Во время Русско-японской войны моряки русского флота совершили немало подвигов: бои «Варяга» и «Корейца», героическая гибель «Стерегущего», «Рюрика» и других кораблей и их экипажей, до конца выполнивших свой воинский долг.
Некоторые из них общеизвестны — о них пишут книги, снимают фильмы, им установлены памятники. О героических делах других знают лишь специалисты и любители истории флота.
К 100-летию начала Русско-японской войны вышли в свет книги и красочные альбомы, но исследовательская работа проведена в недостаточном объеме. А ведь в ее истории по-прежнему остается немало эпизодов, которые требуют дальнейшего всестороннего изучения и анализа. К ним можно отнести и гибель миноносца «Страшный». Это первый боевой эпизод 31 марта 1904 года — одной из самых трагических дат в истории Российского Императорского флота.
Артурские «авантюры»
Эскадра Тихого океана не была готова к войне — руководство флота разделило ее на две части, а значительная часть корабельного состава длительное время пребывала в резерве. В Средиземном море находился отряд кораблей под командованием контр-адмирала А. А. Вирениуса, направлявшийся на Дальний Восток. Никаких активных действий артурская эскадра, которой командовал вице-адмирал В. О. Старк, не предпринимала.
Стратегическая инициатива перешла в руки командования японского флота, которое решило заблокировать эскадру в крепости с помощью брандеров. Первую атаку удалось отбить благодаря эскадренному броненосцу «Ретвизан», стоявшему на мели на рейде. Бездействие привело к смене командования — на место В. О. Старка утром 24 февраля в Порт-Артур прибыл вице-адмирал С. О. Макаров. Вот как это описал участник событий: «Приезд адмирала Макарова заставил встрепенуться всю нашу эскадру. Все сразу почувствовали колоссальную энергию этого человека, все поняли, что он заставит работать. Появление такого начальника воодушевило всю молодежь, как офицеров, так и команду». Его дополняет другое свидетельство: «Со времени прибытия его все стали бодрее и веселее, воспрянули духом, начала расти уверенность в возрождение нашей эскадры, явилась надежда восстановить доблестную славу флота и наказать дерзкого врага...
Только он мог дать и действительно дал флоту временно живую душу, внушив опытному и смелому врагу осторожность и должное внимание к нашим, теперь хотя и слабеньким, силам».
В первые дни адмирал знакомился с положением дел: побывал на всех крупных кораблях, осмотрел батареи, доки и мастерские, беседовал с офицерами и моряками. На эскадре началась активная служба. С. О. Макаров шесть раз выводил эскадру в море и на практике доказал, что она может покидать внутренний рейд крепости за одну «полную» воду. Ранее это считалось невозможным.
Командующий начал готовить эскадру к генеральному сражению — выводил в море крупные корабли, осуществлял эволюции, перестроения и маневры, осматривал побережье. Ускорилась починка поврежденных кораблей. Было налажено дежурство и патрульная служба. Благодаря этому удалось успешно отразить вторую атаку брандеров. При Макарове началось регулярное траление рейда. Он разработал план активных действий, в котором значительное место занимали именно миноносцы. Они начали регулярно выходить в море и осматривать побережье Квантунского полуострова, «несмотря на всякие несовершенства и недостаток в исправных миноносцах».
Подобная деятельность кораблей двух отрядов получила обиходное название «авантюры». Так их описал один из участников: «Особый вид службы, который миноносцы несли беспрерывно, хотя и бесплодно, это — ночные походы в надежде без всяких данных наткнуться случайно на неприятеля — и атаковать его. Эти ночные походы были окрещены характерным именем “авантюр”. То отрядами, то парами, то поодиночно миноносцы отправлялись осматривать близлежащие бухты, острова и просто море. Желание что-нибудь сделать, полное отсутствие дела определенного гнали на поиски счастья. Чаще всего они кончались безрезультатно, изредка боем с миноносцами, подчас кончались трагично, но ни разу не привели к желаемому результату — встрече с большим кораблем». В одной из первых подобных вылазок бесславно погиб миноносец «Внушительный», затем последовали легендарная гибель «Стерегущего» и несколько ожесточенных ночных стычек с истребителями противника.
В конце марта 1904 года командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С. О. Макаров получил агентурные сведения, что в районе островов Эллиот будут сосредоточены японские транспортные суда с войсками, которые подготовлены для переброски на Квантунский полуостров. Вечером 30 марта он решил послать для перехвата кораблей с десантом отряд миноносцев, а утром 31 марта вывести в море эскадру для окончательного уничтожения транспортных судов противника. План похода он дважды обсуждал с командирами отрядов миноносцев — 28 и 30 марта.
