Найти в Дзене
Дачная пресса

История Третья. Леонид Андреев.

Оглавление

Серия ИЗД (Истории Замечательных Дачников)

В 1907 году, пожив на съемной Даче в поселке Куоккала (Репино), Леонид Андреев решает, что хочет жить Дачной жизнью всегда:

"Ты знаешь мое давнишнее мечтание - уйти из города совсем. И вот я ухожу из него - в глушь, в одиночество, в снега. Ведь люди не помогают моей работе, а только мешают ей - и как я буду там работать! Накоплено во мне много, и я уже чувствую, как оттуда, из тишины той, я буду бросать в мир какие-то слова - большие, сильные! А эта канитель, что зовётся жизнью в городе, на людях, выматывает у меня душу совершенно зря. Как много будет книг, какая тишина!"
(Из письма Л. Андреева М. Горькому)

Для строительства своей Дачи было выбрано место в поселке Ваммельсуу (Черная речка). Эскиз Дачи сделал сам Леонид Андреев - он задумал ее в необычном стиле - похожую на норвежский замок, с башней. Строительство Дачи поручили зятю писателя – архитектору Андрею Андреевичу Олю.

"Рубят плотники дом. Тот дом, в котором я начну новую - трагическую жизнь, в одиночестве, в труде, в созерцании великого и таинственного... Пахнет свежим деревом, стружками. А с горы бесконечно дымятся дали: и, когда влезешь на леса, уже видно море - огромный белый лист в узенькой рамке далеких берегов."
(Из письма Л. Андреева А. Коонен)

Дом был огромный: два этажа, пятнадцать комнат, несколько больших печей и каминов. Постройка вызвала ажиотаж среди общественности – описание и фотографии дома многократно записывались, зарисовывались и опубликовывались. Но постройка оказалась очень тяжелой и непрочной, еще во время строительства обрушился потолок кабинета писателя, вскоре покосилась башня, крыша протекала, и весь дом было невозможно протопить, несмотря на обилие печей и каминов.

«На станции Райвола нас ожидал экипаж Андреева, маленькие санки, запряженные быстрой шведской лошадкой. Пролетев семь верст, мы подъехали в морозный зимний вечер к андреевскому "замку". Это был большой бревенчатый дом в два этажа, странной архитектуры, с бревенчатой башней. Двойные зеркальные окна дома, несимметрично расположенные, различной величины, больше в ширину, чем в вышину, были ярко освещены электричеством. Вошли в маленькую, низенькую дверь парадного входа и очутились в тепло натопленном вестибюле. Дальше была столовая, потолок которой поддерживался колоссальной толщины балкой, топился фантастического вида камин, во всей этой большой комнате - только одно зеркальное окно, сажени в две ширины и не больше аршина вышины. Странная какая-то мебель, сделанная по особому заказу. Внутренний стиль комнат - древнескандинавский. Вероятно, все это было хорошо и красиво на рисунке, но жить в таком "стильном" доме, по-моему, было неудобно.»
(Из книги «Леонид Андреев» Скиталец (С.Г. Петров))

Вилла Аванс или Крепость Дьявола

Л.Андреев называл свою Дачу – «Вилла Аванс», поскольку построена она была на деньги, выданные издателями в качестве авансов.

Местные жители придумали для этой Дачи своё название - дом Пирулинна - Крепость Дьявола за мрачность и массивность строения. Но, видимо, не только внешний вид Дачи располагал к такому названию - "Странный был дом. Повсюду был заметен мрачный, мятущийся дух его владельца, - на всем лежала его печать", - писала Вера Андреева, дочь писателя.

Дачная жизнь

Но самому Дачнику, жизнь на Даче не казалась мрачной. Здесь было время как для «приятного ничегонеделанья», так и для творчества.

"Круглый год, зиму и лето, провожу я, на своей Даче в деревне Вамельсу (на Черной Речке).
Нынешним летом я не написал ни одной строки. Отдыхал. Пожалуй, единственным моим развлечением были поездки на моторной лодке, которая доставила мне много приятных часов.
Другим любимым развлечением является велосипед, на котором я совершаю далекие прогулки по превосходным финским дорогам. Если прибавить к этому приятные мне заботы по улучшению сада, окружающего мою дачу, время сенокоса, купанье, то этим, пожалуй, и исчерпываются мои летние развлечения
(Из интервью с Л. Андреевым в журнале «Огонек» 26.09 (09.10).1909)
«- Какой большой, странный дом у тебя! - сказал я, усаживаясь в кресло.
- Хе-хе-хе! Пятнадцать комнат! Даже есть потайная комната. Завтра я покажу тебе их все. Я сам этот дом выдумал, это - моя фантазия! Но зато пишу здесь непрерывно день и ночь. День и ночь! Никого не вижу, никуда не выезжаю! Весело здесь! Хе-хе-хе! Весело!»
(Из книги «Леонид Андреев» Скиталец (С.Г. Петров))

На Даче бывало много гостей. Приезжавшие туда попадали в атмосферу свободы и творчества и хоть ненадолго ударялись либо в беллетристические опыты, либо в рисование. Рассказывают, что один дворник стал в конце концов незаурядным художником. Также рассказывают, что один молодой гость всякий раз являлся с визитом в сопровождении новой пассии - оказывается, он слыл отчаянным ловеласом, и в «программу» его обольщения непременно входило посещение знаменитого писателя.

Жизнь после Дачной жизни

«Вилла Аванс» не сохранилась – после смерти Л. Андреева ее разобрали соседи-финны и соорудили школу, крыша которой была сделана из черепицы, снятой с Замка Пируллина – с Дачи Л. Андреева.

Леонид Андреев в окне своего дома в Ваммельсуу. Фото М. Г. Никитина (c) Из коллекции С. Ренни
Леонид Андреев в окне своего дома в Ваммельсуу. Фото М. Г. Никитина (c) Из коллекции С. Ренни

Выбирайте «Дачников.», приезжайте, придумывайте свое название вашей Даче в «Дачниках.», творите и предавайтесь приятному «ничегонеделанию»!