Найти тему

Рестораны VS Коронавирус

Оглавление
Рестораны VS Коронавирус
Рестораны VS Коронавирус

Коронакризис 2020 года обернулся катастрофой для ресторанного рынка.

Многие спрашивают меня о том, что происходит с ресторанным рынком с марта 2020 года по сей день. Знакомые рестораторы заодно начинают обсуждать ещё и разные проекты доставки, которыми сейчас занимаюсь. Потому я решил сделать несколько публикаций на эту тему, чтобы ответить на повторяющиеся вопросы.

Если проехаться по Москве, то можно увидеть последствия коронакризиса: тут и там на самых ходовых улицах города в витринах висят объявления «Аренда / Продажа». Их особенно много на Садовом Кольце, Тверской, Большой Дмитровке, Мясницкой, Маросейке, Покровке и других топовых докризисных локациях.

Принтскрин из приложения CIAN от 22.01.2021 по поиску аренды коммерческой недвижимости категорий "Общепит", "Торговая площадь", "Свободное назначение".
Принтскрин из приложения CIAN от 22.01.2021 по поиску аренды коммерческой недвижимости категорий "Общепит", "Торговая площадь", "Свободное назначение".

Согласно статистике, по итогам 2020 года ресторанная отрасль упала по оборотам более чем на 20%, сотни заведений закрылись.

Что самое грустное, даже после снятия летних ограничений, установленных московскими властями, поток гостей не восстановился. Несмотря на снижение конкуренции, уцелевшие заведения в большинстве своём недозагружены на 30-50% относительно прошлого года. Дополнительный негатив внёс запрет на работу после 23:00 и новогодние мероприятия, оставившие рестораторов без сезонных доходов.

Конечно, многие предприниматели, преимущественно в ресторанах, расположенных на окраине, «решили вопрос» с местным Роспотребнадзором и работают в ночное время, но это чревато, во-первых, потерей маржинальности от больших «заносов», во-вторых, рисками гигантских штрафов и закрытия при внеплановой проверке.

В кризис многие операторы постарались запустить доставку.

Кто-то своими силами, кто-то через маркетплейсы Яндекс.Еда, Деливери.Клаб и пр. При этом доставка при неправильном подходе не является панацеей: вознаграждение площадок составляет около 30%, что съедает почти всю маржу, а государственные компенсации комиссий, направляемые в качестве антикризисной меры, доступны только небольшому проценту заведений, так как выделяются юрлицам без задолженности перед госбюджетом, а с учётом «серой» составляющей ресторанного сегмента и связанных с ней особенностей бухгалтерии, а также сезонную кривую выручки с просадками, те или задолженности по налогам или штрафам есть у большинства предприятий.

Собственная доставка также сопряжена с трудностями и успешно удаётся только заведениям, изначально живущим от доставки, таким как пиццерии, суши-бары, пироговые и пр. У обычного ресторана недозагруженный зал с высокой арендной ставкой за квадратный метр утягивает вниз всю маржу, а работа кухни, выстроенная на отдачу «из-под ножа», предполагает малое использование полуфабрикатов длительного хранения, свойственных профессиональным «доставляторам», что тянет вверх фудкост и лэйборкост.

Получается, что и без доставки уже нельзя, и с ней получается дополнительный убыток.

Что же делать?

Садиться и думать:

Во-первых, чётко определить стратегию: какие маркетинговые каналы задействовать; какие микро-ниши занять… Здесь очень важно определиться с максимально чёткой специализацией заведения и диджитал инструментами – сайтом, соцсетями, сквозной аналитикой и т.д., иначе каждый лид будет стоить незадачливому ресторатору 1500-3000 рублей и оккупится только с 5-7 заказа, которых может и не быть.

Во-вторых, как спроектировать бизнес-процесс, каких взять курьеров, какой транспорт использовать, как контролировать качество на всех этапах, сделать доставку платной или бесплатной и т.д.

В-третьих, как перестроить меню и штатное расписание для успешной отдачи и в зал, и на доставку.

Вопросов много. Постараюсь осветить часть из них в следующих постах.

PS: Целый год коронакризиса – это ОЧЕНЬ МНОГО. У людей изменились покупательские привычки, они полюбили сидеть дома, потому доля доставки и дальше будет расти, а доля «живых» посещений ресторанов снижаться, что неизбежно поставит все указанные выше вопросы перед большинством уцелевших и вновь открываемых заведений.