В итоге принимается решение о посылке вечером 30 марта к островам Эллиот восьми миноносцев из двух отрядов: «Боевой», «Бесшумный», «Выносливый», «Грозовой», «Сторожевой», «Смелый», «Расторопный» и «Стройный». Но на последнем обнаружились неисправности, и начальник второго отряда миноносцев капитан 2 ранга М. В. Бубнов приказал командиру «Страшного» срочно готовиться к походу.
Восьмой миноносец
«Страшный» относился к миноносцам типа «Сокол», строившимся крупной серией из 32 кораблей. 12 из них входили в состав эскадры флота Тихого океана (с 17 апреля 1904 г. 1-я Тихоокеанская эскадра). Их строили в Санкт-Петербурге, на Невском и Ижорском заводах, и доставляли в Порт-Артур секциями на пароходах. На полуострове Тигровый хвост был возведен эллинг, в котором могли одновременно собираться три миноносца. Один из моряков писал: «Невский завод долго и плохо собирал свои миноносцы, да и вообще они были рыночной работы».
К началу войны успели собрать десять кораблей, два проходили испытания («Страшный» и «Стройный»), один достраивался («Статный»). «Соколы», уступавшие по своим тактико-техническим элементам кораблям зарубежной постройки («Боевому», типа «Форель» и «Касатка»), входили в состав второго отряда миноносцев и являлись настоящими «рабочими лошадками» эскадры. Их эксплуатировали намного активнее, чем корабли первого отряда: они постоянно находились в дежурстве, принимали участие во многих «авантюрах», сопровождали все выходы эскадры. Позднее их постоянно привлекали к тралению внешнего рейда и постановке минных заграждений. Они являлись на эскадре «расходным материалом».
Миноносец «Страшный» (до 9 марта 1902 г. — «Скворец») начали строить на Невском заводе. После перевозки на Дальний Восток в конце года началась сборка корпуса в эллинге на Тигровом хвосте. В 1903 году его спустили на воду, и началась достройка на плаву. В начале следующего года на миноносец был назначен командир — капитан 2 ранга Константин Константинович Юрасовский (прибыл в Порт-Артур 27 января 1904 г.), заселился экипаж, и начались испытания корабля.
Несколько раньше инженером-механиком миноносца назначили Павла Михайловича Дмитриева. Это под его руководством собирались и испытывались машины, обучалась машинная команда. В середине января на «Страшный» перевели штурманского офицера мичмана Андрея Михайловича Акинфиева.
21 марта прибыл лейтенант Ермий Александрович Малеев, который стал исполнять на корабле обязанности артиллерийского и минного офицера. Он был единственным офицером корабля, уже несколько лет находившимся на Дальнем Востоке (ранее служил на крейсере «Владимир Мономах», портовом судне «Силач» и эскадренном броненосце «Севастополь»).
После начала войны программу испытаний значительно сократили — срочно требовалось пополнить второй отряд миноносцев. 20 февраля «Страшный» вышел на пробу машин на полный ход и достиг скорости 26,67 уз. 24 февраля он вновь выходил в море на те же испытания, а 28 февраля «Страшный» принял «боевое крещение». Его первой боевой операцией стало сопровождение вместе с крейсером «Баян» и четырьмя «соколами» минного транспорта (заградителя) «Амур» на постановку мин. 1 марта «Страшный» приняли в казну, а днем того же дня он в паре со «Сторожевым» выходил на разведку ближних подступов к крепости, но никого не обнаружил. С вечера и до 8 ч утра 2 марта они дежурили в проходе с внешнего на внутренний рейд Порт-Артура. 7 марта «Страшный» выходил в море на испытание артиллерии.
Вечером 10 марта четыре миноносца из 1-го отряда и шесть «соколов» из 2-го, в том числе и «Страшный» вышли в разведку. 13 марта С. О. Макаров вывел в море эскадру в составе эскадренных броненосцев «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь», «Пересвет», «Победа», крейсеров I ранга «Аскольд», «Диана», «Баян», крейсера II ранга «Новик», минных крейсеров «Всадник», «Гайдамак», миноносцев 1-го отряда «Внимательный», «Боевой», «Грозовой» и 2-го — «Сторожевой», «Решительный», «Расторопный», «Сильный», «Смелый», «Сердитый», «Страшный» и «Скорый» для производства эволюций и осмотра островов Мяотао.
