Найти тему

ДЕТИ И ГОРНЫЕ ЛЫЖИ. ЧАСТЬ 3. КОНТРОЛЬ И СТРАХОВКА

ВНИМАНИЕ!!! Выходя с ребенком на склон, вы должны быть на 100% уверены в своих возможностях/умениях обеспечить ему безопасность! Если такой уверенности нет – не выходите! Здоровье ребенка гораздо важнее вашей ложной гордости!

Какими же способами вы можете контролировать ребенка при совместном катании?

НИЖНЯЯ ОБРАТНАЯ СТРАХОВКА

Один из самых сложных, но и самых эффективных способов контроля детей, делающих свои первые шаги на склоне и ещё почти не контролирующих направление и скорость движения. При этом способе страховки вы спускаетесь перед ребенком спиной вперёд, лыжи при этом в положении «обратный плуг». Ребенок едет за вами, повторяя вашу траекторию движения. Вы должны хорошо владеть таким способом движения, уметь ускоряться, замедляться и поворачивать, контролируя при этом не только ребенка, но и ситуацию в направлении движения, у вас за спиной. Кроме того, вы должны быть готовы мгновенно развернуться и догнать ребенка, если он всё же сумел проскочить мимо вас :)

Плюсы:

1. Безопасность ребенка. Вы располагаетесь ниже ребенка лицом к нему по склону и готовы мгновенно его поймать в случае потери им направления и контроля скорости.

2. Общая безопасность. За счет вашего угла зрения вы контролируете не только ребенка, но и потенциально опасное направление, т.е. состояние склона за спиной у ребенка, можете вовремя пресечь опасности в виде живых и неживых объектов, прилетающих сверху со склона.

3. Комфорт новичка. Психологи называют это «постоянный зрительный контакт».

При этом вы имеете возможность контролировать не только скорость и направление движения, но также настроение и состояние ребенка.

Минусы:

1. Сложность этого способа движения, требующего довольно длительной тренировки.

2. Слабый контроль ситуации у вас за спиной. Какая бы у вас не была гибкая шея, при повороте головы у вас за спиной/затылком всё равно останется весьма ощутимая слепая зона. Потому головой нужно крутить постоянно во все стороны, это единственный способ компенсировать этот минус.

!!! Данный способ подходит для зеленых и частично синих склонов.

НИЖНЯЯ ПРЯМАЯ СТРАХОВКА

Весьма эффективный способов контроля детей, уже неплохо контролирующих направление и скорость движения. При этом способе страховки вы едите впереди ребенка в плуге или на параллельных лыжах, задавая ему скорость и направление движения.

При этом вы должны очень хорошо владеть плугом и параллельными лыжами, уметь быстро ускоряться, замедляться и поворачивать, контролируя при этом не только ребенка, но также ситуацию и в направлении движения, у вас за спиной.

Плюсы:

1. Безопасность. Вы располагаетесь ниже ребенка по склону и готовы в любой момент его поймать в случае потери им направления и контроля скорости.

2. Техника. Вы имеете возможность демонстрировать ребенку правильную технику. Учитывая прекрасные умения детей копировать движения, вы имеете возможность поставить ребенку правильные движения при минимальных объяснениях.

3. Траектория. Вы можете «закатать» ребенку правильную траекторию с хорошим контролем скорости.

Минусы:

1. Даже при идеальном владении этим способом страховки, в момент вашего поворота вы на несколько мгновений теряете из виду ребенка и склон выше него. Потому нужно уметь хорошо и быстро оценивать ситуацию на склоне в момент поворота и сразу после него.

2. Не учит детей самостоятельно выбирать направление и скорость движения.

3. Позволяет детям лениться и халтурить :)

!!! Подходит для синих и частично красных склонов.

ВЕРХНЯЯ СТРАХОВКА

Применяется для контроля детей, хорошо контролирующих направление, скорость и траекторию движения, а также уже неплохо освоивших горнолыжную стойку. При верхней страховке ребенок едет впереди, перед вами.

Плюсы:

1. Постоянный контроль направления, скорости и траектории движения ребенка, а также контроль склона в направлении движения.

2. Постоянный контроль горнолыжной техники ребенка и правильности выполнения упражнений.

3. Привитие ребенку навыков самостоятельного выбора направления, скорости и траектории движения.

Минусы:

1. Слабое владение ситуацией вверх по склону и у вас за спиной.

2. Охрипшее горло :)

!!! Подходит синих и красных склонов.

СИГНАЛЫ НА СКЛОНЕ

Приучайте ребенка к нескольким обязательным сигналам на склоне!

Сигнал «СТОП» - должен быть коротким, громким и резким. Если вы сказали «стоп» - ребенок должен остановиться мгновенно вне зависимости от местоположения, скорости и настроения. «Стоп» - это опасность, объясните это ребенку. Приучите ребенка к сигналу «Стоп» и вы сэкономите себе и ребенку много нервов, а, возможно, и здоровья.

Поднятая рука или палка – сигнал к тому, что вы сейчас будете останавливаться, чтобы ребенок не врезался в вас сзади.

Есть ещё много необязательных сигналов, позволяющих вам комфортно общаться с ребенком на склоне. Но все они должны быть им выучены и не иметь двойного толкования. Например отведенная в сторону рука означает что вы сейчас будете поворачивать или вращение рукой/палкой над головой – вы будете разгоняться.

Андрей Пониматко, январь 2020

P.S. СТРАХОВКА с помощью дополнительных приспособлений (ИМХО)

К шлейкам и прочим дополнительным приспособлениям для страховки ЗДОРОВЫХ!!! детей я отношусь, мягко выражаясь, неодобрительно. Причём как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения обучения. Поясню.

Любые посторонние предметы на склоне или катающемся – это зло, а болтающиеся веревкоподобные предметы, будь то шарфы, подтяжки от штанов и различные модные дизайнерские изыски – большое зло. Ибо эти предметы слишком легко цепляются за выступающие элементы склона или подъемника. Проверенно на себе, когда в молодости поручень подъемника на Чегете чуть не утащил меня за модно мотающиеся подтяжки от штанов :) назад, вниз по склону.

И это всё были «короткие лямочки». Ну а теперь представьте себе, что может сделать длинная лямочка. А шлейка – это весьма длинная лямочка, да ещё и натянутая между людьми.

Теперь о вреде для обучения. Шлейка мало того что прививает неправильную горнолыжную стойку, она ещё и приучает ребенка надеяться на «поддержку». А для обучения очень важно, чтобы даже очень маленький лыжник ехал сам, и его тело само постепенно «нащупывало» необходимый баланс.

Я понимаю, почему некоторые родители используют шлейки. Они дают иллюзию безопасности и контроля за ребенком. Но это лишь иллюзия.

Да, ещё раз повторяю, что я говорил об обучении здоровых детей. В обучении детей-инвалидов используется огромный арсенал различных приспособлений, но и там их используют только в случаях, когда выбора нет.