Leak Stereo 30 - полный усилитель на германиевых транзисторах, который производился в Англии с конца 60-х до середины 70-х годов. Аппарат, который на фото, сделан в 1968 году и косметическое состояние его не коллекционное, скажем так. Но для своего возраста (50+) он выглядит более-менее неплохо. Таких усилителей было у меня два, и второй имел деревянный макинтош, состоянием был получше, но фотографии есть только этого экземпляра. Тот я либо забыл сфотографировать, либо его фото ушли вместе с одним из HDD компа в мир кибер призраков.
Техническое состояние усилителя тоже было "не очень" - он, практически, не подавал признаков жизни, кроме свечения лампочки индикации питания. На подачу входного сигнала реакции не было. "Непроходимость" сигнала была вызвана выходом из строя всех входных переключателей регулировки Ку (входных делителей напряжения), переключателя Tape monitor и пары разделительных электролитов, за исключением которых, вся электрическая часть УМ была полностью в рабочем состоянии.
Зато большие электролиты питания за столько лет не потеряли свою емкость и, по измерениям, имеют ее чуть выше номинала, до сих пор. Прекрасно измеряется ESR на частотах до 10 кГц. Хорошие конденсаторы делали раньше! Где они теперь, такие...
Конструкция усилителя компактная, но достаточно плотная и тяжелая. Легко снимается кожух (достаточно открутить один винт сзади и он стягивается), но на этом все удобства ремонта практически и заканчиваются.
У Leak Stereo 30 слишком высокая, по современным меркам, чувствительность входов (тюнер 30 мВ, магнитофон 125 мВ). Рядом с входными гнездами есть делители напряжения, которые могут решить эту проблему, но именно они и не работали.
Хотя доступ к плате обеспечен и сверху и снизу, но добраться до входных цепей и этих переключателей уровня входного сигнала затруднительно, если только не отпаивать кучу навесных резисторов и не расплетать все жгуты проводов. На фото видно заднюю панель со стороны входных делителей:
Изначально, задачи восстанавливать входные делители не стояло, поэтому, я просто исключил все эти переключатели из цепи сигнала, но при подключении современных источников возникли проблемы с перегрузкой по входу, так как подключение напрямую соответствует наивысшей чувствительности входов. В общем, пришлось все-таки с ними разбираться и приводить в рабочее состояние. По ходу работ, проверил и заменил неисправные электролиты. На весь аппарат нашлось всего две штуки реально плохих. Остальные - вполне рабочие, но ESR выше, чем у современных, конечно. Причем, замену производил на точно такие же, тех же лет выпуска, но еще живые - горстку "донорских" конденсаторов, выпаянных из аналогичного усилителя, привез владелец девайса, который хотел, чтобы все детали внутри были родные. Правда, сколько этот усилитель ещё протянет на оригинальной комплектации неизвестно. Не думаю, что очень долго.
Выходная мощность усилителя 15 Вт/4 Ом или 10 Вт/15 Ом на канал. На выходе - по паре транзисторов AD140, ток покоя 20 мА. Вот полный набор технических параметров, заявленных производителем:
Радиаторы охлаждения совсем маленькой площади, поэтому усилитель вряд ли сможет долго отдавать в нагрузку заявленную максимальную выходную мощность на нагрузку 4 Ом. Питание однополярное, 40 В. Выход на АС через конденсаторы 1000 мкФ. Схему усилителя прикладываю.
Выходные терминалы рассчитаны под штыревые разъемы разного диаметра: "земля" потолще, сигнальный потоньше. Сделали бы оба терминала диаметром как "земля"- можно было бы втыкать бананы. Но нет - в сигнальный разъем банан никак не лезет. RCA разъемы левого и правого каналов посажены очень близко друг к другу - вставляются без проблем только кабели с "худенькими" тюльпанами.
Усилитель имеет два линейных входа, два входа для винилового проигрывателя - один для головки с ММ картриджем, другой - для пьезо головки, которая выдает существенно более высокое выходное напряжение, поэтому и чувствительность второго входа 20 мВ \ 60 мВ. Есть микрофонный вход и вход, предназначенный для магнитофона, но напрямую с магнитной головки, а не с линейного выхода (Tape Head). Раньше у некоторых магнитофонов такие выходы были.
Набор крутилок стандартный - регуляторы громкости и баланса, неотключаемый темброблок, но с переключением наклона характеристики (пологая или крутая), кнопка монитора для магнитофона, отключаемый фильтр ВЧ на три положения и переключатель моно\стерео, с возможностью слушать только левый или только правый каналы.
Звучание своеобразное, непривычное, но мне понравилось - оно немного грязноватое, но живое. Высокие красивые, серебром рассыпающиеся, но это, скорее, приятный слуху окрас, который дают германиевые транзисторы. Разрешение музыкальное не сильно высокое, но есть сцена и локализуются инструменты в пространстве - не очень отчетливая локализация, но есть. Хорошо слышны эмоциональные оттенки голосов. Возможно, что если заменить все электролиты, то звук сильно изменится. Правда, в какую сторону больше - непонятно:) Иногда сталкивался с тем, что аппараты 60-х годов не звучат с современными электролитами, даже с самыми хорошими.
Вывод: довольно интересный по конструкции и по звучанию усилитель. Для себя, под тщательное восстановление и доводку, взять можно, только нужно быть готовым к тому, что придется конкретно повозиться.
Статья написана на основе личного опыта. Все фото мои.
Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio
Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:
Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555
Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver
Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650
Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099
Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450
Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90
Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A
Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919
ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7
Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100
Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11 /// Sansui-A80
Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000
Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Nakamichi RE-1
Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040
Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F
Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W
Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD
Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A
Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S
Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880
Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2
OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X
Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50
Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a
Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000
Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8
Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1
Yamaha CX-2000 /// Pioneer SA-6200 /// Marantz PM-80 /// Sansui B-2102
Tandberg 3002A /// Leak 3900A /// Exclusive M4A /// Kyocera A-710
QUAD 405 /// Marantz PM-66SE /// Tandberg 3006A /// Lo-D HA-400
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)