Во время крейсерства был потоплен японский пароход «Ханиен-Мару» и задержано несколько китайских джонок. При совершении эволюций произошло столкновение броненосцев «Севастополь» и «Пересвет», получивших незначительные повреждения.
На следующий день русская эскадра вновь вышла в море. На этот раз в ее состав входили: «Петропавловск», «Полтава», «Пересвет», «Победа», «Аскольд», «Диана», «Баян», «Новик», «Всадник», «Гайдамак», миноносцы 1-го отряда «Внимательный», «Боевой», «Бесстрашный», «Грозовой», «Бдительный» и 2-го — «Сторожевой», «Решительный», «Смелый», «Сердитый», «Страшный», «Стройный», «Скорый» и «Расторопный».
На этот раз отличился «Гайдамак» — он сумел затралить мину, которую вытащили на берег. В ночь на 15 марта «Смелый» и «Страшный» выходили в ночную разведку, но противника не обнаружили. В ночь на 21 марта состоялся очередной выход в ночную разведку миноносцев «Смелый», «Сторожевой», «Сердитый» и «Страшный». С 8 ч утра 22 марта до 8 ч утра 23 марта «Страшный» дежурил в проходе в паре с «Решительным». На ночь они вышли на разведку на внешний рейд Порт-Артура, но и на этот раз кораблей противника не обнаружили. С. О. Макаров посетил миноносцы, внимательно осмотрел и приказал срочно усилить вооружение — каждый из них должен был получить по одному пулемету «максим», которые начали снимать с больших кораблей. Но на «Страшном» вместо пулемета появилась пятиствольная картечница Норденфельдта, «трофея» лейтенанта Е. А. Малеева, снявшего ее с одного из японских брандеров после отражения второй атаки. Ее установили на мостике миноносца.
Последний поход миноносца «Страшный»
Новый поход планировался с учетом опыта предыдущих «авантюр». 28 и 30 марта его обсуждали на совещании командиров миноносцев. Весь поход был рассчитан так, чтобы к рассвету миноносцы находились на три мили мористее южного Сан-Шан-Тао. Это место было выбрано в качестве рандеву для отставших или потерявшихся миноносцев. Было решено, что утром на внешнем рейде их встретит «Баян» (единственный русский четырехтрубный крейсер; таких у японцев не было), который поддержит крейсер «Диана». В случае появления утром на внешнем рейде японцев миноносцы могли не возвращаться в крепость, а идти в Дальний, где могли укрыться и отставшие корабли.
В 6 ч вечера 30 марта восемь миноносцев начали выходить на внешний рейд. В сумерках они построились в две колонны: левая — «Боевой» (брейд-вымпел капитана 2 ранга Е. П. Елисеева), «Бесшумный», «Грозовой» и «Выносливый»; правая — «Сторожевой» (брейд-вымпел капитана 2 ранга М. В. Бубнова 2-го), «Расторопный», «Страшный» и «Смелый») — и на скорости 18 уз пошли к островам Эллиота. Когда стемнело, ход снизили до 12 уз во избежание появления искр из труб. Капитан 2 ранга М. В. Бубнов сделал замечание командиру «Страшного», на юте которого было слишком много света из машинного люка и иллюминаторов. На «соколах» зажгли кормовые огни. Миноносцы первого отряда уверенно держали дистанцию и огней не зажигали. Время от времени они открывали гакобортный кормовой огонь для показания места задним мателотам.
Около девяти вечера отряд вошел в полосу тумана, пошел дождь, который вскоре усилился. Это привело к тому, что все миноносцы из 2-го отряда потерялись, а миноносцы 1-го — благополучно обследовали рейд островов Эллиота, но противника не обнаружили. Единственным неприятным эпизодом похода для них стала встреча со «Сторожевым» и «Расторопным», один из которых пересек курс отряда, и «Выносливому» пришлось дать задний ход, чтобы избежать столкновения.
Утром миноносцы 1-го отряда и «Сторожевой» повернули в сторону Порт-Артура. На обратном пути они встретили отряд истребителей противника. Е. П. Елисеев приказал готовиться к атаке. Дистанция до противника сократилась до 15–20 кб, но М. В. Бубнов отдал приказание идти в крепость, «считая себя в опасности быть отрезанным от Артура». Всю ночь «соколы» блуждали во тьме, сквозь заряды дождя.
В 22 ч 15 мин «Страшный» остановился и подозвал к себе «Смелый». К. К. Юрасовский сообщил командиру последнего лейтенанту М. К. Бахиреву, что потерял корабли отряда, и предложил идти к острову курсом NO 50°, хотя это не соответствовало плану похода. Однако вскоре они потерялись в тумане, и каждый продолжил поиски самостоятельно.
