Найти тему
Издательство "Гангут"

Последний бой «Страшного»

Гибель миноносца «Стройный» после подрыва на мине на внешнем рейде Порт-Артура 31 октября 1904 года. Очевидно, так же, уходя кормой в воду, погибал и миноносец
«Страшный», получивший серьезные повреждения в неравном бою с японскими кораблями
Гибель миноносца «Стройный» после подрыва на мине на внешнем рейде Порт-Артура 31 октября 1904 года. Очевидно, так же, уходя кормой в воду, погибал и миноносец «Страшный», получивший серьезные повреждения в неравном бою с японскими кораблями

Во время Русско-японской войны моряки русского флота совершили немало подвигов: бои «Варяга» и «Корейца», героическая гибель «Стерегущего», «Рюрика» и других кораблей и их экипажей, до конца выполнивших свой воинский долг.
Некоторые из них общеизвестны — о них пишут книги, снимают фильмы, им установлены памятники. О героических делах других знают лишь специалисты и любители истории флота.
К 100-летию начала Русско-японской войны вышли в свет книги и красочные альбомы, но исследовательская работа проведена в недостаточном объеме. А ведь в ее истории по-прежнему остается немало эпизодов, которые требуют дальнейшего всестороннего изучения и анализа. К ним можно отнести и гибель миноносца «Страшный». Это первый боевой эпизод 31 марта 1904 года — одной из самых трагических дат в истории Российского Императорского флота.

Артурские «авантюры»

Эскадра Тихого океана не была готова к войне — руковод­ство флота разделило ее на две части, а значительная часть корабельного состава длительное время пребывала в резерве. В Средиземном море находился отряд кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, направлявшийся на Дальний Восток. Никаких активных действий артурская эскадра, которой командовал вице-адмирал В. О. Старк, не предпринимала.
Стратегическая инициатива перешла в руки командования японского флота, которое решило заблокировать эскадру в крепости с помощью брандеров. Первую атаку удалось отбить благодаря эскадренному броненосцу «Ретвизан», стоявшему на мели на рейде. Бездействие привело к смене командования — на место В. О. Старка утром
24 февраля в Порт-Артур прибыл вице-адмирал С. О. Макаров. Вот как это описал участник событий: «Приезд адмирала Макарова заставил встрепенуться всю нашу эскадру. Все сразу почувствовали колоссальную энергию этого человека, все поняли, что он заставит работать. Появление такого начальника воодушевило всю молодежь, как офицеров, так и команду». Его дополняет другое свидетельство: «Со времени прибытия его все стали бодрее и веселее, воспрянули духом, начала расти уверенность в возрождение нашей эскадры, явилась надежда восстановить доблестную славу флота и наказать дерзкого врага...

Только он мог дать и действительно дал флоту временно живую душу, внушив опытному и смелому врагу осторожность и должное внимание к нашим, теперь хотя и слабеньким, силам».
В первые дни адмирал знакомился с положением дел: побывал на всех крупных кораблях, осмотрел батареи, доки и мастерские, беседовал с офицерами и моряками. На эскадре началась активная служба. С. О. Макаров шесть раз выводил эскадру в море и на практике доказал, что она может покидать внутренний рейд крепости за одну «полную» воду. Ранее это считалось невозможным.
Командующий начал готовить эскадру к генеральному сражению — выводил в море крупные корабли, осуществлял эволюции, перестроения и маневры, осматривал побережье. Ускорилась починка поврежденных кораблей. Было налажено дежурство и патрульная служба. Благодаря этому удалось успешно отразить вторую атаку брандеров. При Макарове началось регулярное траление рейда. Он разработал план активных действий, в котором значительное место занимали именно миноносцы. Они начали регулярно выходить в море и осматривать побережье Квантунского полуострова, «несмотря на всякие несовершенства и недостаток в исправных миноносцах».

Крытый эллинг Невского завода на полуострове Тигровый хвост, где собирались миноносцы типа «Сокол». Март 1904 года
Крытый эллинг Невского завода на полуострове Тигровый хвост, где собирались миноносцы типа «Сокол». Март 1904 года

Подобная деятельность кораблей двух отрядов получила обиходное название «авантюры». Так их описал один из участников: «Особый вид службы, который миноносцы несли беспрерывно, хотя и бесплодно, это — ночные походы в надежде без всяких данных наткнуться случайно на неприятеля — и атаковать его. Эти ночные походы были окрещены характерным именем “авантюр”. То отрядами, то парами, то поодиночно миноносцы отправлялись осматривать близлежащие бухты, острова и просто море. Желание что-нибудь сделать, полное отсутствие дела определенного гнали на поиски счастья. Чаще всего они кончались безрезультатно, изредка боем с миноносцами, подчас кончались трагично, но ни разу не привели к желаемому результату — встрече с большим кораблем». В одной из первых подобных вылазок бесславно погиб миноносец «Внушительный», затем последовали легендарная гибель «Стерегущего» и несколько ожесточенных ночных стычек с истребителями противника.

