Православное богослужение немыслимо без пения – даже в самом малочисленном приходе на клиросе всегда есть один-два певчих. Разнообразие современных духовной музыки чрезвычайно велико: от сдержанных древних распевов до сочинений в стиле итальянских маэстро. Что было источником этого многообразия? Как пели за богослужением древние христиане?
Апостольские наставления
Ранняя христианская богослужебная практика клиросного пения не знала. Общим пением и «говорением» в храме руководили особо посвящавшиеся для этой цели канонические певцы, о которых упоминается в Апостольских правилах.
С первых десятилетий существования церкви апостолы в своих посланиях и постановлениях дают указания о том, что христианам на молитвенных собраниях надлежит петь псалмы Давида, ветхозаветные и новозаветные гимны-песни (песни Моисеевы, песнь Анны, «Ныне отпущаеши», песнь Захарии и др.), а также духовные песнопения, создаваемые в церкви. Сохранились упоминания о книге «Псалтос (певец)» св. мч. Иустина философа, представлявшее собой собрание христианских гимнов.
Святой Климент об особенностях христианского молитвенного пения
Св. Климент Александрийский во II - III вв. писал о христианском молитвенном пении, обращая внимание, в первую очередь, на отсутствие музыкальных инструментов, в отличие от иудейского богослужения и языческого культа:
«Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою».
Но не все виды и голосового пения, по его мнению, могли быть приняты христианами:
«К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,– оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство и пьянство в самом зародыше».
Пение в Византии
После 313 года, когда был принят Миланский эдикт, узаконивший христианство наравне с другими религиями в Римской империи, в церкви постепенно появляются специально подготовленные певцы, которые имели особое малое посвящение.
Лаодикийский собор по этому поводу постановил в 367 году: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви».
Начиная с IV века, пение за богослужением получило гораздо больше места – все чинопоследования становятся преимущественно песенными. Это время характерно созданием значительного числа песнопений и поиском путей приведения их в единую стройную систему: в IV веке упоминается осьмогласие, на основе которого впоследствии был создан Октоих.
Расцвет гимнотворчества
Обозначенный период, помимо прочего, характеризуется возросшим интересом к гимнотворчеству. Появляется одна из разновидностей гимнов – тропари. Выдающийся автор в этой области – св. Ефрем Сирин.
Кроме того сочинением церковных гимнов занимались свт. Григорий Назианский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский. В богословских трудах внимание церковному пению уделяли многие святые отцы: Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст.
Гимнотворчество, активно развивавшееся в IV веке, к VI – VII векам достигло расцвета, который связывался, в первую очередь, с творчеством св. Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До современности дошло 80 из 1000 написанных им гимнов.
Кроме того, сохранились упоминания о творениях константинопольского патриарха св. Иоанна Схоластика, иерусалимского патриарха свт. Софрония, диакона св. Георгия Писиды.
Усилиями современных регентов дивные песнопения Византии сегодня вновь становятся достоянием православных христиан. Сегодня их можно услышать в некоторых столичных храмах: Всехсвятском на Кулишках, на Афонском подворье и др.