Найти тему
Ян Ви. Не для всех...

Серия 1: Музыкальная школа и профессия. Тексты 701-750

701. Качественный профессионализм – даже из ничего может сделать значительную педагогическую фигуру в школе, а плохой – даже из приближённых делает ничто в ней…

702. У непрофессионализма есть и другое название – педагогическая убогость…

703. Прогресс начального музыкального образования измеряется не увеличением числа конкурсов и фестивалей и тех, кто достигает в них многого, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тот уровень образования, который даёт возможность безбоязненного участия в них всем детям…

704. Встречаются в школе и такие преподаватели, кому совершенно не стыдно быть богатым среди остальных, нищих…

705. Уметь, и ничему не учить на уроке – в некоторых случаях даже хуже, чем просто бездельничать...

706. Поступающие в музыкальную школу должны слушать во все уши, а потом их можно держать и заткнутыми; всё равно в ней чему-нибудь да научат…

707. Сначала обучение в ДМШ льстит родителям. Потом оно раздражает и унижает их. И, в конце концов, нередко, вынуждает их изменить своё мнение о ДМШ...

708. Преподавательское ничегонеделанье в классе наносит удар не только по результативности обучения, но и по достоинству и имиджу начального музыкального образования… Более того, это ничегонеделанье разрушает, отравляет и разлагает всё, что есть хорошего в начальном музобразовании. И можно ли преподавателю в процессе классного ничегонеделанья проявлять любовь к своим ученикам, к своей профессии? Нет, такое невозможно, но по отношению к самому ничегонеделанью – вполне!..

709. Обучение детей – это преподавательская радость на месяц и долгий нудный труд до выпуска их из школы…

710. Обучение детей – это для преподавателя значит: наполовину уменьшить все свои права и вдвое увеличить свои профессиональные обязанности и человеческую ответственность...

711. Кто попадает к хорошему преподавателю в школе, тот обретает в его лице и социального отца с матерью, а кто к плохому – тот теряет всё. И здесь вполне уместно сказать: выбирая преподавателя, ученик выбирает свою судьбу…

712. Первый признак хорошо проделанной работы в классе: у молодого преподавателя – робость перед коллегами, а у ученика – смелость перед комиссией...

713. Кто не знает или не «проходил» плохого обучения в школе, тому и сносное может показаться превосходным в ней…

714. Оптимистично настроенные преподаватели конечно делают больше всяких глупостей в школе, но пессимисты – упорно совершают одни только большие глупости в ней…

715. Юмора в школе должно быть не много и не мало, а в разумную меру. И чтобы он был и служил нам так же тонко и изящно, как аромат розы, а не как источающая грубые и мерзкие миазмы разлагающаяся куча дерьма...

716. Ребёнок отличается от всех других людей способностью смеяться и хихикать там, где нельзя или не принято, или неприлично...

717. Кто в начале урока сдержит себя от раздражения – тот не будет раскаиваться в этом и всё оставшееся время его…

718. Учительский гнев везде неуместен, и особенно, в педагогическом деле, потому что затемняет и сбивает с человеческого курса рассудок преподавателя...

719. Надо каждый день обязательно заставлять себя делать в школе то, что не хочется, что всегда вызывает в нас скуку и тоску по существующей где-то красивой и прекрасной жизни за облаками, что изначально было нами не любимо, и тогда никакая жестокая учебно-образовательная реальность никогда не захватит нас в классе врасплох…

720. Педагогическая работа в музыкальной школе – есть упражнение в безумстве сделать из всех нулей нечто более значительное...

721. Нет лучшего средства для воспитания эстетического невосприятия классической и серьёзной музыки, чем полный курс обучения в музыкальной школе…

722. И на педагогической работе, в конфликтном состоянии мы иногда теряем подобие человеческое, что должно быть обидно кому-то видеть...

723. Не жаль директора, жаль школу. Не жаль школу, жаль преподавателя. Не жаль преподавателя, жаль детей…

724. Не всякий преподаватель превратится в мастера, но на всех обучающих музыке в школе лежит колоссальная ответственность за распространение широких знаний, глубокой духовности и достойной человечности в детях…

725. Музыкальная педагогика – очень лёгкая и удобная профессия в глазах многих родителей учащихся и очень трудная и энергоёмкая в глазах всех образованных и честных преподавателей…

726. Педагогическая деятельность для многих родителей учащихся выглядит вполне, и даже очень симпатичной, если сам преподаватель не оказывается собакой. И им хорошо известно, что такое преподаватель хороший и что такое плохой. Первый – тот, который греет обучая, как ласковое солнышко в прохладный день, а второй – тоже обучает, да от него несёт в школе зимним холодом...

