Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Из авиамехаников — в летчики-истребители. Боевой путь неустрашимого белоруса Петра Пилютова

Имя летчика-истребителя Героя Советского Союза Петра Андреевича Пилютова увековечено как в России (в Санкт-Петербурге его именем названа улица, ведь жители блокадного города называли его в военную пору защитником ленинградского неба), так и в родной ему Беларуси. На его малой родине в Рогачеве Гомельской области установлена стела на Аллее Героев с кратким описанием заслуг земляка.

Из сохранившихся боевых характеристик: «Капитан Пилютов П.А. с первых дней борьбы с фашистами проявил исключительный героизм... Неустрашимый командир, боевая жизнь Пилютова полна героических поступков... В воздушных боях своей смелостью и отвагой увлекал подчиненных, в неравных боях с противником выходил победителем».

Впечатляет и перечень наград Петра Андреевича: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, четыре ордена Ленина, четыре ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны 1-й степени, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и многие другие.
Сам же Пётр Андреевич был весьма скромным человеком, о себе говорил кратко: «Дрался нормально...». Он не раз подчеркивал, что силы ему придавала не только ненависть к жестокому врагу, но и стойкий белорусский характер и крестьянская закалка.

-2

Пётр Пилютов родился в 1906 году в деревне Лучин Рогачевского района в многодетной крестьянской семье. Мама рано умерла, и семья с лихвой испытала все трудности и невзгоды. Но это только закалило его и добавило решимости в достижении поставленных целей в жизни.

В 1928 году Пётр был призван на срочную службу в Красную Армию, служил вначале связистом. Но однажды в часть прибыл представитель Ленинградской авиационно-технической школы и так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным механиком! В авиационно-техническую школу он поступил в 1930 году. Окончив ее через 2 года, получил назначение в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке, и уже вскоре стал одним из лучших авиационных механиков. И вполне заслуженно Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание по спасению челюскинцев. Более того: он стал авиационным механиком на самолете старейшего полярного летчика Василия Сергеевича Молокова.

Их самолет Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на нем Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Петра Пилютова. Заключалась она не только в отличной подготовке машины к полетам. Закрепив под плоскостями самолета ящики от грузовых парашютов, Пилютов создал две дополнительные кабины. И хотя пассажиры чувствовали себя в них не очень свободно и комфортно, все же каждый предпочитал лететь в «пилютовской кабине», чем сидеть на весьма ненадежной льдине.

-3

Василий Молоков стал одним из первых Героев Советского Союза, а его боевой помощник Пётр Пилютов тогда же удостоился ордена Ленина. На вручении он обратился к народному комиссару обороны К.Е. Ворошилову с просьбой отправить его на учебу в летное училище. И хотя ему шел уже 27-й год, благодаря поддержке Молокова, просьба была удовлетворена.

Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Он, как опытный пилот, очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к полетам, и Петр его не подвел, став настоящим красным соколом, летчиком-асом.

Окончив Качинскую военную школу летчиков в 1935 году, Пётр Пилютов опять попал на Дальний Восток, в ту же 40-ю авиаэскадрилью, где прошел путь от рядового летчика до командира звена. В 1936 году, впервые в истории нашей авиации, пилотируя легкий бомбардировщик, разведчик атаковал японский самолет, нарушивший нашу границу, и сбил его из курсового пулемета. За этот поединок Пётр Андреевич был награжден медалью «За отвагу».

-4

В 1938 году Пилютов участвовал в боях с японцами у озера Хасан, затем — в Советско-Финляндской войне 1939-1940 годов. Великая Отечественная война застала капитана Пилютова в Ленинграде. Его 154-й истребительный авиационный полк, в котором он воевал командиром авиационной эскадрильи, защищал небо над городом, а затем над ледовой трассой через Ладожское озеро. Трасса — Дорога Жизни — для блокадного города стала единственной ниточкой, связывающей его с Большой землей. Понимая значение ледовой трассы, наши летчики защищали ее самоотверженно, проявляя чудеса героизма в жестоких воздушных боях с опытным противником.

Вот некоторые боевые эпизоды с участием нашего земляка. В один из вылетов на прикрытие трассы пару Пилютова атаковала четверка немецких МЕ-109. Ими в первые же минуты боя был сбит ведомый, и Пётр Андреевич остался один на один с фашистскими летчиками. Решение пришло молниеносно: он резко ушел в облака. Немцы, подумав, что советский летчик покинул бой, стали заходить на трассу. Пилютов же, выйдя из облаков, с дальней дистанции открыл огонь и сбил одного, а дальше… дальше началась «игра со смертью». Мастерски уклоняясь от огненных трасс противника, ему удалось зайти в хвост и сбить еще один самолет врага. Двое же оставшихся, а среди них и немецкий асс на самолете с желтым «носом», зажали Пилютова в «клещи». Выручили его смелый маневр, когда Пилютов бросил машину резко в пике, и пришедшие на помощь однополчане.

В последующем Пилютов еще не раз сходился в воздушных боях с «желтым носом». Расходились в ничью, пока наш летчик не пошел в лобовую атаку, а когда у противника не выдержали нервы и он отвернул, то тогда Пётр и «завалил» его.

В другой раз Пилютову пришлось в силу сложившихся обстоятельств в одиночку прикрывать группу военно-транспортных самолетов ЛИ-2 с ленинградскими женщинами и детьми, которых вывозили из города. Ли-2 шли на предельно малой высоте, Пилютов, учитывая крайне сложную ситуацию, принял решение подняться под облака. Чтобы можно было постоянно оценивать воздушную обстановку, своевременно сообщать об угрозе экипажам транспортников и своими маневрами и огнем отсекать врага от них. И когда на группу Ли-2 стали заходить сразу пять(!) немецких «мессеров», предвкушавших легкую добычу, Пилютов первым атаковал противника и первой же очередью сбил ведущего немецкой группы.

Самолет ЯК-7, на таком воевал Пилютов на заключительном этапе войны
Самолет ЯК-7, на таком воевал Пилютов на заключительном этапе войны

Поначалу обескураженные немецкие летчики растерялись, но, увидев в воздухе лишь единственный советский самолет, набросились на него, чтобы разделаться со столь дерзким летчиком. Пилютов то уходил в облака, то в сторону солнца, чтобы немцы хотя бы на время теряли его в прорезях своих прицелов, то атакуя сам и ведя огонь, не отрывая руку от гашетки. Он поджег еще одного врага, но вдруг на его самолете начал глохнуть мотор. Будучи еще и опытным механиком, Пилютов понял, что перебита трубка охлаждения. Выйдя из боя, он сумел посадить самолет на «брюхо».  А фашисты уже мчались на него, поливая огнем, желая отплатить за гибель своих. С трудом, будучи уже раненым, Пётр Андреевич покинул кабину и отполз насколько хватило сил, когда услышал взрыв и увидел свой горящий самолет… Но главное было выполнено: ЛИ-2 благополучно пересекли линию фронта. В госпитале на теле летчика врачи обнаружили 21 ранение, вынули 4 осколка и пулю. Так своей смелостью, мужеством, готовностью пожертвовать собой летчик Пилютов отвел беду от наших ЛИ-2, спас многие жизни.

Вернувшись после излечения в боевой строй, Пётр Пилютов принял под командование уже истребительный авиационный полк — 29-й гвардейский и продолжил свою славную боевую биографию. 10 февраля 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии подполковнику Петру Андреевичу Пилютову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина. А в январе 1944-го за выдающиеся летные заслуги он стал кавалером ордена Британской Империи. Им было совершено 444 боевых вылета, в ходе боев 17 самолетов противника он сбил лично и 6 — в группе.

Из фронтовой газеты о награждении Героя Советского Союза Пилютова союзническим орденом
Из фронтовой газеты о награждении Героя Советского Союза Пилютова союзническим орденом

По окончании Великой Отечественной войны полковник Пилютов продолжил службу в Военно-Воздушных Силах страны, уйдя в запас в 1955 году. Проживал Петр Андреевич в Ленинграде, часто навещал родные места на Гомельщине. К сожалению, умер наш знаменитый земляк всего на 56-м году жизни, похоронен в Александро-Невской лавре города, который он так мужественно и самоотверженно защищал в грозные военные годы.

-7

Автор статьи: Владимир Касьянов

Автор фото: из открытых источников