- Начало истории: Глава 1
- Все главы
Глава 47
Где-то в горах…
Неподалеку от обители Господа Парашурамы Карна собирал хворост.
Возвращаясь с большой охапкой, он вдруг увидел своего Учителя, который прилег подремать прямо на голых камнях. Улыбнувшись и отложив хворост, Карна направился к нему.
- Позвольте мне послужить вам, - произнес Карна, усаживаясь рядом с Парашурамой, - положите голову мне на колени, так вам будет удобней!
Учитель было запротестовал, говоря, что привык отдыхать на камнях, но, увидев мольбу в глазах своего преданного ученика, с улыбкой согласился. Он прикрыл глаза и снова задремал, а Карна, одной рукой придерживая голову Господа Парашурамы, другой рукой обмахивал его лицо.
Счастливый и сосредоточенный на этом служении, Карна не заметил, как большое насекомое заползло под его одежду. Зато он почувствовал укус в ногу, но даже не пошевелился, не смея потревожить отдых своего Учителя.
Так продолжалось какое-то время – насекомое вгрызалось в плоть, а Карна, испытывая невероятные муки, продолжал обмахивать лицо Учителя краем своей одежды. Но кровь потекла по камню, и Учитель вскочил, почувствовав это.
- Простите меня, Учитель, я не хотел потревожить ваш сон! – взмолился Карна, тоже поднявшись на ноги.
Господь Парашурама, увидев кровь на камнях и одежде ученика, а также уползающего большого жука, вскричал:
- Такой глубокий укус, а ты даже не двинулся!? Кто ты?
- Я… я ваш ученик, - растерянно ответил Карна.
Он не мог понять причины гнева своего Учителя. А тот продолжал:
- Это невозможно! Только брахман может быть моим учеником, но ты точно не брахман! Откуда у брахмана такая выдержка и способность терпеть боль?! Скажи мне честно, КТО ТЫ?!
Голос Господа Парашурамы был подобен раскатам грома, а глаза будто метали молнии, и Карна больше не мог лгать:
- Я не брахман, Учитель… Я сын колесничего…
- Ты солгал мне?! Но почему?
Карна стоял перед Господом Парашурамой, опустив голову. В глазах его были слезы. Он искренне любил Учителя и сожалел об этой лжи:
- Когда я говорил правду о себе, меня все унижали, и вы отказались бы принять меня в ученики.
- Глупец! Ты совершил большую ошибку! Если бы ты рассказал мне правду…
Господь Парашурама уже не гневался, но страдал не меньше, чем Карна. Он тоже полюбил его, как сына:
- Эх, Карна, я бы нашел тебе подходящего Учителя, ведь я не против всех каст и сословий… Но я поклялся обучать ТОЛЬКО брахманов… Сын мой, если бы ты не испугался сказать мне правду, это принесло бы тебе благо!
А ко лжи прибегают только трусливые и слабые люди…
Господь Парашурама всем сердцем жалел своего талантливого ученика, получившего образование таким неправедным способом. Со слезами он объяснил Карне, что в минуты трудных испытаний эти знания ничем не помогут ему:
- И это не проклятье, мой дорогой, такова правда жизни! Иди, Карна, наступит день, когда ты будешь проходить главный экзамен своей жизни, и в этот момент твое знание подведет тебя… Оно внезапно исчезнет, и ты не сможешь им воспользоваться…
Карна слушал Учителя, затаив дыхание. Когда тот умолк, он в последний раз обратился к нему:
- Господь Парашурама! Я сожалею, что не знал о вашем великодушии. Вы разочарованы во мне… Учитель, я принимаю ваши слова, как напутствие… Дадите ли вы благословение вашему ученику?
Господь Парашурама уже хотел уйти, выражение боли и страдания застыло на его лице. Однако он остановился, когда Карна преклонил перед ним колени:
- Твоя борьба и твои ошибки станут уроком для будущих поколений! Таково мое благословение!
Учитель стал удаляться решительным шагом, а Карна долго смотрел ему вслед…
В окрестностях Хастинапура
Незадолго до возвращения принцев из школы Гуру Дроны, в предместье Хастинапура появился большой лагерь. Многочисленная вооруженная стража охраняла богатый шатер, стоящий в самом центре.
Под покровом ночи из леса появился всадник, лицо его было скрыто повязкой. Он направился прямиком к главному шатру. Преградившей ему путь страже он сказал:
- Передайте царю Гандхара, что приехал сын Гуру Дроны, я привез послание от принца Дурьодханы!
