Гостиница была неплохой, в номере было всё необходимое и даже балкон, но в комнате было тесновато. Мы провели там ещё час или полтора прежде, чем пошли на завтрак или, скорее, обед.
К моему возмущению, опять пришлось подниматься. Паша рассказал, что это особенность местного рельефа – город расположен на холмах. Это было гораздо заметней, чем в Хабаровске, и улицы здесь были гораздо уже, а тротуары местами совсем отсутствовали. Мы вышли к очень оживлённой улице, навстречу нам шли толпы, как мне показалось, туристов. Для такого столпотворения явно не хватало места.
К счастью, мы сразу зашли в нужное нам заведение – кафе русской кухни «Ложки-плошки», которое посоветовал всё тот же Миша. Очевидно, что ему не сиделось в Биробиджане, раз он объехал чуть ли не все города Дальнего Востока.
В кафе было очень просторно и безлюдно, вместо стульев там были самые настоящие уличные лавки, интерьер был выполнен в ярких цветах, на стенах рядами висело много разнообразных предметов утвари – мясорубки, скалки, совки для муки и прочее. Меню было понятное и простое, но каждое блюдо там было по цене нормального бизнес-ланча. Я заказала традиционное русское блюдо – пельмени с кальмаром, салат из баклажанов и гороховый суп. Суп оказался с копчёностями, хотя в составе они не были указаны. Паша заказал те же позиции, но в более мясном исполнении, итого за обед вышло почти полторы тысячи рублей… Да, каждый день здесь не покушаешь.
Мы опять вышли на улицу с толпами, и сразу нырнули в подземный переход, там людей было ещё больше, так мы вышли к самому центру Владивостока – дому правительства (или «дом Советов», как его назвал Паша) и площади Борцов за власть Советов. Однако, борцов я сразу не рассмотрела, вся площадь была заставлена торговыми палатками. Я сначала засомневалась, действительно ли это главная площадь города, «Что за базар?». Между тем, торговля шла бойкая, там были не только палатки, кто-то торговал прямо из машин, сильно пахло рыбой.
За всем этим непричастно стоял строящийся главный храм, который мы видели с Морского вокзала. Памятники борцам мы тоже обнаружили, но подойти к ним ближе мешали палатки. Кроме того, на всю площадь громко звучала… Нет, не музыка, а бесконечно повторяющаяся жизнерадостная реклама кафе сингапурской кухни «Дамплинг репаблик»! Я была готова крутить пальцем у виска, неужели все сошли с ума – это же главная площадь города! Представьте себе громкую рекламу какого-нибудь кафе на Красной площади… Каково?
Вспомнив забитое ларьками здание Морского вокзала, я пришла к выводу, что здесь какие-то чересчур мягкие условия для торговли. Долго на этой площади находиться было невозможно. В этом хаосе я даже не стала фотографировать борцов, это было бы унизительно по отношению к ним.
Мы пошли дальше вдоль помпезных зданий этой улицы (позже я узнала, что это Светланская – главная и самая старая улица города), мельком прошли какой-то скверик с бегемотами, и скоро вышли к другому – с аркой в честь Николая II (Николаевские триумфальные ворота). Оказывается, будучи цесаревичем, он объехал всю страну, и люди разных отдалённых от Москвы городов были очень впечатлены его визитом. Аналогичную арку мы видели в Благовещенске, но всё это – новоделы, воздвигнутые на месте разрушенных во время советской власти подлинных арок.
От этого скверика мы спустились вниз. Там, за забором из профнастила находилась огромная и, можно сказать, легендарная подводная лодка С-56, ставшая музеем. В военные годы она прошла 2 океана и с десяток морей, повидала и шторма, и торпеды, потопила кучу кораблей, 19 раз объявлялась затонувшей, про неё даже сняли фильм с говорящим названием «Не дождётесь!». Паша сказал, что нам непременно нужно туда попасть, ведь посещением этой подлодки хвасталась наша подруга Тоня… Но высокий забор не позволил подойти ближе – лодка-музей была на реконструкции…
Мы перешли на другую сторону дороги и опять очутились у моря, там тоже было очень людно. К тому моменту стало очевидно, что так много людей на улицах – это не только туристы, это был праздник, день Военно-морского флота… Бухта Золотой Рог была заставлена кораблями, и Паша рассказал, что не так давно учёные выяснили, что в этой бухте не может выжить ничто живое, настолько она грязная.
Осмотрели все значимые памятники и пошли по улице, которая называется Корабельной набережной, вдоль берега дальше. Тротуара на одной стороне дороги не было вовсе, все шли по каким-то рельсам. Мне было некомфортно постоянно пересекаться с другими людьми. После роскошных тротуаров Хабаровска это было ужасно.
Мы прошли под Золотым мостом, и увидели ещё какие-то памятники – бойцам дзюдо и дерущимся тиграм… Я перестала понимать логику происходящего, и попросила где-то остановиться, чтобы посидеть.
Мы поднялись в сквер повыше. По-моему, там никаких памятников не было, и я решила, что это достойное место, чтобы позволить останкам Дальневосточного чая из Хабаровска найти своё последнее предназначение. Мне было плохо: неужели это Владивосток, город, в который я так хотела попасть уже больше десяти лет? Совсем не так я его представляла, неужели мы так и будем ходить вдоль дорог без тротуаров от одного узкого скверика к другому? К тому моменту все обрывочные впечатления этого дня стали складываться в общую картину.
Мы поднялись ещё выше, там был какой-то монумент, посвящённый ещё каким-то морякам. В это время общий шум, сопровождавший нас всю дорогу, усилился. Сначала мы услышали жуткий рёв, а затем в небе показались истребители. Видимо, это было что-то вроде парада воздушной техники, рёв был сильнее то с одной стороны, то с другой, но из-за низко висящих облаков самолёты было видно лишь изредка. Мы не стали приглядываться и пошли дальше, прошли ещё какой-то памятник каким-то бойцам или героям, пока не вышли к территории музея Тихоокеанского флота. Музей, разумеется, был закрыт, но на территории было много экспонатов – пушки, танки, лодки, ракеты, мины…
И тут до меня окончательно дошло: всё здесь враждебно человеку, этот город не для людей, он для техники. Все эти борцы, воины, моряки, дзюдоисты, революционеры, которых здесь столько прославляют – это же воюющие люди, не мирные! Вертолёты, самолёты, корабли – разве это техника для красивых клумб? Вовсе нет. А тротуары, почему о них забыли? Паша подкрепил мою гипотезу статистическим фактом о том, что Владивосток – самый автомобилизированный город, здесь наибольшее количество машин на душу населения.
Бухта, в которой никто не живёт… Я смотрела на эти выставленные напоказ пушки, и мне становилось всё хуже и хуже, как я смогу прожить здесь целую неделю?..