Найти тему
Православная Жизнь

Молитвенное пение раннехристианской церкви. Как пели первые христиане

Оглавление

Православное богослужение немыслимо без пения – даже в самом малочисленном приходе на клиросе всегда есть один-два певчих. Разнообразие современных духовной музыки чрезвычайно велико: от сдержанных древних распевов до сочинений в стиле итальянских маэстро. Что было источником этого многообразия? Как пели за богослужением древние христиане?

Апостольские наставления

Ранняя христианская богослужебная практика клиросного пения не знала. Общим пением и «говорением» в храме руководили особо посвящавшиеся для этой цели канонические певцы, о которых упоминается в Апостольских правилах.

С первых десятилетий существования церкви апостолы в своих посланиях и постановлениях дают указания о том, что христианам на молитвенных собраниях надлежит петь псалмы Давида, ветхозаветные и новозаветные гимны-песни (песни Моисеевы, песнь Анны, «Ныне отпущаеши», песнь Захарии и др.), а также духовные песнопения, создаваемые в церкви. Сохранились упоминания о книге «Псалтос (певец)» св. мч. Иустина философа, представлявшее собой собрание христианских гимнов.

Св. мч. Иустин Философ. Икона
Св. мч. Иустин Философ. Икона

Святой Климент об особенностях христианского молитвенного пения

Св. Климент Александрийский во II - III вв. писал о христианском молитвенном пении, обращая внимание, в первую очередь, на отсутствие музыкальных инструментов, в отличие от иудейского богослужения и языческого культа:

«Мы для прославления Бога единственно пользуемся мирным словом, и уже не пользуемся ни древней псалтирью, ни трубою, ни тимпаном, ни флейтою».

Но не все виды и голосового пения, по его мнению, могли быть приняты христианами:

«К музыке должно прибегать для украшения и образования нравов... должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неудержимая и страстная, то неистовая и безумная. Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположением. Искусство, выражающееся в переливах голоса по разным коленам, есть ложное искусство,– оно развивает склонность к бездеятельной и беспорядочной жизни. Мелодиями же строгими и серьезными предупреждается бесстыдство и пьянство в самом зародыше».

Свщмч. Климент Александрийский. Икона
Свщмч. Климент Александрийский. Икона

Пение в Византии

После 313 года, когда был принят Миланский эдикт, узаконивший христианство наравне с другими религиями в Римской империи, в церкви постепенно появляются специально подготовленные певцы, которые имели особое малое посвящение.

Лаодикийский собор по этому поводу постановил в 367 году: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви».

Начиная с IV века, пение за богослужением получило гораздо больше места – все чинопоследования становятся преимущественно песенными. Это время характерно созданием значительного числа песнопений и поиском путей приведения их в единую стройную систему: в IV веке упоминается осьмогласие, на основе которого впоследствии был создан Октоих.

Расцвет гимнотворчества

Обозначенный период, помимо прочего, характеризуется возросшим интересом к гимнотворчеству. Появляется одна из разновидностей гимнов – тропари. Выдающийся автор в этой области – св. Ефрем Сирин.

СВ. Ефрем Сирин. Икона
СВ. Ефрем Сирин. Икона

Кроме того сочинением церковных гимнов занимались свт. Григорий Назианский, прп. Ефрем Сирин, свт. Кирилл Александрийский, свт. Амвросий Медиоланский. В богословских трудах внимание церковному пению уделяли многие святые отцы: Григорий Нисский, Василий Великий, Афанасий Великий, Иоанн Златоуст.

Гимнотворчество, активно развивавшееся в IV веке, к VI – VII векам достигло расцвета, который связывался, в первую очередь, с творчеством св. Романа Сладкопевца, писавшего на родном сирийском языке. До современности дошло 80 из 1000 написанных им гимнов.

Св. Роман-сладкопевец. Икона
Св. Роман-сладкопевец. Икона

Кроме того, сохранились упоминания о творениях константинопольского патриарха св. Иоанна Схоластика, иерусалимского патриарха свт. Софрония, диакона св. Георгия Писиды.

Усилиями современных регентов дивные песнопения Византии сегодня вновь становятся достоянием православных христиан. Сегодня их можно услышать в некоторых столичных храмах: Всехсвятском на Кулишках, на Афонском подворье и др.