Найти в Дзене

Как сделать увлекательным скучное заучивание школьного материала – начальная школа

Трудно представить обучени без заучивания тех или иных слов, формул, действий - не самая интересная часть процесса, особенно для младших школьников. Рисунок автора.
Трудно представить обучени без заучивания тех или иных слов, формул, действий - не самая интересная часть процесса, особенно для младших школьников. Рисунок автора.

Изучать новый материал всегда интереснее, чем повторять пройденный. Заучивание же десятка новых слов, правил или формул даже взрослому кажутся довольно скучным занятием, не говоря уже о младших школьниках. Но без этого трудно представить какую-либо учёбу, это её органическая часть.

Если разные техники запоминания направлены на работу с памятью и рассчитаны больше для ребят старшего школьного возраста, то используемый на наших уроках метод работает с творческим отношением к любым повторяющимся действиям в целом и, полагаю, способствует развитию скорее навыков самоорганизации, чем памяти.

Итак, у нас на руках 10 карточек с новыми словами. Обычно мы «пробегаем» по всем карточкам пока все не выучим. Конечно, оживить процесс могут разные игры с этими словами-карточками, это мы тоже непременно задействуем, но позже, сначала...

«Не слышал такое выражение - день Сурка?» - спрашиваю ученика. Вопрос нелепейший для ребёнка, но Сурок – это уже интересно. Ответ, разумеется, отрицательный.

Жил-был журналист. Как-то раз ему нужно было рассказать зрителям про день Сурка. Это такой праздник, который отмечали в далеком-далеком крошечном-крошечном городке. И журналист всё сделал, как надо – рассказал зрителям о празднике и остался в том городке на ночь….

Утром просыпается – а тут снова день Сурка, снова тот же праздник. Идёт он по улицам, а кругом люди веселятся, поздравляют друг друга…. Но он-то всё это видел!

Так журналист застрял в одном дне. Представляешь – просыпаешься так, умываешься, завтракаешь, идёшь в школу и так каждый день…. И ничего не меняется!

Ученик понимающе кивает. Знакомо. Думаю, читатель тоже узнал и ситуацию, и старую добрую комедию, конечно, не для детского просмотра, но в таком пересказе вызывающую понимание и любопытство ребёнка.

«Вот, мы с тобой сейчас поиграем в день Сурка. Ты будешь журналистом…». Раскладываем карточки-слова. Первый раз подробно рассказываю, подглядываем, изучаем.

«Прошёл день. Мы снова встречаемся, но я не знаю, что ты всё это уже знаешь. О, посмотри-ка, какие у меня красивые карточки! Это новые слова…». Я отыгрываю роль человека, который не знает, что ученик-то на самом деле эти карточки уже изучил и это, скажу Вам, создаёт весьма забавную ситуацию. Постепенно ученик сам знакомит меня с изучаемыми словами.

«А что стало с тем журналистом?» - иногда спрашивают ученики.

Журналист тоже выучил наизусть всё-всё про тот крошечный городок и начал помогать людям, ведь он уже знал, что с кем в тот день произойдёт. И тогда магия исчезла, и день Сурка кончился.

Конечно, дети разные. Не для всех эта игра. Но если ребёнок расположен к сказкам, историям, обычно он охотно принимает игру и второй, и третий набор слов уже проходят на наших занятиях оживлённо, эмоционально. Полагаю, этим же можно воспользоваться и при совместном заучивании с других учебных материалов небольшого объёма.

На канале Обучающий Навигатор обсуждаются методики обучения, в которых ученик играет активную роль. Интересна эта тема? Подписывайтесь, оставайтесь с нами. Спасибо за поддержку!