Для начала надо сказать очевидный факт про который многие забывают. Или не знают. Не бывает старых самолетов. Бывает самолеты с летной годностью или нет. Самолет может быть возрастом 50 лет, но если он проходит все формы обслуживания и продления ресурса и капитальные ремонты — он будет летать. А если борт еще и летает мало, то ресурс у него вырабатывается очень неспешно.
Но понятием «старые самолеты» очень любят оперировать журналисты и не очень искушенные пассажиры.
Подавляющие большинство самолетов заканчивает свой век после выработки ресурса — они отправляются «на иголки». Их режут и утилизируют. Увы, но это часть жизненного цикла. Но перед утилизацией некоторые борта могут годами находится на хранении в каком либо аэропорту. Как тут не вспомнить кладбище самолетов в Домодедово.
Сегодня мы с вами посмотрим на аэропорт Сокол в Магадане. Съемка была много лет назад, но теперь, чего уж, можно показывать. Одной авиакомпании, с помощью которой была организована съемка, уже нет. Вторая, которая в кадре мелькает, тоже ушла в историю. Один самолет был утилизирован в 2018/2019 года. А два оставшихся, судя по космоснимкам, все еще стоят там.
Машина предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон. Делает он это благодаря тому, что на нем установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12). Выхлопными газами он и плавит лед. В силу дороговизны керосина, сейчас такие установки почти не используются.
03 января 2015 года, днем, в простых метеорологических условиях, при выполнении взлета с аэродрома Магадан (Сокол)потерпел аварию самолетАн-26Б RA-26082, пилотируемый экипажем ЗАО «КАПО Авиа». В результате авиационного происшествия экипаж не пострадал, воздушное судно имеет значительные повреждения.На земле жертв и разрушений нет.
Авиационное происшествие с самолетом Ан-24Б RA-26082 произошло в результате выкатывания ВС вбок за пределы ВПП после принятия КВС решения на прекращение взлета из-за невозможности отклонения руля высоты на кабрирование вследствие его застопоренного положения.
Выкатыванию ВС вправо за пределы ВПП, наиболее вероятно, способствовало передергивание бортмехаником ручки стопорения рулей в процессе взлета с целью расстопорения руля высоты, что привело к временному стопорению руля направления и невозможности выдерживать направление по курсу взлета.
Авиационное происшествие обусловлено сочетанием следующих факторов:
— нарушением экипажем порядка расстопорения рулей, определенного РЛЭ самолета;
— невыполнением экипажем проверки свободного хода рулей управления и элеронов на установленных РЛЭ самолета рубежах, формальным выполнением требований карт контрольных проверок;
— отсутствием достаточной натренированности экипажа в реальных полетах для поддержания практических навыков в управлении ВС и его системами, что оказало негативное влияние на возникновение и развитие нештатной ситуации в полете.
С полной версией отчета вы можете ознакомится по ссылке — https://mak-iac.org/upload/iblock/e9d/report_ra-26082.pdf