурального земледелия в Японии)
Необычный взгляд, не правда ли? Ведь мы привыкли выращивать растения для еды, и для красоты. Не особо вникая в законы природы, не заботясь о судьбе самых маленьких обитателей сада и огорода, не заботясь о дальнейшей судьбе земли.. Что в итоге выливается в примитивную ее эксплуатацию, к разнообразным болезням растений, к распространению вредителей, и наша садовая деятельность превращается в непрестанную борьбу: с сорняками, болезнями и вредителями. В то время как борьба - это очень сомнительный и неэффективный путь.
Если мы обратимся к восточным единоборствам, то примечательно в них то, что они не называются БОРЬБОЙ - это очень важный момент. Это - боевое ИСКУССТВО. Которое включает в себя много различных аспектов, не только приемы единоборства, но и комплексы лечебно-профилактических упражнений, элементы точечного и общего массажа, владение каллиграфией, живописью, музыкой, основами философии и психологии. Для чего? Да потому что изначально восточные боевые искусства - это прежде всего путь духовного и физического развития личности, путь к гармонии человека с окружающим миром. К примеру, название такого единоборства, как "Айкидо" состоит из трех японских слов «гармония», «внутренняя сила» и «путь».
И уж коль подобный подход осуществим в боевых искусствах, то тем более "путь гармонии и внутренней силы" необходим в земледелии и садоводстве.
Садоводство и земледелие насчитывает века, и были времена, когда люди защищали свой урожай без химии. Ландшафтный дизайнер Мэри Рейнольдс в книге "Пробуждение сада" рассказывает о тех методах, которые испокон веков применялись на ее родине, в Ирландии. Например, чтобы защитить всходы зерновых от личинок долгоножки, фермеры на четырех углах поля окропляли его святой водой и читали специальную молитву, которую им в церкви давал священник. Чтобы избавиться от слизней, брали одного слизня-жертву, сжигали его, а пепел развеивали над огородом для устрашения остальных. Мэри говорит, что это всегда работало - пока не стали использовать химические средства борьбы.
Однако для себя она выбрала другой способ, который она называет МЕТОДОМ НАМЕРЕНИЯ: она выделила на своем участке небольшую грядку, где разрешила слизням кормиться. Но при этом попросила их не портить остальные растения. И слизни ее слушают.
Приводит она в книге и другую историю, о том, как ее отец, желая отвадить стаи ворон от урожая пшеницы, подстрелил одну из них и водрузил на шесте посреди поля. На следующее утро он увидел мертвую ворону на крыше крыльца, под окном своей спальни. Это была подстреленная им ворона. Он забросил ее в лесок, начинавшийся неподалеку от дома, но на следующее утро ворона снова появилась под его окном. Он снова выбросил ее в лес, и на этот раз решил проследить, как она попадает на крышу. И он увидел, как другие вороны, которые, по видимому, летали вместе с ней, подобрали ее и снова понесли на крышу. Тогда отец Мэри убрал ворону, похоронил ее в лесу, избавился от ружья, и больше к методам устрашения братьев наших меньших не прибегал. Кстати сказать, и вороны его поле не трогали.Настолько, насколько сильны ваша вера и ваше намерение. Важно: действовать не из позиции агрессии, злости, ненависти или страха - а из состояния уважения и принятия. Из понимания того, что все живые существа имеют право на жизнь. Метод намерения может и не сработать с первого раза: как и любые другие навыки и умения, он требует времени и практики. Пробуйте снова, и снова, тренируйте свою внутреннюю силу - и тогда все получится.
Как получилось у меня. Этим летом мою буддлею заселили муравьи: с нижней стороны листьев они натаскали личинок тли, и со всем муравьиным усердием всячески ее опекали и обхаживали, без остановки снуя вверх-вниз по ветвям. Собрать ее вручную, смыть водой было просто нереально, но травить мне их не хотелось - мне очень хотелось испробовать метод намерения, о котором вычитала в книге. Я попросила муравьев покинуть буддлею по-хорошему, чтобы мне не пришлось их травить. Однако с первого раза они не послушались. Не вняли моим словам и во второй, и в третий раз... Мне потребовался месяц - только тогда они ушли. Я не нашла ни следов тли, ни единого муравья. Видимо, до тех пор я недостаточно верила в силу собственного намерения. А буддлея моя и в декабре стояла с зелеными, красивыми листьями.
Второй случай мне представился с алиссумом, на который напала крестоцветная блошка. К ней я тоже применила метод намерения. Теперь мне было достаточно обратиться к ней один раз - и блошка исчезла. А алиссум цвел и пах даже после Нового года.
