То, что сказал Ленин о декабристах, в полной мере относится к русскому образованному слою вообще. И писатели девятнадцатого века уже видели в этом разделении источник непрекращающихся драм и трагедий. Все они были далеки от намерения показывать господ "зажравшимися". Нет, как правило, люди они - нормальные, неплохие, нередко даже совестливые. Но их представления о жизни разительно не совпадают с крестьянскими. Народными.
Вот у Некрасова (стихотворение "В дороге" ямщик рассказывает, что его жена была ученА "вместе с барышней разным наукам. И "ела вдоволь", и одевалась, и играла на варгане. Счастье? Но ведь при этом - осталась крепостной. Подросла - и на село. И замуж за ямщика.
Муж искренне удивляется - отчего зачахла? Может, всё дело в ... порче? В книжках? Ведь он её так уважал, что "почти не бивал!"
И у Герцена в его "Сороке - воровке" картина та же: крепостная актриса поездила с барином по заграницам, выучилась языкам, увидела лучшие театры... но осталась крепостной - и теперь её оскорбляет каждый день её жизни.
И в рассказе Мамина - Сибиряка "Вертел" добрая и чувствительная барыня полагает, что маленькому рабочему, крутящему фабричное колесо по двенадцать, а то и по четырнадцать часов в день, для счастья не хватает игрушек. И грамоты. Приглашает его играть и учиться со своими детьми, и не понимает, почему Прошка ничуть не любознателен.
Ну так если главная ценность - свобода, почему же эти тёмные люди от неё отказываются?! Вот у Толстого в "Детстве" Наталья Саввишна чувствует себя кровно оскорблённой, когда ей дают "вольную"! Никуда не уйдёт...
Примеры можно множить и множить, но и так ясно: господа и "народ" готовы были видеть друг в друге представителей какого - то иного биологического вида.
И очень неожиданный поворот темы о "добрых господах" у Григоровича в его рассказе "Деревня". Хотя господа там появляются лишь на несколько мгновений - чтобы облагодетельствовать сиротку Акульку. И можно ли сомневаться в благости их намерений? Действительно ведь пожалели девчонку...
С первых дней жизни Акулина - "предмет всеобщего нерасположения": её мать умерла, и она сразу стала "нахлебницей" даже для тех, кто и хлеба - то ей ни разу не сунул. Акулька отправляется в многодетную семью скотницы Домны - по жребию.
Жалостная история какой - нибудь Козетты в сравнении с её детством - просто святочная сказка, настолько судьба не даёт ей ни малейшей возможности вырасти существом разумным. Просто лишний рот.
Но если присмотреться - а кто здесь НЕ лишний? Все без конца попрекают всех за то, что просто, окаянные... выжили! А ведь сколько способов загнуться - так нет же...
Единственное, что она видит от людей - побои. На безответном существе, едва умеющем говорить, вымещают всё и все. Единственный способ не быть битой - не попадаться никому на глаза, но ведь это возможно только летом.
Подросла - попалась на глаза господам. Ужаснулись, увидев такую затравленную зверушку. Сжалились - нашли ей жениха. Молодой, красивый, семья многочисленная и не бедная - радуйся, сиротка!
А то, что и сам жених, и его родители отказываются (присмотрели невесту состоятельную и здоровую) - какая мелочь! Деньги им господа дадут - они ведь так желают бедняжке счастья!
Акулька, запуганная до полной немоты, подстерегает господ, чтобы броситься им в ноги - и не смеет... Как им объяснить, что до сих пор её просто "шпыняли" - а теперь господа отдают её на убой?!
Ведь, по деревенским обыкновениям, невесту, навязанную барином, полагается бить смертным боем, чтобы через год сдохла! Ведь отношения с женой - это та единственная область, где мужик чувствует себя свободным от барских приказов. И если он будет "спускать" навязанной жене - его не поймёт никто. Даже собственные родители.
А господа воображают, что знают народные обычаи. Невеста на свадьбе тонет в слезах? Так это же по обычаю положено!
Ко всеобщему удивлению, Акулина прожила после свадьбы ещё целых пять лет. Ухитрилась ещё и девочку родить, на редкость красивую. Да что толку в красоте, если она - ещё один ненавистный лишний рот?!
Сживая со свету живучую сноху, свёкры посылают её стирать на речку в самое предзимье - авось, застудится, наконец. Застудилась!
Умирая, Акулина хрипит, указывая глазами на дочку:
- Не бей... хоть её не бей...
Но четырёхлетняя Дунька словно сама решила свою судьбу: в самую вьюгу побежала босиком за увозимым гробом матери. Сбилась с дороги.
Всё заметёт, всё покроет вьюга.
***
Видели баре результат своих медвежьих услуг? Конечно. И мыслящие, совестливые делали выводы, очень далеко идущие. "Вольнодумство".
А многие, очень многие, изобрели выход, необременительный для кошелька, спасительный для шевельнувшейся совести, и дарующий уважение в обществе - благотворительность! "Я отдал мужикам те фраки и смокинги, которые мне уже не нужны" - умиляется своей доброте чеховский помещик.
Горький смех! Благотворительность стала объектом насмешек русских литераторов. Максималистов, презирающих "прогресс в рамках законности". Требующих "настоящего дела".
Но об этом - в следующий раз.