День свадьбы придется уточнить. СССР, 1979. Режиссер Степан Пучинян. Сценаристы Валерий Тур, Павел Финн. Актеры: Николай Пастухов, Евгения Симонова, Борис Щербаков, Алевтина Румянцева, Юрий Чернов, Николай Денисов, Татьяна Божок, Любовь Полехина и др. Премьера: август 1980. 16,7 млн. зрителей.
Режиссер Степан Пучинян (1927–2018) поставил восемь фильмов, из которых в тысячу самых кассовых советских фильмов вошли «Повесть о чекисте», «Из жизни начальника уголовного розыска», "День свадьбы придется уточнить" и «Тайны мадам Вонг».
После "Романса о влюбленных" в отечественном кино стало модно изображать молодых героев, несущихся по улицам и пляжам на ревущем мотоцикле. Красиво развеваются по ветру волосы девушки. Красиво и уверенно держат руль руки парня. Красиво вспыхивает свет восходящего или заходящего солнечного диска...
Есть такие сцены и в фильме "День свадьбы придется уточнить". Но их не так уж много. Зато авторы делают попытку серьезного разговора о взаимосвязи поколений, о первых самостоятельных шагах человека в жизни. А ведь по всему видно, что главный герой фильма уже не мальчик. Не первый год работает на заводе. О каких же первых шагах может идти речь? Но так уж видно сложилось, что в жизни Сергея не было настоящих испытаний. Все шло гладко. И вот на тебе — полюбил замужнюю женщину...
Сама по себе авторская заявка интересна, но в итоге картина, на мой взгляд, не вышла за рамки скучноватой мелодрамы с вполне предсказуемыми сюжетными ходами и финалом...
Так что ничего удивительного, что советская кинопресса отнеслась к фильму «День свадьбы придется уточнить» холодновато.
Так кинокритик (а ныне и режиссер) Олег Ковалов писал в «Советском экране» так: «Все началось с того дня, когда Сергей случайно встретил студентку Аню и полюбил ее. Сразу скажем, что сцены их любви наименее удачны в фильме. Язычки костра пляшут в блестящих Аниных зрачках, тугие струи ветра освещают счастливые лица влюбленных, мчащихся на мотоцикле под рокот электрогитар, - все это дублирует (инее лучшим образом) приемы и краски других фильмов. К тому же эти чисто внешние средства подменяют собой изображение духовной близости, возникающей между влюбленными… Но не обращением к подобным кинокрасивостям достигают авторы фильма серьезного художественного результата, а попыткой исследования сложных морально-этических проблем, стремлением ответить на вопросы, волнующие сегодня людей разных поколений. Нравственный итог фильма не только внушает уверенность в том, что Сергей, многое осознав, окажется достойным продолжателем рабочих традиций, но и служит утверждению высоких нравственных основ нашего общества» (Ковалов, 1980: 4).
Александр Федоров, 1980, 2021
Ковалов О. Семейный портрет с самоваром // Советский экран. 1980. № 19. С. 4.