Потом, ближе к осени, была белокрылка, которая повсеместно носилась целым роем, и особенно насаждала свои личинки на съедобной зелени, на ботве редьки, на петрушке и на шпинате, которые после этого нельзя было есть. Но и с ней я справилась одними лишь мыслями.
А вот что говорит в своей книге "Главные секреты вашего сада и огорода" о садовых вредителях российский садовод с 40-летним опытом, написавший множество книг по садоводству, Павел Траннуа :
"С муравейниками надо разбираться по ходу текущей работы: пройтись грабельками по муравейнику, сравнять его с землей во время работы в цветнике. Они это воспринимают как сигнал сменить место.
Всей живности надо четко говорить, что «место занято!», что вы хозяин на этом участке – они этот язык очень хорошо понимают и без всякой враждебности или обиды отодвигаются".
Теперь я так и говорю, когда смываю тлю с бутонов и молодых побегов роз. Когда собираю вручную улиток во время массового нашествия и выбрасываю их за забор соседским курам. И - хотите верьте, хотите - нет, у меня все ограничивается одной такой процедурой. (Кстати, это одна из причин, почему я сократила у себя число роз. Хотя, быть может, со временем даже к такому способу прибегать не потребуется)
Дело в том, что природа всегда стремится к гармонии и балансу. Если и происходят вспышки болезней, или атаки вредителей - то дикая природа с устоявшейся экосистемой способна справиться с ними сама. Потому что у нее в арсенале всегда имеются и насекомые хищники, поедающие вредителей, и полезные бактерии, поглощающие паразитов и патогены.
Человек же, прибегая к химии, убивает не только вредителей и болезни, но и полезную микрофлору, полезных насекомых. А также мелких животных и птиц, которое ими питаются.
Некоторые садоводы жалуются на обилие слизней, находящих приют под мульчей, поэтому решают от мульчи отказаться. Что естественно влечет за собой дисбаланс. Земле нужна мульча. И нужны слизни - небольшое их количество - для пропитания птиц , лягушек, ежей. Все выровняется, все придет в баланс - только будьте терпеливы, дайте вашему саду, природе время. У меня есть слизни, однако никакого вреда они моим растениям не приносят. Бывают и гусеницы, которые могут испортить часть дерева или кустарника. Но никогда это не носит угрожающих масштабов, и все это потом само восстанавливается.
Если обратиться к традициям монастырского садоводства, которое в в некоторых странах насчитывает не меньше тысячелетия, то вы не обнаружите в них применения химических средств борьбы. И в наши дни монастыри успешно обходятся без них. А ведь многие из монастырских садов призваны полностью обеспечить себя продуктами пропитания. Если вы спросите, в чем их серет, помимо ухода и заботы, - то, пожалуй, первое - это гармония с природой. Не борьба, а сотрудничество.
Гармоничный, идеальный сад - это не тот сад, где все стерильно, это то место, где все находится в балансе и равновесии. На это, конечно, нужно время. Невозможно за год прийти к гармонии и балансу, если до сих пор вы в саду использовали химию. Как только вы от нее откажетесь, будет казаться, что все вредители ринулись к вам. Это неизбежно, но с этим нужно и можно справиться.
В садах Валаамского монастыря есть яблони, которым уже более 150 лет, а они до сих пор дают по 12-14 ведер яблок с 1 дерева. И что точно монахи не делают - это не опрыскивают их от вредителей, и не вносят других удобрений, кроме органики. При том, что остров представляет собой сплошной камень, и вся почва под сад привозная.
В книге "Революция одной соломинки" Масанобу Фукуока - японский фермер и ученый - рассказывает о том, как ему удалось перейти на полностью натуральное земледелие. Он считается основоположником пермакультуры. Его дело продолжил в Европе австриец Зепп Хольцер. Его методики натурального земледелия, возрождения почвы и озеленения пустынь нашли широкое применение в самых разных странах мира, а некоторые страны Африки внедрили его программы на государственном уровне. Это живые свидетельства, подтверждающие, что "невозможное" - возможно.
"Сила возникает, когда сад строится по законам природы, а не по человеческим меркам. Когда все в нем гармонично и сбалансированно. Когда более стойкие растения из дикой природы помогают выживать более нежным. Когда сад полон жизни: копошащимися, жужжащими букашками и жуками, птичьими трелями. Когда в нем могут найти приют лягушки и ежи". (Кто-то)
Не сужайте мир до размеров своего сада - расширяйте свой сад до размеров целого мира!
Этот блог не только и не столько о том, как выращивать растения, сколько о том, как с помощью сада добавить в свою повседневность капельку творчества и волшебства. О том, как не упускать самые крохотные радости; о том, как взращивая и совершенствуя свою личность, превращать сад в Мудрого Учителя и в свое Место Силы.