Найти тему
Сталкер

Из СССР с любовью. Добрый и остроумный сериал о недавнем прошлом нашей страны

История Советского Союза содержит богатый материал для создания самых разнообразных по тематике кинофильмов и сериалов. Это и понятно - события и жизнь в СССР были полны не только драматизма и героизма, но и своей неповторимой спецификой. И кто только уже не оттоптался на этой, не так уж и далёкой от нас истории, что ни говори - великого государства. Чаще всего о ней вещают молодые авторы и исполнители главных ролей, не испившие чашу советской жизни, поэтому зачастую их продукт искусства вызывает недоверие и неодобрение почтеннейшей публики. Особенно тех, кто успел пожить во времена, не столь отдалённые.

Но вот когда за благодатный материал берутся люди и талантливые, и хорошо знающую используемую тему, то и результат получается совсем иной.

Авторы многосерийного фильма "Уходящая натура" (2014 года) как раз оттуда - из СССР. Сценарий написал Николай Лырчиков. Ещё в начале 80-ых как режиссёр и сценарист снял два очень хороших фильма - "Мы жили по соседству" и "Ещё люблю, ещё надеюсь". А в последние годы отметился замечательными сценариями сериалов "Новая жизнь", "Куприн", "Взрослые дочери", "Отчим".

Режиссёр "Уходящий натуры" - тот самый Дмитрий Иосифов, который сыграл Буратино в знаменитом советском фильме "Приключение Буратино". Закончил курс Алексея Баталова во ВГИКе в 1986 году, недавно снял яркий, добротный исторический сериал "Екатерина" (2- 3 сезоны).

В ролях пристально рассматриваемого здесь восьмисерийного фильма - отличные актёры советской школы: Сергей Колтаков, Мария Шукшина, Игорь Скляр, Лика Нифонтова, Владимир Меньшов, великий Алексей Петренко... Да и артисты более молодого поколения здесь как на подбор: Алёна Бабенко, Владимир Вдовиченков, Тимофей Трибунцев, Анна Чиповская...

-2

Важно и то, что "Уходящая натура" - о том, как снимался фильм в Брежневскую пору - то есть, картина о советских режиссёрах и актёрах, об их характерах и взаимоотношениях, о причинах и процессе создания "правильного кино о советской деревне", о специфике жизни и быте того незабвенного времени. И уж кому как ни названным выше персоналиям не знать обо всём этом лучше всех!

По сюжету известному кинорежиссёру Андрею Звонарёву поручают снять образцовый фильм о советской деревне по сценарию знатного писателя Раззамазова. Звонарёв сначала отказывается снимать халтурку, но его переубеждает начальство.

Существование в великом советском кинематографе заказных - заказанных сверху "правильных" фильмов - не секрет. И слегка критический взгляд на эту проблему в этом сериале безусловно есть. Но он - не злобно-обличительный, а скорее - высоко-ироничный и объективный. Ведь по прошествии нескольких десятилетий всё видится совершенно по-другому. В "Уходящей натуре" много смешного, комичного, в том числе партийные проработки и контроль за съёмками. Но и драматичного, трогательного тоже хватает.

Самое важное в фильме - понимание людей и любовь к ним. Чем и славится наше лучшее отечественное кино.

Главный герой - режиссёр Андрей Звонарёв - уже в зрелом возрасте. Он неудовлетворён ни своим творческим путём, ни своей частной жизнью. У него капризная, вздорная. ревнивая жена Вероника (в исполнении Марии Шукшиной), слишком активная, пробивная, наглая молодая любовница Алла (Анна Чиповская). Обе они - артистки, которых Андрею приходится задействовать вместе в его новом фильме. А на съёмках, к тому же, он встречает обаятельную деревенскую женщину Катерину (как оказалось, с дворянскими корнями), которую играет неординарная Алёна Бабенко, и влюбляется в неё. Та отвечает ему взаимностью, но у неё - муж и двое сыновей...

-3

(Вообще и в частности говоря, Алёна Бабенко совершенно не похожая ни на кого актриса. Одна её мимика и жестикуляция, меняющаяся буквально ежесекундно, чего стоит. Причём, они у неё возникают очень естественно, точно соответствуя внутреннему состоянию её героини. В отличие, например, от американских актрис с их искусственными, заученными навек ужимками, выражениями лица и позами.)

В клубок сложных взаимоотношений вплетаются заморочки ещё одного режиссёра, друга Андрея - Юрия Кузьменко (Игорь Скляр). Когда-то он создал киношедевр, получивший признание на престижном Венецианском кинофестивале, а с тех пор ничего не снимает, живя за счёт своей преданной жены Натальи (Лика Нифонтова), бросившей профессию актрисы ради него. Пронырливая бесовка (и изощрённая хамка) Алла тянет Юрия уехать за рубеж, где его ещё помнят и чтят...

-4

Не только интригующей мелодрамой и творческой драмой художников интересен фильм, но и реалиями советской действительности - не без двоедушия и отчасти маразма, которые и вправду имели место быть в стране советов и указаний. Одна зажигательная лицемерная речь героини Чиповской на комсомольском съезде показательна до предельной ясности. Забавно, как она добывала местному колхозу три тонны комбикорма "на прокорм голодных птичек" у ещё одного своего любовника - партийного бонзы. И как этот комбикорм расходился.

Интересна антагонистичная пара героев Вдовиченкова - кинозвезды и Трибунцева, играющего простого колхозника, общение которых то переходит всякие границы классовой неприязни, то сходится в неожиданных местах. Их совместное распитие спиртных напитков (они жили вместе) приводит к мордобою, отчего им приходится перейти на компот.

В сюжете "Уходящей натуры" использован реальный случай, когда на съёмках одного фильма между звукооператором и замужней местной деревенской жительницей с двумя детьми возникли романтические чувства. Только закончилось в настоящей жизни гораздо трагичнее...

Звонарёв постоянно меняет сценарий Раззамазова, пытаясь придать фальшивому, фанерному фильму бОльшую жизненность. В конце и сам именитый писатель соглашается с изменениями, требуя только "светлый финал, иначе нельзя". На что режиссёр отвечает: "Непременно светлый. Потому что человек идёт к своей любви". Такой же просветлённый конец мы видим и в "Уходящей натуре".

Фильм, как гласит заключительный титр, посвящён поколению 70-ых годов. Дмитрий Иосифов: «Это поколение моих родителей, поколение, которое самостоятельно принимало решения и отвечало за них. Очень часто это люди долга, люди чести». Таких в "Уходящей натуре" показано немало.