Каждая пятая студентка США подвергается физическому насилию. Это только официальная статистика. Боюсь, что в России статистика ещё более удручающая. Это неудобная тема, на неё не принято говорить. Мужчины закрывают глаза, будто их это не касается. Женщины, чтобы не погружаться в чужие проблемы, когда и своих полно. В итоге насилие над женщинами становится неким вариантом нормы, которую признаёт общество. Сама виновата! И вообще, она такая страшная, пусть спасибо скажет, что на неё кто-то посмотрел. Но в последнее время эта тема стала подниматься чаще. И меня эта тема тоже очень волнует. Не могу перестать об этом думать, не могу закрыться, чтобы не чувствовать. И чем старше становлюсь, тем сопереживание становится сильнее.
В декабре меня пригласили на пресс-показ фильма «Девушка, подающая надежды». Уже несколько раз на других фильмах видела трейлер. Казалось, что это такой забавный психологический триллер с нотками чёрной комедии. Казалось… Но оказалось, что это глубокая драма, хоть и поданная на блюдечке с развлекательной каёмочкой.
Где-то два года назад я написала сценарий короткометражки на тему женского насилия. После этого написала в Instagram, что работаю над циклом историй про женщин, которые пережили насилие. Мне ещё никогда столько не писали. Я не могла читать эти истории. Некоторых девушек знала лично, некоторые были совершенно незнакомы. Их избивали, насиловали, у них отнимали детей, над ними издевались. От всего этого было жутко. Но ещё больше захотелось снять эти истории.
Говорят, все творческие идеи существуют где-то в одном едином потоке. Кто-то просто выхватывает их быстрее. Не знаю, в каком потоке мы с Эмиральд Феннел, но она подняла ровно ту тему, которую хотела я. Другими выразительными средствами. Но сказала именно то. И мне безумно важно, что такой фильм сняла женщина. Причём это её полнометражный режиссёрский дебют. Продюсеры не побоялись доверить ей картину.
По сюжету Кэсси, когда-то блистательная студентка медицинского университета, днём работает в кофейне, а по ночам притворяется пьяной в стельку для тех, кто мог бы воспользоваться её беззащитным положением. Каждый раз находится участливый представитель мужского пола, предлагающий довести Кэсси до дома, конечно же, в целости и сохранности. И каждый раз соблазн столь велик, что страсть берёт верх над рассудком. Почему бы и нет? Вот ведь лежит такая красотка. Только Кэсси вовсе не пьяная. И каждый раз преподносит урок своим «спасателям».
На самом деле, она одержима местью. Она хочет отомстить за подругу, которую изнасиловали однокурсники. Но постепенно жизнь Кэсси превращается в месть. Вот что говорит режиссёр Эмиральд Феннел о своей задумке:
«Мне было крайне важно подчеркнуть, что в этом фильме нет ничего из ряда вон выходящего. Я хотела снять фильм об ужасных преступлениях, о чудовищных фактах насилия и о людях, которые совершали эти мерзкие поступки. Мне крайне интересен этот аспект нашей культуры. Я не могу понять, как мы позволили этому узлу затянуться настолько, что сейчас его не развязать?»
Трейлер фильма «Девушка, подающая надежды»
О СОЗДАНИИ ФИЛЬМА «ДЕВУШКА, ПОДАЮЩАЯ НАДЕЖДЫ»
Эмиральд удаётся снять картину на стыке жанров, тут и драма, и комедия, и триллер и полный трэш. При этом соблюдён баланс между трагичными событиями и мрачным юмором:
Когда имеешь дело с трудным материалом, будь то насилие или травма, необходимо быть очень осторожной, чтобы героиня не казалась нарочито жалкой, а ситуация — сфабрикованной, — убеждена Феннел. — В жизни я неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда самые сложные события люди встречали с юмором. Мой фильм о женщине, которая переживает чудовищную психологическую травму, но при этом остаётся весёлой и хочет вернуться к нормальной жизни. Остаётся понять, что она выберет — комедийную мелодраму или кровавую бойню.
КОСТЮМЫ
Кстати говоря, именно кровавого арт-хауса очень боялась Кэри Маллиган, которая сыграла главную роль. Несмотря на то, что Variety объявили её недостаточно сексуальной для этой роли (правда, потом извинялись), на мой взгляд, она отлично вписалась. Она хрупкая и одновременно жёсткая, притягательная и отталкивающая. С одной стороны, она вроде бы беззаботная девчонка с ямочками на щеках и ленточками в волосах, но с другой — в ней огромная чёрная дыра, разъедающая всю её изнутри.
И художнику по костюмам Ненси Стейнер удалось подчеркнуть особенности её дуальной личности. Режиссёру хотелось, чтобы образ героини словно кричал «Я в порядке». Обычно женщин в депрессии изображают в довольно неприглядном виде: треники с дутыми коленками, растянутые футболки, немытые волосы и поехавший макияж. Но это не про Кэсси. Днём она словно девочка-подросток, в кофточках таких мягких, как мишка Тедди, в милых платьицах в горошек, с идеальный мейк-апом и причёской.
ИНТЕРЬЕР
Кэсси до сих пор живёт с родителями, хотя ей уже за тридцать. И кажется, что её комната нисколько не поменялось с тех дней, когда случились те самые события. Художник-постановщик Майкл Перри говорит:
«Фактически эта семья живёт в музее, а Кэсси чем-то напоминает привидение. Она застряла в одном возрасте и никак не может повзрослеть».
ВИЗУАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ
Пастельные тона, херувимчики, косички — этой девочки давно уже нет, но отделиться от нее Кэсси не может. Режиссёр и оператор подчёркивали эту двойственность буквально во всём.
Мы с самого начала хотели, чтобы фильм был не только красивым, но и выгодно отличался от других современных картин, — отмечает Феннел. — Мы хотели создать ощущение, словно зрителей пригласили в кондитерскую или на свидание. После замечательного вечера зритель возвращается домой, а дверь заперта и ключей нет. У нас должна была получиться страшная сказка. И чтобы она получилась пострашнее, нужно было сделать ее красивой!»
РЕЖИССЕРСКОЕ ВИДЕНИЕ
Я не считаю этот фильм панацеей или нотацией. Мне хотелось, чтобы кино получилось интересным, развлекательным и захватывающим. Картина будет понятна всем, без исключения. В этом фильме нет отрицательных персонажей. Мужчины и женщины в этой картине — части социума, руководствующегося неоднозначными гендерными стандартами. Мне было важно донести до зрителей вопросы, которые не дают мне покоя. Почему мы придерживаемся этих стандартов? И как изменить ситуацию, чтобы эти стандарты перестали контролировать наши жизни?
Это, скорее, риторические вопросы. У меня нет ответа, но я рада, что таких фильмов появляется все больше, и женщины, наконец, подают голос.
Спасибо Кинокомпания Вольга за приглашение на показ.