В 2021 году в российский прокат выходит фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе», съёмки которого завершились ещё год назад. Картина снята по одноименному роману уральского писателя Алексея Сальникова. Место действия – Екатеринбург. В преддверии премьеры Overtime.life решил вспомнить произведения, в которых упоминается столица Урала.
«Петровы в гриппе и вокруг него». Алексей Сальников
Это второй роман уральского писателя, который был опубликован в 2016 году. Он стал победителем нескольких книжных фестивалей и премий России, при этом, однако, вызвал самые неоднозначные отзывы. Одни произведение безбожно ругали, другие хвалили, а критик Галина Юзефович отметила, что это «выдающийся текст и настоящий читательский праздник». История рассказывает о приключениях слесаря Петрова, который перед самым Новым годом заболевает гриппом. Следом вирус подхватывают жена и сын главного героя, а он сам вспоминает свое советское детство, в голове вдруг возникает новогодний утренник, снегурочка… Постепенно сюжет всё закручивается, а отличить реальность от вымысла (или галлюцинаций Петрова?) становится сложнее. Также на восприятие влияет множество отсылок к мифологии –попробуйте их найти и посмотрите, куда заведет книга.
Вместе с этим автором мы узнавали родные края, учились открытости и доброте, бродили по уральским лесам, уходя далеко, туда, где сказочное перемежается с бытовым. Но не только о волшебстве писал Бажов, есть в его творчестве место и Екатеринбургу. Так в уральской столице разворачивается действие второй биографической повести автора «Дальнее-близкое», которая является продолжением автобиографической сказки «Зелёная кобылка» (кстати, набросок «Дальнего-близкого» был дан в известном очерке Бажова «Наш город (Воспоминания о Екатеринбурге-Свердловске)». В названной повести мы видим образ Екатеринбурга конца 1880-х годов, который показывается глазами подростка, приехавшего на учебу. Бажов использует много названий: упоминает улицы, проспекты, парки. Повесть содержит много деталей и маркеров времени, а потому особенно интересна с краеведческой точки зрения.
Имя этого автора также неразрывно с Уралом. Екатеринбург упоминается во многих текстах писателя. Наибольшую многомерность он приобретает в очерке «Город Екатеринбург», который Мамин-Сибиряк пишет по заказу для первого статистического справочника об уральской столице. Город в произведениях Дмитрия Наркисовича вырисовывается цельный, в нём появляются реальные улицы, площади, особняки. А усадьба Харитоновых-Расторгуевых становится прообразом основного места действия в романе «Приваловские миллионы» (который называют «самым екатеринбургским» романом писателя). Мамин-Сибиряк работает над ним именно в Екатеринбурге, а по завершению отправляет в десятки редакций, но произведение не печатают. В то же время автор постоянно дорабатывает рукопись, не раз меняет название – так происходит в течение десяти лет, пока роман наконец не выходит в свет в 1883 году. Много произведений появляется и после, однако наиболее тесно с городом связаны именно «Приваловские миллионы».
Книга представляет собой сто новелл о Екатеринбурге 90-х годов. Название выбрано не случайно. По мнению Алексея Иванова, город тогда представлял собой нечто промежуточное (уже не Свердловск, но еще и не тот Екатеринбург, каким мы привыкли видеть его сегодня). Книга о том, как обычный промышленный город превратился в евроазиатский мегаполис, как он встречал и принимал перемены, как жили (читать «выживали») люди в эпоху этих перемен. Политики, художники, музыканты… Многие из них навсегда остались в истории нашей страны и так или иначе прославили Екатеринбург. Так что «Ёбург» – это сюжеты и кадры реальной жизни, уже не сухая документалистика, но еще и не художественная проза. Это публицистическое откровение.
Произведение написано в жанре фантастики и повествует о событиях «будущего» – роман вышел в 2005 году. В 2006 году книга получила премию “Русский букер”. Главный герой романа – талантливый огранщик, его друзья – хитники – члены закрытого клана, которые охотятся за драгоценными камнями. Персонаж состоит в странных отношениях с девушкой – он не знает ее имени, не знает, где живет возлюбленная, при этом у него есть ключ от её квартиры. В книге присутствует магия, прямые отсылки к уральской культуре, сказаниям. Все это соседствует с антиутопией и ужасами, которые происходят спустя сто лет после Октябрьской революции… Как показало время, роман не оказался пророческим. Но может быть, в нем всё-таки больше от реального, чем кажется на первый взгляд?
«Николай II. Ипатьевская ночь». Эдвард Радзинский
Произведение рассказывает о событиях той самой ночи в Ипатьевском доме, когда была расстреляна царская семья. Кроме того, автор прослеживает судьбы участников трагедии, а ещё даёт подробное описание самого дома, Вознесенской горки и ближайших к ней территорий. Читается история не без ужаса, автор публикует и осмысливает воспоминания членов царской семьи о пребывании в ссылке и их последних днях. Так случилось, что жизни Романовых оборвались в Екатеринбурге, и нашему городу особенно важно сохранить информацию об этом событии. Произведение Радзинского подобно сейфу хранит уникальные данные и как бы ниточкой протягивается между современностью и 1918 годом.
«Слова трансазиатского поэта» давно «приобрели всеевропейский лоск». В наши дни стихами Бориса Рыжего зачитываются как в столице Урала, так и в других городах России и зарубежья. А «всеевпропейский лоск» уже приобрёл сам Екатеринбург. Особенно много стихов Рыжий посвящает родному Вторчермету – улица Титова упоминается в его стихах, как минимум, дважды. Появляются образы заводов, которых на окраине и сегодня немало. Ярко передаётся атмосфера 90-х и нового постсоветского пространства. Можно смело говорить, что творчество Рыжего интересно в плане истории, а стихи, к тому же, написаны тонко и образно. Некоторые строчки, правда, могут смутить или рассмешить, но другие поразят точностью ощущений и особенной детализированностью.
...Я помню час, когда ногами нас
за буйство избивали демонстранты.
Ах, музыка, ах, розовые банты.
О, раньше было лучше, чем сейчас, -
по-доброму, с улыбкой, как во сне.
И чудом не потухла папироска.
Мы все лежим на площади Свердловска,
где памятник поставят только мне.
Автор: Анастасия Муравьёва. Главное фото - Александра Водолажченко, снимки внутри - Ozon.ru