В конце
марта 1904 года командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров получил агентурные сведения, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены японские транспортные суда с войсками, которые подготовлены для переброски на Квантунский полуостров. Вечером 30 марта он решил послать для перехвата кораблей с десантом отряд миноносцев, а утром 31 марта вывести в море эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника. План похода он дважды обсуждал с командирами отрядов миноносцев — 28 и 30 марта.
В итоге принимается решение о посылке вечером
30 марта к островам Эллиот восьми миноносцев из двух отрядов: «Боевой», «Бесшумный», «Выносливый», «Грозовой», «Сторожевой», «Смелый», «Расторопный» и «Стройный». Но на последнем обнаружились неисправности, и начальник второго отряда миноносцев капитан 2 ранга М. В. Бубнов приказал командиру «Страшного» срочно готовиться к походу.

Восьмой миноносец

«Страшный» относился к миноносцам типа «Сокол», строившимся крупной серией из 32 кораблей. 12 из них входили в состав эскадры флота Тихого океана (с
17 апреля 1904 г. 1-я Тихоокеанская эскадра). Их строили в Санкт-Петербурге, на Невском и Ижорском заводах, и доставляли в Порт-Артур секциями на пароходах. На полуострове Тигровый хвост был возведен эллинг, в котором могли одновременно собираться три миноносца. Один из моряков писал: «Невский завод долго и плохо собирал свои миноносцы, да и вообще они были рыночной работы».

К началу войны успели собрать десять кораблей, два проходили испытания («Страшный» и «Стройный»), один достраивался («Статный»). «Соколы», уступавшие по своим тактико-техническим элементам кораблям зарубежной постройки («Боевому», типа «Форель» и «Касатка»), входили в состав второго отряда миноносцев и являлись настоящими «рабочими лошадками» эскадры. Их эксплуатировали намного активнее, чем корабли первого отряда: они постоянно находились в дежурстве, принимали участие во многих «авантюрах», сопровождали все выходы эскадры. Позднее их постоянно привлекали к тралению внешнего рейда и постановке минных заграждений. Они являлись на эскадре «расходным материалом».
Миноносец «Страшный» (до
9 марта 1902 г. — «Скворец») начали строить на Невском заводе. После перевозки на Дальний Восток в конце года началась сборка корпуса в эллинге на Тигровом хвосте. В 1903 году его спустили на воду, и началась достройка на плаву. В начале следующего года на миноносец был назначен командир — капитан 2 ранга Константин Константинович Юрасовский (прибыл в Порт-Артур 27 января 1904 г.), заселился экипаж, и начались испытания корабля.
Несколько раньше инженером-механиком миноносца назначили Павла Михайловича Дмитриева. Это под его руководством собирались и испытывались машины, обучалась машинная команда. В середине января на «Страшный» перевели штурманского офицера мичмана Андрея Михайловича Акинфиева.

21 марта прибыл лейтенант Ермий Александрович Малеев, который стал исполнять на корабле обязанности артиллерийского и минного офицера. Он был единственным офицером корабля, уже несколько лет находившимся на Дальнем Востоке (ранее служил на крейсере «Владимир Мономах», портовом судне «Силач» и эскадренном броненосце «Севастополь»).
После начала войны программу испытаний значительно сократили — срочно требовалось пополнить второй отряд миноносцев.
20 февраля «Страшный» вышел на пробу машин на полный ход и достиг скорости 26,67 уз. 24 февраля он вновь выходил в море на те же испытания, а 28 февраля «Страшный» принял «боевое крещение». Его первой боевой операцией стало сопровождение вместе с крейсером «Баян» и четырьмя «соколами» минного транспорта (заградителя) «Амур» на постановку мин. 1 марта «Страшный» приняли в казну, а днем того же дня он в паре со «Сторожевым» выходил на разведку ближних подступов к крепости, но никого не обнаружил. С вечера и до 8 ч утра 2 марта они дежурили в проходе с внешнего на внутренний рейд Порт-Артура. 7 марта «Страшный» выходил в море на испытание артиллерии.

