Четвертый квартал 2020‑го не принес российскому рынку сильных экономических потрясений, сохранив стабильные условия, сложившиеся в предыдущие периоды. В декабре 2020 года Центральный банк оставил прежним значение ключевой ставки на уровне 4,25 %, установленное еще в июле. Рынки облигационных займов и банковского кредитования продолжали адаптироваться к «правилам игры» с низкими ставками.
Узнайте в нашем новом исследовании, стало ли облигационное финансирование для отраслевых игроков более популярным, чем традиционное кредитование? Какие ставки были характерны для рынка инфраструктурных проектов к концу года? И какие новые тенденции в заемном финансировании проявились к этому моменту?
- Кредитное финансирование в четвертом квартале продолжало находиться под воздействием двух разнонаправленных факторов: рекордно низкой базовой ставки и высоких проектных рисков, связанных со снижением бизнес-активности и прибыльности. Мы считаем, что стоимость кредитования на конец 2020 года стабилизировалась, но в долгосрочной перспективе она может начать расти.
- Среднемесячный уровень ставок по долгосрочным кредитам (свыше трех лет), по данным ЦБ, вырос почти на 0,5 п. п. по сравнению с аналогичным показателем прошлого периода, но эти изменения не отразились на коридоре ставок по корпоративным и проектным кредитам под инфраструктурные инвестиционные проекты. Он, по нашей оценке, находился в диапазоне 7,45–12 %. Плавающие ставки в этот период складываются из ключевой ставки Банка России плюс 2,4–5,5 %, но чаще всего условия зависят от репутации и кредитного рейтинга заемщика.
- В концессионных проектах перенос части рисков на государство по‑прежнему может обеспечить снижение стоимости финансирования. На фоне уменьшения доходности банковского сектора и наличия предложения по кредитованию от финансовых институтов низкий уровень процентной ставки по кредиту может стать привлекательным условием, при этом дополнительный заработок банков будет перекладываться в возрастающие комиссии по кредиту.
- Во второй половине 2020 года рынок долгосрочных облигаций инфраструктурной и смежных с нею сфер заметно оживился: если в первой половине 2020‑го на нем провели 16 эмиссий общим объемом 197,6 млрд руб., то второе полугодие 2020 года принесло рынку 19 эмиссий (в том числе шесть бессрочных) на 423 млрд руб. Рост произошел даже по отношению ко второму полугодию 2019 года: тогда провели также 19 размещений суммарным объемом около 159 млрд руб.
- В 2020 году разнообразие инструментов, используемых для привлечения средств, на отечественном рынке заметно увеличилось: помимо новых выпусков классических корпоративных долгосрочных бумаг (со сроком погашения более семи лет), впервые проведены эмиссии «вечных» бондов РЖД, ее первых подобных бумаг с «зеленым уклоном», размещены социальные и зеленые бонды других компаний. В 2021 году ожидается выпуск новых инфраструктурных облигаций через специализированные общества проектного финансирования (СОПФ) и новые «вечные» эмиссии от других крупных компаний.
- Ставки купонов корпоративных долгосрочных облигаций инфраструктурных компаний на конец 2020 года находятся в более широком коридоре, чем раньше: 4,25–8,5 % годовых. При этом нижняя граница упала на 1,65 п. п., а верхняя — поднялась на 0,95 п. п. Доходность по выборке в среднем на 0,5–0,6 п. п. выше средней доходности пяти- и семилетних ОФЗ в четвертом квартале (5,38 % и 5,78 %). Диапазон ставок купонов по проектным облигациям не расширился (9–10,44 %). Для концессионных бондов нижний порог ставки купона снизился до 4 %, при сохранении высокой верхней границы ставки (10 %), которая превышает доходность корпоративных семилетних и более долгосрочных облигационных бумаг.
- По нашим расчетам, в инфраструктуру до конца 2022 года может поступить 645–774 млрд руб. из внебюджетных источников, причем доля квазигосударственных средств продолжает расти и составляет 80 % против 73 % год назад. Общий объем средств, доступных для инфраструктурных вложений в стране, составляет порядка 2,6–3,1 трлн руб. и за год он вырос на 5–7 %. Объем средств из внутрироссийских источников увеличился до 2,3–2,7 трлн руб., но его доля в доступных средствах снизилась на 3 п. п., до 89 %. Это означает, что у авторов отечественных инфраструктурных проектов растут шансы привлечь денежные средства в иностранных банках развития.
Читайте полную pdf-версию обзора, а также другие аналитические материале на сайте infraone.ru.