За ночь блужданий «Смелый» несколько раз встречал истребители противника, одиночные и группами. Опознавательных сигналов с него не подавали и, сумев избежать стычек, утром миноносец направился в крепость.
Сложнее пришлось «Расторопному». Он несколько раз терял своего переднего мателота и встречал миноносцы из первого отряда. Найден был «Сторожевой», но в одном из котлов лопнула трубка. «Расторопный» вынужденно снизил ход, отстал от кораблей отряда и один пошел в Порт-Артур.
«Страшному» повезло меньше. Его командир имел слабое зрение и совершенно не знал района плавания. В сложных погодных условиях он долго не мог сориентироваться, долго блуждал в тумане и в конце концов очутился в критическом положении, так как К. К. Юрасовский не знал ни своего места, ни того направления, куда следовало идти.
В четыре часа ночи он встретил отряд из шести кораблей, шедших малым ходом, и пристроился к ним в кильватер. К. К. Юрасовский рассчитывал, что встретил миноносцы своего отряда (без «Смелого» их получалось именно шесть), возвращавшиеся из рейда. В темноте «Страшный» дал опознавательный сигнал, но ответа не получил, а корабли на самом деле оказались японскими.
В ту ночь на внешнем рейде крепости находилось большое количество японских миноносцев 2-, 4- и 5-го отрядов, прикрывавших постановку мин с минного заградителя «Кориу-Мару».По японским данным, это были миноносцы 2-го отряда (капитан 1 ранга Исида) «Икадзучи», «Инадзумо», «Оборо» и «Акебоно»; по русским данным, «Страшный» встретил четыре миноносца и два крейсера противника, т. е. оказался один против шести неприятельских кораблей.
Неравный бой
С рассветом дождь прекратился, и К. К. Юрасовский решил еще раз напомнить о себе, приказав сигнальщику поднять позывные. В ответ на них «Страшный» начали обстреливать сразу шесть кораблей. Это произошло в 4 ч 50 мин в 15–18 милях от Порт-Артура. Требовалось срочно уходить из-под огня превосходящих сил противника. На миноносце положили руль на борт, дали самый полный ход и открыли огонь из всех орудий. Но ему вновь не повезло — вторым залпом убило командира, 75-мм орудие вышло из строя, а его прислугу перебило. Командование миноносцем принял лейтенант Е. А. Малеев.
Одним из первых залпов перебило паропровод к вспомогательным механизмам от носовых котлов, паром обожгло трех моряков. Но машины продолжали работать, и миноносец полным ходом уходил к своим. Японские истребители попытались догнать его, и тогда лейтенант
Е. А. Малеев предпринял торпедную атаку, выпустив по противнику торпеду из первого аппарата. По нашим данным, она попала в один из японских крейсеров, который вышел из боя. Второй крейсер прекратил преследование и остался оказывать помощь и охранять поврежденный корабль.
Японские источники эту информацию опровергают. Они сообщают, что торпеда прошла рядом с «Икадзучи». Правда, в него попал снаряд с русского миноносца, ранив четырех моряков. Однако четыре истребителя продолжали преследовать «Страшный». Через семь минут после начала боя он получил попадание, ставшее роковым, поскольку снаряд угодил в готовившейся к выстрелу второй торпедный аппарат. Сильнейший взрыв уничтожил сам аппарат, перебил прислугу, разворотил часть палубы и сразил инженер-механика П. М. Дмитриева. Цилиндры обеих машин были повреждены, перебило главную паровую трубу. Миноносец снизил скорость и вскоре остановился.
Японские корабли смогли взять «Страшный» в кольцо. Одно за другим замолкали орудия. Это позволило противнику подойти вплотную и начать расстрел неподвижного корабля. Японцы вели огонь по любому передвигавшемуся человеку, и потери среди экипажа резко возросли. Весь перевязочный пункт был забит ранеными. Шлюпки были разбиты, один из снарядов повредил руль. К 5 ч 30 мин «Страшный», исчерпав все средства, прекратил сопротивление, но шансы на спасение еще оставались.
В это время в районе боя, в 8 милях от Порт-Артура находились два русских корабля. Командир миноносца «Расторопный» лейтенант В.И. Лепко заметил сзади себя перестрелку, но посчитал, что это наши корабли добивают неприятеля, и продолжил следовать в крепость...
© А. Ю. Царьков
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №54/2009
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut