Предыдущая статья вызвала неожиданно большой резонанс, как со стороны родителей моих маленьких учеников, так и со стороны коллег. Несмотря на довольно бурные обсуждения, было много положительных отзывов. Многие родители и коллеги попросили продолжения. Ну что ж, просили – получайте :)
ВОПРОС 1. О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ПЛУГА
Первая крайность «Плуг не нужен»
На протяжении многих лет в разных странах с потрясающей регулярностью возникают «первооткрыватели», которые начинают утверждать, что плуг не нужен и предлагают ставить сразу на параллельные лыжи. Но, тем не менее, все известные мировые школы горных лыж ведут обучение детей и взрослых через плуг. Почему же?
На данный момент, плуг остается самым простым и эффективным способом контроля скорости на первых этапах обучения горным лыжам. Ключевые слова: «контроль скорости» и «на первых этапах обучения». Запомните, потому что мы к ним ещё вернёмся.
Только плуг позволяет медленно (без бесконтрольного разгона) и вдумчиво (без паники) проработать все самые важные элементы техники, такие как перенос веса, вертикальная работа и положение осей! А без хорошей проработки этих элементов впоследствии, в параллельных лыжах, будут вылезать серьёзные ошибки. Поэтому, либо придется возвращаться к плугу, либо дорабатывать их в параллельных лыжах, а значит, на совсем других скоростях, и, соответственно, совершенно на другом уровне опасности.
Вторая крайность «Даёшь плуг пошире»
Вернемся к детям и ключевым словам. Плуг трактуется не как «способ торможения», а как способ «контроля скорости», и это правильно! Как бы качественно и технически правильно не был выставлен плуг, он имеет серьезные ограничения по скорости и углу склона. Плуг позволит на первых этапах обучения скорректировать скорость при медленном движении по зеленым и частично синим трассам. Но он не позволит вашему ребенку быстро остановиться при высокой скорости движения, и тем более не спасёт его на красной трассе!
К сожалению, это понимают не все! Многие родители до сих пор считают что выставив ребенку максимально широкий плуг, они смогут кататься с ним по любым трассам. Наверно, многие из вас видели «маленькие торпеды» с почти шпагатом выставленным плугом, летящие по красным и даже черным трассам. Многие лыжники при этом умиляются, но только не инструктора! Ибо мы, к сожалению, слишком хорошо знаем, чем заканчиваются эти полёты.
Когда я учу своих учеников способам торможения, я всегда требую от них тормозного пути не более 3 метров. И советую тренировать торможение каждый раз, выходя на склон. Если ваш тормозной путь более 3 метров – снижайте скорость и тренируйте торможение!
Так вот, плуг не даст вам тормозной путь в 3 метра на красной трассе! Никогда!
О маневренности
Следующий пункт о вреде очень широкого плуга - это его крайне слабая маневренность. Мало того, что он лишает возможности качественно переносить вес, так ещё и провоцирует очень глубокую заднюю стойку с максимально прямыми ногами и напряженными бедрами. Возможность быстро совершить поворот при таком положении тела снижена до минимума. Тут не помогут ни короткие лыжи, ни небольшая инерция из-за малого веса вашего ребенка. Поэтому быстро уйти от «неожиданно» возникшего движущегося или неподвижного препятствия ему будет крайне сложно. Кроме того, находясь в стойке с постоянно напряжёнными ногами, ребёнок гораздо быстрее устаёт.
О технике
Теперь немного о технической стороне, о вреде широкого плуга для горнолыжной техники. Ко мне на занятия периодически приводят детей с огромным «закатанным» плугом и всеми вытекающими последствиями: очень глубокой задней стойкой, почти прямыми ногами и напряженными бедрами. И довольно много занятий уходит только на сужение у ребенка плуга и постановку качественной передней стойки.
О психологии
Не забывайте о психологических особенностях обучения детей. Обучение маленьких горнолыжников необходимо строить по другому принципу, нежели взрослых. Им практически бесполезно объяснять элементы правильной техники. Детям надо давать индивидуальные упражнения в игровой форме и следить за правильностью их выполнения. И ребенок постепенно понимает, что так кататься удобнее и интереснее. А теперь представьте, когда ребенок усвоил, что кататься в широком плуге в глубокой задней стойке ему очень удобно...
У опытных инструкторов есть много методов выведения детей из «огромных плугов». Но помните, что чем дольше ребенок катался таким образом, тем больше времени займёт его переучивание, и тем сложнее ему будет физически и психологически. Не обрекайте своих детей на это, ставьте им сразу правильную технику, и вы сэкономите много сил и нервов, как ребенку, так и себе.
ВОПРОС 2. О ВРЕДЕ ГОНОК ПО ПРЯМОЙ
Зачем нужны повороты/дуги/виражи? Любой опытный горнолыжник знает -для контроля скорости. А теперь попробуйте объяснить это детям :)
Все дети большие знатоки геометрии :) Если им надо преодолеть путь из пункта А в пункт В, то они стараются преодолеть его максимально коротким путём, т.е. по прямой! Объяснить им словами, что лучше ехать поворотами, будет довольно сложно. Даже, если они сначала поедут дугами, то, как только вы ослабите контроль, летящая по прямой «ракета» вам обеспечена :) Они же лучше знают, что так быстрее :)
О безопасности
Не забывайте о том, что из-за особенностей вестибулярного аппарата маленькие дети могут не чувствовать скорости, и им сложно «просчитать» расстояние до препятствия. Что же делать, когда всё так сложно? :)
Главное, не пытаться самому объяснять ребенку особенности горнолыжной техники! Учитывайте, что мозг ребенка работает немного по-другому по сравнению со взрослым человеком! В лучшем случае он ничего не поймёт, а в худшем - вы ещё больше его запутаете.
Когда инструктор вашего ребенка разрешит ему кататься вместе с вами, посадите ребенка «на хвост», и пусть он катается следом за вами, соблюдая небольшую дистанцию. Далеко от него не отъезжайте. Во-первых, чтобы обеспечить ему безопасность (об особенностях страховки снизу и сверху я расскажу в следующей статье). Во-вторых, чтобы он не начал спрямлять повороты/дуги. Поверьте, дети делают это весьма успешно :). Очень важно, чтобы вы сами ехали при этом правильными поворотами, закрывая дуги, т.е. завершая поворот уходом немного на склон. Именно таким способом, а не огромным плугом, контролируя скорость.
Если инструктор разрешит выпускать маленького лыжника вперёд себя и, если вы уверенно катающийся лыжник, то можно попробовать это сделать. Сразу приготовьтесь! Вероятно, что очень скоро ребенок попробует вас «на прочность», иными словами попробует от вас уехать. Вы должны быть готовы быстро догнать его и остановить голосом или руками :).
Настоятельно советую выполнять рекомендации инструктора по уровню сложности трасс, по которым вам стоит кататься с вашим ребенком. Выходя на более крутые склоны, вы рискуете не только техникой катания, но и безопасностью маленького горнолыжника!
ВОПРОС 3. ЧУТЬ-ЧУТЬ О ВАС, ДОРОГИЕ РОДИТЕЛИ :)
Хороший инструктор может поставить вашему ребенку отличную технику и научить его многим горнолыжным премудростям! НО!!! Кататься ребенок будет с вами! Поэтому, если вы не будете уделять внимания своей технике, то очень скоро ребенок станет кататься также как и вы, со всеми вашими ошибками.
Дети умеют очень точно «срисовывать модель катания» родителей! Более того, они довольно способные ученики, поэтому разовьют ваши ошибки неимоверно! Если вы опускаете руки, но, в силу мышечной массы и опыта, умудряетесь сохранять хотя бы центральную стойку, то ваш малыш, глядя на вас, тоже опустит руки и точно уйдёт в заднюю стойку! Если вы немного размахиваете руками и вращаете корпусом, то ваш маленький друг доведёт это до совершенства :)
Поэтому настоятельно рекомендую родителям, параллельно с обучением вашего маленького горнолыжника, заниматься и своим горнолыжным совершенствованием!
P.S. В следующей статье я расскажу о способах страховки детей при совместном катании. Разберем особенности страховки сверху и снизу, а также другие способы контроля ребенка на склоне. Поговорим и о том, как могут хитрить дети на склоне чтобы избежать вашего контроля :)
Андрей Пониматко, январь 2019
Фото сделано на территории горнолыжного центра "Новинки"