На первый взгляд кажется, что организовать работу интернет-магазина проще, чем управлять им в реальности. Но действительность доказывает обратное.
В работе интернет-магазина есть 4 этапа: закупка товара, доставка его на склад, продажа через сайт и доставка покупателю. Такая цепочка короче, чем у обычного магазина, так как исключает штат продавцов и аренду самих магазинов. Однако с точки зрения законодательного регулирования онлайн-магазинам достается больше.
Отдельного закона о работе онлайн-магазинов нет. Такие торговые точки обязаны соблюдать привычное торговое законодательство. Но не только его. Есть еще особые правила дистанционных продаж.
Организуя интернет-магазин, следует изучить:
- закон «О защите прав потребителей»;
- специальные нормативные акты, относящиеся к интернет-магазинам — «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи» от 31.12.2020 (действовавшие до этого «Правила продажи товаров дистанционным способом» с 2021 года не имеют силы).
Определение
Определение интернет-магазину дано в п.57 ГОСТа Р 51303-2013. Там сказано, что демонстрация, заказ и продажа товаров в таких магазинах происходит через интернет-ресурсы, а после организуется доставка покупателю либо на дом, либо до пункта самовывоза.
Первый нюанс: интернет-магазином является не только отдельный сайт, но и группы в социальных сетях, и профили в Инстаграм.
Второй нюанс: под таким видом торговли подразумевается продажа товара физическим лицам.
Работа с юридическими лицами регулируется иным законодательством, а также подписанным договором.
Форма ведения бизнеса
Итак, вы решили торговать через Интернет. Закону неважно, как вы торгуете: через свой сайт или через страничку в сети. В любом случае вы должны соблюдать законодательные требования, платить налоги и обязательные социальные взносы в полном объеме и сдавать все отчеты в срок.
Для ведения бизнеса легально и выполнения всех этих требований у вас есть три пути.
Первый путь— стать самозанятым. Регистрация простая через приложение «Мой налог». Налоговая ставка самая комфортная — от 4 % до 6 %. Отчетности нет.
Но есть ограничения по виду деятельности и обороту. Не все могут работать в таком статусе. В торговле самозанятым может быть лишь тот, кто продает товары своего производства. Если вы перепродаете товары, то этот путь не ваш. Вы также не можете быть самозанятым, если продаете подакцизные товары или товары, требующие маркировки.
Второй путь— стать ИП. Регистрация тоже несложная, каждый сможет с ней справиться самостоятельно.
Если возникнут сложности с подготовкой требуемого пакета документов, то всегда можно воспользоваться бесплатным сервисом Совкомбанка по подготовке пакета документов для регистрации ИП. Сервис доступен всем, даже не клиентам банка.
Налоговая нагрузка зависит от выбранной системы налогообложения. Сегодня есть ОСНО, УСН, ЕСХН и патент.
ОСНО — основная система налогообложения. Она доступна любому предпринимателю. Но она и самая сложная как по нагрузке, так и по ведению.
Остальные системы льготные. Нагрузка на них меньше, вести их проще, но право на них есть не у всех. Надо соответствовать определенным критериям, чтобы перейти на одну из них.
Третий путь — открыть ООО. Процесс регистрации сложнее и затратнее, но здесь можно начинать бизнес не в одиночку, а вместе с партнерами.
Пакет документов для открытия ООО можно также подготовить через бесплатный сервис Совкомбанка.
Продажа через Интернет без регистрации бизнеса — нелегальное предпринимательство, которое наказывается законом.
Во-первых, за незаконное предпринимательство грозит штраф от 500 до 2000 рублей.
Во-вторых, если ваш бизнес без регистрации принес вам крупный доход, то штраф вырастет до 300 000 рублей. Наказание может быть не только денежное, но и в виде обязательных работ или лишения свободы до двух лет.
Как работать
Определившись с формой бизнеса и зарегистрировав его, можно начинать работать. Однако не забудьте про правила.
№1
Всегда помните про права потребителей. Их главное право — получить качественный товар, соответствующий всем ГОСТам и другим обязательным требованиям.
№2
Потребитель также имеет право получить всю информацию о товаре до его покупки. Это требование означает, что все карточки товара должны быть максимально заполнены, а вся информация должна соответствовать действительности.
№3
Покупатель должен иметь возможность ознакомиться с условиями оформления заказа, оплаты и доставки. Вся эта информация должна находиться у вас на сайте в свободном доступе.