727. Красивый педагогический стиль – это отменный вкус профессионала…

728. Надо уметь работать и тогда в школе, когда работа становится невыносимой, а делать её нужно ещё и полезной…

729. Преподавателю надо иметь рядом ученика и коллег в школе ещё и потому, чтобы развивать свою речь, свой ум, делиться профессиональными знаниями, умениями, наблюдениями, проверять свои выводы и опыт, учить и учиться…

730. Педагогическая жизнь в школе – как пьеса в театре, где важно совсем не то, сколько она длится, а как хорошо сыграна...

731. Педагогическую профессию не надо оправдывать или защищать перед кем-либо. Она хороша не только тем, что передаёт следующим за нами все имеющиеся на момент передачи знания и представления о музыке вообще, но и тем, что часто представляет собою загадочный, таинственный и фантастический мир в звуковых красках. Она чудесна и прекрасна. Наша профессия – это лучшее из всех возможных профессий на свете…

732. Жизнь в профессии протекает без черновых репетиций и то, что было, уже нельзя как-то подредактировать, вычеркнуть отдельные эпизоды или решения. Исправить ошибки в том, что уже прошло – невозможно...

733. Следует отметить, что в отличие от обычных житейских споров, в спорах или дискуссиях с родителями учащихся, нередко правыми оказываются обе стороны...

734. Очень часто в школе преподавателю совершенно неразумно говорить всё, что он мог бы сказать, но при этом всегда следует говорить правду, и только правду в ней. И если не всегда можно в школе говорить правду, то отсюда ещё не следует, что можно лгать. В любом случае, когда мы не можем сказать, что чувствуем и думаем о предмете разговора, то это совсем не означает, что нам надо или мы должны и обязаны говорить собеседнику, чего не чувствуем и не думаем...

735. Мы всегда действуем в школе и по-человечески, и профессионально. При этом, нельзя забывать в ней, что «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы…»[13]

736. Нельзя общаться с кем бы то ни было в школе полагаясь на недомолвки, замалчивания, утаивания. И совсем не потому, что подобное, само по себе, неуместно в школе и заслуживает всяческого порицания с педагогической точки зрения, а скорее потому, что всё сказанное, опирающееся на такую технику словесного общения, неминуемо рушится, как только один из собеседников обнаружит эти недомолвки, недосказки и утаивания. И, обычно, люди довольно быстро разузнают подобный стиль общения…

737. Для того чтобы врать в школе – нужно иметь хорошую память, и если таковой нет, то лучше не врать; это занятие слишком опасно для сохранения человеческого реноме преподавателя…

738. Справедливость и профессионализм всегда составляли главное содержание преподавательской жизни в школе, а может быть и вообще на свете...

739. В школе бывают случаи, когда самой тонкой «дипломатической хитростью» преподавателя оказываются его человеческая справедливость и честность…

740. Одни преподаватели всегда говорят только правду в школе, а другие – умеют тактично промолчать о ней...

741. В школе надо хорошо разуметь, когда можно быть правдивым, а когда нет, ибо «Умная ложь лучше глупой правды»[14]. Поэтому считается, что быть глупым учителем учащихся в школе – опасно, так как только «Глупый да малый всегда и говорят правду»[15]

742. Никогда не следует оставлять однажды избранной дороги педагогического долга и человеческой чести – это единственное, пожалуй, что у нас ещё может оставаться, несмотря ни на какие модернизации и оптимизации начального музыкального образования, в чём мы, последние лет 25-30, сильно преуспели…

743. Мы различаемся в школе совсем не по бедности или богатству, не способностью виртуозно врать или повышенным правдолюбием и, даже, не мастерством в профессии или непрофессионализмом в ней, а на тех, на кого можно положиться при обучении детей, и на тех, на кого полагаться в этом деле опасно, и потому – нельзя…

744. Говорите в школе лишь тогда, когда вы способны говорить; во всех остальных случаях – в ней лучше молчать…

745. Шептание в школе – портит атмосферу доверительности общения в ней, как мелкий дождь портит выходной костюм. Оно создаёт тайну в школе даже там, где всегда было ровное место…

746. Конечно, если бы мы знали, что именно из наших слов и поступков останется в памяти коллег или войдёт каким-то боком в школьную историю, то мы бы, во многих и многих случаях, были бы куда как осмотрительнее…

747. Большинство наших бед и неприятностей происходит, похоже, от того, что мы, обычно, говорим всё, что помним или можем сказать вообще. И это становится возможным потому, что мы не вспоминаем вовремя простую русскую пословицу: «Не всё сказывай, что помнится и знается»...

748. Все знают: много говорить в школе не есть ещё много сказать в ней о чём-то полезном. Более того, если преподаватель многословен, то это явный признак его невнимания к коллегам и другим окружающим его лицам в школе…

749. Очень разумно в школе быть первым тогда, когда надо слушать. Но не менее разумно быть в ней и последним, правда, только тогда, когда надо говорить…

750. Нужные слова, мера и действия в нужном месте и в нужное время – наиболее близкое содержание понятию «педагогический стиль»...

[13] - Евангелие от Луки. Гл. 12:3.

[14], [15] - Русские пословицы