Это был Ашваттхама. Доложив о его прибытии, стражники пропустили гостя.
- Мое почтение царю Гандхара Шакуни, - сказал Ашваттхама, входя в огромный шатер и осматриваясь.
Шакуни вышел навстречу, пристально разглядывая прибывшего:
- Удивительно, твое тело покрыто пеплом, но ты пришел с оружием. КТО ТЫ?
- Я сын брахмана, но готовлюсь стать царем, поэтому умею защищать как душу, так и тело, – ответил Ашваттхама, - но речь сейчас не обо мне. Вы обещали вашему племяннику Дурьодхане трон Хастинапура, вы еще не забыли об этом?
Царь Шакуни был не из тех, кто забывает что-то. Однако, он не спешил раскрывать свои планы, не будучи уверенным в Ашваттхаме:
- Значит, ты дружишь с принцем Дурьодханой? Или… с троном Хастинапура?
Во время разговора Шакуни не переставал орудовать ножом, вытачивая игральные кости из одной цельной и, похоже, человеческой…
- Вы не верите в нашу дружбу с Дурьодханой? – возмутился Ашваттхама.
Шакуни уже давно никому не верил. А потому считал, что такую дружбу неплохо бы подкрепить жадностью и страхом:
- Я верю в то, что каждый должен четко знать свою роль в предстоящих событиях. Я слышал, что Арджуна стал отличным лучником. Так вот, если вдруг твой отец начнет покровительствовать Пандавам, твоя задача – напомнить ему, в чем ваш интерес!
- Но для этого Дурьодхана должен получить трон…
Шакуни сдул пыль с готовых игральных костей:
- Остальное предоставьте решать мне! Он получит трон... любой ценой...
Царь Гандхара бросил кости на стол и, похоже, нисколько не удивился, когда выпали две шестерки…
Во дворце Хастинапура
Царица Гандхари перебирала в руках вещи своего сына Дурьодханы, которые он снял, отправляясь в школу. В покои вошел царь Дхритараштра. Гандхари уже научилась узнавать людей по шагам, и сразу обратилась к супругу:
- Смогу ли я узнать шаги нашего сына, мой господин? Раньше по его шагам я могла определить, счастлив он или печален. А сейчас… Они вернутся мужчинами…
- Конечно! – ответил царь, - наши сыновья должны измениться! И поступь Дурьодханы должна теперь иметь достоинство царя! Сама земля откликнется на эти величественные шаги!
Вслед за Дхритараштрой в покои вошел Шакуни, недавно прибывший во дворец. Услышав слова Дхритараштры, он добавил:
- Но сможет ли земля отличить, шагает по ней будущий царь или его амбициозный соперник?
Шакуни произнес всего одну фразу, но уже сумел омрачить радостное настроение царской четы, ожидавшей возвращения сыновей.
- Я не понимаю смысл твоего вопроса, Шакуни! – нахмурился царь.
- О махарадж, за двенадцать лет смысл ничуть не изменился! Близится испытание способностей принцев, и здесь, во дворце, немало людей, которые посчитают способности Дурьодханы недостаточными для…
Царица Гандхари резко прервала брата, не дав ему договорить:
- Не превращай приезд принцев в политические интриги!
- Дорогая сестра, скажи это Великому Бхишме и главному министру, они наверняка уже готовятся к целому политическому противостоянию!
Шакуни рассмеялся недобрым смехом, а царь внимательно слушал эти доводы, и лицо его все больше выражало сомнение. Шакуни, посчитав, что царь готов к очередному внушению, подошел поближе и заговорил вкрадчивым голосом:
- До приезда ваших сыновей на аудиенцию во дворец прибудет Гуру Дрона. Я уверен, что Бхишма и Видура станут расспрашивать его о качествах и способностях принцев. Будет лучше, если эту беседу будете вести вы, махарадж!
В тронном зале
На царском совете царь Дхритараштра появился в сопровождении царя Шакуни. Главный министр приветствовал его и предложил занять место рядом с Великим Бхишмой.
Хромая, Шакуни поднимался по ступеням и смотрел, улыбаясь, на Великого Бхишму. Он вспомнил их последний разговор:
- Вы изгоняете меня из Хастинапура? – спросил он тогда.
А теперь он вернулся…
Глядя в холодные глаза Шакуни, Великий Бхишма понимал, что это возвращение сулит большие неприятности…
<< Глава 46 | Глава 48 >>
Источник: Древнеиндийский эпос "Махабхарата" и одноименный сериал. Вольный пересказ