№4
Также на сайте должен быть опубликован договор публичной оферты. Подписывать этот договор с покупателем не требуется, но в нем должно быть прописано, что если клиент покупает у вас товар, то он автоматически соглашается на оферту.
Обычно такое согласие клиент дает или во время регистрации у вас на сайте, или во время оформления своего заказа.
№5
При оформлении доставки соблюдайте все требования: сообщите клиенту название и адрес интернет-магазина, наименование товара, его артикул, марку, цену, комплектацию, количество, а также срок доставки. Кроме того, в заказе вы должны указать ФИО клиента и адрес доставки. Не забудьте получить согласие клиента при оформлении заказа.
Обратите внимание, что согласно «Правилам продажи товаров по договору розничной купли-продажи…» вы обязаны соблюдать сроки и адрес доставки.
Бывают случаи, когда вы не сможете доставить товар в срок по вине покупателя. Придется договариваться о новых сроках. Действовать вы должны в рамках договора розничной купли-продажи. Лучше всего предусмотреть это и прописать в договоре оферты.
№6
Предусмотрите условия и правила возврата товара.
Во-первых, не все товары можно вернуть. Обязательно пропишите на сайте товары, которые по законодательству не подлежат возврату.
Во-вторых, условия возврата товара и возврата оплаты также должны быть прописаны на сайте.
В этих действиях вы должны руководствоваться «Законом о защите прав потребителей».
Вас может заинтересовать наш материал «Налоговый прайс: как с ним жить».
Ваша ответственность
Открывая интернет-магазин, вы несете не только ответственность за уплату в срок и в полном объеме налогов и взносов, за сдачу всей требуемой отчетности, но и за соблюдение иных прав. Во главе угла для вас должны стоять права потребителей.
В случае нарушения возникает ответственность, которая может быть гражданско-правовой, административной и уголовной.
Ответственность за налоги и отчеты у всего бизнеса одинаковая, поэтому в рамках данного материала мы рассмотрим ответственность за нарушения прав потребителей.
Гражданско-правовая ответственность
Напомним, что проблемы могут возникнуть при возврате товара, при его доставке, а также при некачественном сервисе или обмане. Обычно с претензией покупатель обращается в магазин, то есть к вам. Если вы не решите его проблему, то он может обратиться в суд.
Суд рассмотрим дело и вынесет решение. По решению суда в пользу покупателя вам придется заплатить:
- стоимость товара;
- расходы на независимую экспертизу;
- возможные убытки, которые понес потребитель из-за некачественного товара;
- компенсацию морального вреда;
- пени за нарушение сроков;
- штраф в пользу клиента.
Обратите внимание, ваша гражданская ответственность может в разы превышать стоимость проданного товара.
Административная ответственность
Эта ответственность возникает, если покупатель пожалуется на вас в Роспотребнадзор, налоговую или другие контролирующие органы. В случае вашей вины органы оштрафуют вас.
Возможные штрафы:
- если вы обманули в характеристике своего товара, то как ИП получите штраф до 5 000 рублей, как ООО — до 500 000 рублей;
- если вы не предоставили полной информации о товаре, его изготовителе, продавце и режиме вашей работы, то как ИП вы получите штраф до 5 000 рублей, как ООО — до 10 000 рублей;
- если купленный товар не соответствует описанию у вас на сайте, то максимальный штраф для ИП — 5 000 рублей, для ООО — 50 000 рублей.
Уголовная ответственность
Такая ответственность возникает, если вы не соблюдали требования безопасности или подделывали документы о качестве товара. Максимальное наказание — 10 лет лишения свободы.
Обычно дело возбуждается, если вы виновны в травмах людей или их гибели.
Надо знать и соблюдать
Кроме вышеперечисленных требований, имея интернет-магазин, необходимо соблюдать:
- закон о персональных данных (вы обязаны получать согласие клиентов на сбор, обработку и хранение их персональных данных; вы обязаны хранить их соответствующим образом; вы обязаны уведомить Роскомнадзор о начале сбора персональных данных);
За несоблюдение данного закона ИП может быть оштрафован до 20000 рублей, ООО — до 75 000 рублей.
- закон об авторских правах (напомним, что такие права есть у чужих фотографий, у чужого описания товара, у логотипов иных компаний и т.д.).
Штраф за это нарушение может быть в размере несколько миллионов рублей!
- законы относительно ККТ: вы обязаны иметь ККТ вне зависимости от способа расчета, и вы обязаны выдавать чеки;
- требования относительно маркировки товара.
Статья написана командой sovcom.pro. Открыть расчетный счет в Совкомбанке по самому выгодному тарифу можно по этой ссылке!