Найти тему
частные суждения

Люди мира Полдня — прогрессоры или деструкторы?

Как известно, представители светлого коммунистического будущего несут отсталым цивилизациям свет разума, мир, прогресс и процветание. Впрочем, минутку, последнее явно лишнее. Процветание — чисто буржуазная ценность, коммунарам же покой только снится. Не говоря уже о мире, во всяком случае до тех пор, пока коммунизм ещё не победил. Единственный пример заведомо миротворческой деятельности прогрессоров на другой планете — прекращение войны на Гиганде. Но и там это произошло ценой превращения войны обычной в войну гражданскую. Которые обычно бывают намного более жестокими.

Должно быть, это Максим Каммерер, только что попавший на Саракш.
Должно быть, это Максим Каммерер, только что попавший на Саракш.

Само по себе прогрессорство в условиях, описанных братьями Стругацкими, неизбежно должно было возникнуть. Есть отсталые цивилизации, населённые людьми. Люди эти страдают, им нужно помочь. Но земные учёные возражают — ведь нельзя же лишать инопланетных жителей их собственной истории. К тому же, если просто начать оказывать иномирянам безвозмездную помощь, получим несколько планет, населённых нахлебниками-паразитами, а вовсе не коммунарами.

Румата и барон Пампа, какими их видит художник.
Румата и барон Пампа, какими их видит художник.

Поэтому люди мира Полдня проводят политику тайного вмешательства, якобы благотворного для местных. Как они это делают? Сперва пытались просто спасать книгочеев и вообще всех, кто в глазах коммунаров выглядел «своими». Потом поняли, что этот метод малоэффективен и начали внедрять свою агентуру в местное руководство, как это было на Саракше. И возможно, смогли бы осуществить свой план плавного вывода местного общества из кризиса, если бы кто-то не забыл убрать координаты этой планеты из каталога «Группы свободного поиска». В результате на Саракше оказался Максим Каммерер и гуманный план землян накрылся известным местом.

Белая субмарина.
Белая субмарина.

На Гиганде после окончания гражданской войны тоже отнюдь не наступила полная победа коммунизма. Как и на Саракше, иначе эти два мира официально стали бы союзниками Земли, чего в последующих текстах Стругацких не отмечено. Более того, аборигены Саракша даже не вступили в контакт с живущими там же голованами, которые предпочитают общаться исключительно с людьми планеты Земля. То есть прогрессорство получается какое-то очень уж медленное, фактически неотличимое от развития тех же цивилизаций без постороннего вмешательства.

Гиганда. Пехотинец сидит на станине ракетомёта и ковыряет в ухе щепкой.
Гиганда. Пехотинец сидит на станине ракетомёта и ковыряет в ухе щепкой.

Но ведь это вмешательство есть, причём в случае Саракша (да и Гиганды) достаточно масштабное. Одна только деятельность Института, возглавляемого Странником, он же Рудольф Сикорски, чего стоит. Да и прекращения войны на Гиганде землянам как-то ведь удалось добиться. Где же сколько-нибудь заметный результат? Такое впечатление, что люди из мира Полдня искренне хотят как лучше, но каждый раз что-то происходит и их деятельность если не заканчивается катастрофой, как в Арканаре, то во всяком случае приводит к очередному кризису.

Серое быдло и церковники лютуют на улицах Арканара.
Серое быдло и церковники лютуют на улицах Арканара.

Если бы всё вышесказанное относилось только к прогрессорству! Но в истории мира Полдня была ещё и как минимум одна катастрофа планетарного масштаба (описана в повести «Далекая Радуга»). Появление землян на планете Саула тоже получилось отнюдь не мирным. Можно вспомнить ещё кризис на Ковчеге и безуспешную попытку помочь аборигенам Надежды. Отношение к коммунарам Колдуна из джунглей Саракша, а также тагорян, внезапно прервавших дипломатические отношения с ними, не стоит сбрасывать со счетов. Либо землян преследует злой рок (то бишь, в терминах материалистически мыслящих коммунаров, «статистическая флюктуация»), либо им Странники постоянно мешают, либо с ними самими что-то не так.

Обложка комикса по «Обитаемому острову».
Обложка комикса по «Обитаемому острову».

Думается, верен последний пункт. Результат работы прогрессоров просто не может быть иным и причина тому не в прогрессорстве как таковом (уж на что были жестоки конкистадоры в реальной истории, но и они в итоге существенно изменили жизнь аборигенов к лучшему), а в особенностях воспитания людей мира Полдня. В их мире не существует конкурирующих между собой идеологий и тем более религий. Люди Полдня могут обладать различными убеждениями, могут быть приверженцами несовместимых между собой научных теорий, даже какие-то верующие упоминались. Однако в этом XXII веке нет и заведомо не может быть конкурирующих идеологических систем. На Земле в той реальности полностью победил коммунизм, причём не навязанный силой, а оказавшийся наиболее адекватным и эффективным даже не строем, а системой взглядов на реальность. В итоге в мире Полдня сложилась монокультура, со всеми вытекающими последствиями.

Саракш в представлении декораторов, рисовавших эскизы к фильму.
Саракш в представлении декораторов, рисовавших эскизы к фильму.

Следствием такого положения вещей стала невозможность даже просто представить, что взрослый, разумный, вменяемый и полностью информированный человек может придерживаться заведомо иных, чем коммунарские, взглядов. Это видно и по текстам — каждый раз, когда люди Полдня сталкиваются с действительно убеждёнными людьми, выросшими в качественно иной парадигме, им просто нечего им возразить. Ни голована Щекна, ни даже пацана Гага взрослым, серьёзным и на первый взгляд таким умным людям Полдня не удалось ни в чём убедить. Да они и не пытались, в общем-то.

Саракш. Странник и Карлсон... то бишь Умник.
Саракш. Странник и Карлсон... то бишь Умник.

Ещё одним следствием, прямо связанным с интернатской системой воспитания в мире Полдня, является полное отсутствие понимания ценностей стабильности, традиции и т.д. Коммунары искренне не могут понять, как человек может цепляться за нечто устаревшее, но своё. С их точки зрения, такое поведение может говорить лишь о тупости и косности мышления. А то, что таким образом личность пытается всего лишь сохранить свою идентичность и не стать безвольной игрушкой пропагандистов и маркетологов, гражданин Полдня ни понять, ни представить не в состоянии. В их глазах познание имеет абсолютную ценность, выживание — относительную (немногочисленные люди, думающие иначе, сосредоточены в КомКоне-2), а стабильность вообще отрицательную. Что полностью исключает саму возможность конструктивного разговора с представителями иных культур, даже (точнее, в первую очередь) гуманоидных. Отсюда и регулярный крах всех планов оказания действительно эффективной помощи другим социумам, перманентно наблюдаемый в мире Полдня.