Найти тему
GrowthHacking

5 концепций бережливого стартапа

Уже 13 лет книга "Бережливый стартап" Эрика Риса занимает почетное место на полках многих управленцев. Термин MVP "минимально жизнеспособный продукт" введённый в ней, стал применяться ко многим вещам и сейчас никого уже не удивишь этой концепцией.

Начальной идеей концепции "бережливого стартапа" является концепция, что знания об управлении и менеджменте организаций, не подходят для стартапов и являются причиной большинства неудач и провалов. Начиная деятельность - все хотят походить на своих "кумиров" - крупные холдинги и корпорации, но на сама деле, требуется совершенно другой подход.

Почему не подходят? Стартап, это организация созданная для разработки нового продукта или услуги, в условиях крайней неопределенности. Для понимания схемы управления, вводится треугольник "Видение-Стратегия-Продукт"

Очень напоминает "Золотой круг" Саймона Синека, отличие в том, что в бережливом стартапе ключевым является продукт.

Так, по порядку:

  • видение - это то как себе представляется стартап, в своей самой смелой успешной реализации
  • стратегия - то как достичь такого видения
  • продукт - то, за счёт чего будет достигаться видения

Теория бережливого стартапа - это очень объёмная теория, которая может найти свое применение во многих сферах управления, и жалко, конечно сворачивать ей до простых тезисов, но не уделять же ей всю свою жизнь - мы не Эрик Рис... а поэтому обойдемся всего пятью основными положениями:

1 - ЧТО ПРОИЗВОДИТ СТАРТАП

Теория продуктового менеджмента (Product Menegment) скажет что любая компания производит реальное воплощение не реальных идей. Финансы скажут, что производится финансовая привлекательность для инвесторов через прибыль. Маркетинг скажет, что полезность клиентам и удовлетворение потребностей. Продажи, что конкурентное преимущество.

Хм... попроще попробую... дизайнер Икея придумывает новый стул. Для дизайнера продукт - это идея и графический дизайн. Для маркетолога, то как этот стул позволит отдыхать на нём лучше чем, на других. Для финансов это генерируемая прибыль этим столом. А для продаж - стул - это набор характеристик, позволяющих ему стать лидером рынка.

Но в бережливом стартапе все эти подходы отвергаются и вводится единое представление о продукте, как об обучении. В условиях крайне неопределённости стартапа - когда мы не знаем ни себя, ни врага - а "разведка боем" только еще начинается - нужно сосредоточится на обучении своих потребителей новым ценностям, сформировать у них понимание и видение нового продукта; это подтвердит видение ценностей и стратегию достижения.

2 - ДВЕ ГИПОТЕЗЫ

Стратегия должна включать в себя две гипотезы - гипотезу значения и гипотезу роста.

Гипотеза значения отвечает на вопрос "действительно ли продукт приносит клиентам пользу, когда им пользуются". Это тест на соответствие продукта рынку, когда в идеале "рынок требует продукт от стартапа". Каждая стратегия должна ответить на вопрос "а почему вообще люди должны пользоваться нашим продуктов".

Гипотеза роста "как новые клиенты узнают о новом продукте", те это уже механизмы привлечения клиентов: вирусный, платный маркетинг...что угодно. Именно эта гипотеза выводит продукт ил лаборатории в жизнь и подсказывает, как не застрять в лаборатории с гениальной идеей и без гроша в кармане.

3 - ПОСТРОИТЬ-ИЗМЕРИТЬ-ОБУЧИТЬ

Это краеугольный камень всей теории бережливого стартапа, скрытая прелесть этого процесса в том, что он двух сторонний. Он учитывает базовую концепцию "обучения" и через валидацию (гипотезу изменения продукта" отвечает о то как обучить.

Понятно, что ничего не понятно.. сейчас разберёмся!

Перед запуском на рынок ново итерации продукта, сначала идёт обучение команды, чтобы понять, что именно хочется узнать в данной версии, например заинтересованы ли люди в определенной функции (полезность), будут ли платить за это деньги (ценность), поделятся ли своим опытом и порекомендуют ли друзьям (рост).

Измерение - как измерить результат новой итерации продукта?

Сборка - какой продукт собираем, чтобы проверить новую гипотезу по его итерации. Именно здесь вводится понятие MVP, как версия продукта которая позволяет собрать максимальное количество подтвержденных знаний о клиентах с наименьшими усилиями времени денег. Те в центре не удобство или качество, а именно обучение рынка и команды.

И пройдя этот цикла запускаем его в обратном порядке (точнее теперь в прямом порядке ПРОДУКТ -ЗНАНИЕ -ОБУЧЕНИЕ), уже применительно к рынку. Запускам MVP продукт, вводим метрики и обучаем рынок, собирая обратные отклики.

Я же говори, что работает в обе стороны...

4 - УЧЕТ ИННОВАЦИЙ

Часть предыдущего цикла - это измерение, но практике это сложная задача и можно легко свалится к "тщеславным метрикам", выдавая желаемое за действительное. К примеру, если просто измерять общее количество потребителей (пользователей, клиентов), то легко можно упустить момент - с какой именно итерации продукта пришли люди и что их побудило стать клиентами. Возможно мы нашли "супер продукт" двумя этапами ранее и сейчас просто тратим время и силы.

5 - ПОВОРОТ

Бывает так, что какие бы итерации не вводились - роста больше нет, а может уже кончились деньги на эксперименты - взлётная полоса для самолета тоже конечна.

И тогда можно создать "веху" в истории, поворотный момент. Когда команда на этапе "обучение" сядет и решит, а стоит ли новая итерация усилий, или нужно сесть и продумать новую стратегию? Зачастую такие вехи появляются уже в кризисные времена, я же рекомендую, перед каждым запуском итерации и тестирования гипотезы ставить некую точку, и определять куда двигаться дальше.

Новая веха это не обязательно полная диверсификация бизнеса. Это может быть изменение функции продукта, целевой аудитории, другой тип продвижения, все что угодно меняющее изначальные рамки условий выведения продукта к потребителю.

После такой вехи, формируется новый набор ценностей и новые гипотезы роста, так же запускается новый процесс ПОСТРОИТЬ-ИЗМЕРИТЬ-ОБУЧИТЬ.

Ну вот, вкратце и разобрались в модели бережливого стартапа. Если книгу еще не читали - уделите время, но сделайте скидку, что это все таки 2008 год и писалась она резидентом Силиконовой долины для It-компаний, но если откинуть условности, то многое работает и сейчас, и подходит под любой продукт и услугу!