Вечером 10 марта четыре миноносца из 1-го отряда и шесть «соколов» из 2-го, в том числе и «Страшный» вышли в разведку. 13 марта С. О. Макаров вывел в море эскадру в составе эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», «Пересвет», «Победа», крейсеров I ранга «Аскольд», «Диана», «Баян», крейсера II ранга «Новик», минных крейсеров «Всадник», «Гайдамак», миноносцев 1-го отряда «Внимательный», «Боевой», «Грозовой» и 2-го — «Сторожевой», «Решительный», «Расторопный», «Сильный», «Смелый», «Сердитый», «Страшный» и «Скорый» для производства эволюций и осмотра островов Мяотао.
Во время крейсерства был потоплен японский пароход «Ханиен-Мару» и задержано несколько китайских джонок. При совершении эволюций произошло столкновение броненосцев «Севастополь» и «Пересвет», получивших незначительные повреждения.
На следующий день русская эскадра вновь вышла в море. На этот раз в ее состав входили: «Петропавловск», «Полтава», «Пересвет», «Победа», «Аскольд», «Диана», «Баян», «Новик», «Всадник», «Гайдамак», миноносцы 1-го отряда «Внимательный», «Боевой», «Бесстрашный», «Грозовой», «Бдительный» и 2-го — «Сторожевой», «Решительный», «Смелый», «Сердитый», «Страшный», «Стройный», «Скорый» и «Расторопный».

На этот раз отличился «Гайдамак» — он сумел затралить мину, которую вытащили на берег. В ночь на
15 марта «Смелый» и «Страшный» выходили в ночную разведку, но противника не обнаружили. В ночь на 21 марта состоялся очередной выход в ночную разведку миноносцев «Смелый», «Сторожевой», «Сердитый» и «Страшный». С 8 ч утра 22 марта до 8 ч утра 23 марта «Страшный» дежурил в проходе в паре с «Решительным». На ночь они вышли на разведку на внешний рейд Порт-Артура, но и на этот раз кораблей противника не обнаружили. С. О. Макаров посетил миноносцы, внимательно осмотрел и приказал срочно усилить вооружение — каждый из них должен был получить по одному пулемету «максим», которые начали снимать с больших кораблей. Но на «Страшном» вместо пулемета появилась пятиствольная картечница Норденфельдта, «трофея» лейтенанта Е. А. Малеева, снявшего ее с одного из японских брандеров после отражения второй атаки. Ее установили на мостике миноносца.

Японский миноносец «Акебоно»
Японский миноносец «Акебоно»

Последний поход миноносца «Страшный»

Новый поход планировался с учетом опыта предыдущих «авантюр».
28 и 30 марта его обсуждали на совещании командиров миноносцев. Весь поход был рассчитан так, чтобы к рассвету миноносцы находились на три мили мористее южного Сан-Шан-Тао. Это место было выбрано в качестве рандеву для отставших или потерявшихся миноносцев. Было решено, что утром на внешнем рейде их встретит «Баян» (единственный русский четырехтрубный крейсер; таких у японцев не было), который поддержит крейсер «Диана». В случае появления утром на внешнем рейде японцев миноносцы могли не возвращаться в крепость, а идти в Дальний, где могли укрыться и отставшие корабли.
В 6 ч вечера
30 марта восемь миноносцев начали выходить на внешний рейд. В сумерках они построились в две колонны: левая — «Боевой» (брейд-вымпел капитана 2 ранга Е. П. Елисеева), «Бесшумный», «Грозовой» и «Выносливый»; правая — «Сторожевой» (брейд-вымпел капитана 2 ранга М. В. Бубнова 2-го), «Расторопный», «Страшный» и «Смелый») — и на скорости 18 уз пошли к островам Эллиота. Когда стемнело, ход снизили до 12 уз во избежание появления искр из труб. Капитан 2 ранга М. В. Бубнов сделал замечание командиру «Страшного», на юте которого было слишком много света из машинного люка и иллюминаторов. На «соколах» зажгли кормовые огни. Миноносцы первого отряда уверенно держали дистанцию и огней не зажигали. Время от времени они открывали гакобортный кормовой огонь для показания места задним мателотам.

Около девяти вечера отряд вошел в полосу тумана, пошел дождь, который вскоре усилился. Это привело к тому, что все миноносцы из 2-го отряда потерялись, а миноносцы 1-го — благополучно обследовали рейд островов Эллиота, но противника не обнаружили. Единственным неприятным эпизодом похода для них стала встреча со «Сторожевым» и «Расторопным», один из которых пересек курс отряда, и «Выносливому» пришлось дать задний ход, чтобы избежать столкновения.
Утром миноносцы 1-го отряда и «Сторожевой» повернули в сторону Порт-Артура. На обратном пути они встретили отряд истребителей противника. Е. П. Елисеев приказал готовиться к атаке. Дистанция до противника сократилась до 15–20 кб, но М. В. Бубнов отдал приказание идти в крепость, «считая себя в опасности быть отрезанным от Артура». Всю ночь «соколы» блуждали во тьме, сквозь заряды дождя.
В 22 ч 15 мин «Страшный» остановился и подозвал к себе «Смелый». К. К. Юрасовский сообщил командиру последнего лейтенанту М. К. Бахиреву, что потерял корабли отряда, и предложил идти к острову курсом NO 50°, хотя это не соответствовало плану похода. Однако вскоре они потерялись в тумане, и каждый продолжил поиски самостоятельно.

Порт-Артур. Миноносцы типа «Сокол» у борта крейсера II ранга «Забияка»
Порт-Артур. Миноносцы типа «Сокол» у борта крейсера II ранга «Забияка»

За ночь блужданий «Смелый» несколько раз встречал истребители противника, одиночные и группами. Опознавательных сигналов с него не подавали и, сумев избежать стычек, утром миноносец направился в крепость.
Сложнее пришлось «Расторопному». Он несколько раз терял своего переднего мателота и встречал миноносцы из первого отряда. Найден был «Сторожевой», но в одном из котлов лопнула трубка. «Расторопный» вынужденно снизил ход, отстал от кораблей отряда и один пошел в Порт-Артур.
«Страшному» повезло меньше. Его командир имел слабое зрение и совершенно не знал района плавания. В сложных погодных условиях он долго не мог сориентироваться, долго блуждал в тумане и в конце концов очутился в критическом положении, так как К. К. Юрасовский не знал ни своего места, ни того направления, куда следовало идти.
В четыре часа ночи он встретил отряд из шести кораблей, шедших малым ходом, и пристроился к ним в кильватер. К. К. Юрасовский рассчитывал, что встретил миноносцы своего отряда (без «Смелого» их получалось именно шесть), возвращавшиеся из рейда. В темноте «Страшный» дал опознавательный сигнал, но ответа не получил, а корабли на самом деле оказались японскими.
В ту ночь на внешнем рейде крепости находилось большое количество японских миноносцев 2-, 4- и 5-го отрядов, прикрывавших постановку мин с минного заградителя «Кориу-Мару».По японским данным, это были миноносцы 2-го отряда (капитан 1 ранга Исида) «Икадзучи», «Инадзумо», «Оборо» и «Акебоно»; по русским данным, «Страшный» встретил четыре миноносца и два крейсера противника, т. е. оказался один против шести неприятельских кораблей.

Неравный бой

С рассветом дождь прекратился, и К. К. Юрасовский решил еще раз напомнить о себе, приказав сигнальщику поднять позывные. В ответ на них «Страшный» начали обстреливать сразу шесть кораблей. Это произошло в 4 ч 50 мин в 15–18 милях от Порт-Артура. Требовалось срочно уходить из-под огня превосходящих сил противника. На миноносце положили руль на борт, дали самый полный ход и открыли огонь из всех орудий. Но ему вновь не повезло — вторым залпом убило командира, 75-мм орудие вышло из строя, а его прислугу перебило. Командование миноносцем принял лейтенант Е. А. Малеев.
Одним из первых залпов перебило паропровод к вспомогательным механизмам от носовых котлов, паром обожгло трех моряков. Но машины продолжали работать, и миноносец полным ходом уходил к своим. Японские истребители попытались догнать его, и тогда лейтенант
Е. А. Малеев предпринял торпедную атаку, выпустив по противнику торпеду из первого аппарата. По нашим данным, она попала в один из японских крейсеров, который вышел из боя. Второй крейсер прекратил преследование и остался оказывать помощь и охранять поврежденный корабль.

Японский миноносец «Икадзучи», против которого «Страшный» предпринял торпедную атаку
Японский миноносец «Икадзучи», против которого «Страшный» предпринял торпедную атаку

Японские источники эту информацию опровергают. Они сообщают, что торпеда прошла рядом с «Икадзучи». Правда, в него попал снаряд с русского миноносца, ранив четырех моряков. Однако четыре истребителя продолжали преследовать «Страшный». Через семь минут после начала боя он получил попадание, ставшее роковым, поскольку снаряд угодил в готовившейся к выстрелу второй торпедный аппарат. Сильнейший взрыв уничтожил сам аппарат, перебил прислугу, разворотил часть палубы и сразил инженер-механика П. М. Дмитриева. Цилиндры обеих машин были повреждены, перебило главную паровую трубу. Миноносец снизил скорость и вскоре остановился.
Японские корабли смогли взять «Страшный» в кольцо. Одно за другим замолкали орудия. Это позволило противнику подойти вплотную и начать расстрел неподвижного корабля. Японцы вели огонь по любому передвигавшемуся человеку, и потери среди экипажа резко возросли. Весь перевязочный пункт был забит ранеными. Шлюпки были разбиты, один из снарядов повредил руль. К 5 ч 30 мин «Страшный», исчерпав все средства, прекратил сопротивление, но шансы на спасение еще оставались.
В это время в районе боя, в 8 милях от Порт-Артура находились два русских корабля. Командир миноносца «Расторопный» лейтенант В.И. Лепко заметил сзади себя перестрелку, но посчитал, что это наши корабли добивают неприятеля, и продолжил следовать в крепость...

© А. Ю. Царьков
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №54/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut