Найти тему
script bro | сценаристы

Как сценаристу использовать когнитивное искажение, чтобы придать достоверности и объёма персонажам

Оглавление

Хорошо проработанные персонажи в истории определяются четырьмя ключевыми компонентами - их целью, мотивацией, препятствиями и последствиями достижения (или не достижения) указанной цели. Это основа сюжета в вашем сценарии.

Однако хорошие сценарии содержат многослойных, сложных персонажей и интригуют зрителя больше, чем сюжетная линия. Для сценаристов сложность означает добавление положительных и отрицательных черт к вашим персонажам, чтобы они показывали себя более человечными.

Дополнительный слой - анализ того, как ваши персонажи думают, делает их ещё более живыми. Вот тут-то и вступает в игру когнитивное искажение.

Улучшая персонаж, мы добавляем слои нашим героям, чтобы сделать их более индивидуальными, специфичными и привлекательными. Их действия в основном зависят от окружающей среды, происхождения и системы убеждений и ценностей.

Это часто проявляются на поверхностном уровне. Например, персонаж, воспитанный в жестокой семье, может, в свою очередь, стать жестоким или более чутким. Мы пытаемся установить простую причинно-следственную связь, чтобы помочь читателям лучше понять, что движет поведением и выбором. Но мы все знаем, что люди не всегда так предсказуемы.

На более глубоком и тонком уровне персонажи имеют встроенные предубеждения - сознательные или подсознательные, которые искажают их мышление и формируют их выбор и решения. Предубеждение может быть неприметным или явным, положительным или отрицательным.

Предвзятость - это склонность, предпочтение или мнение, основанное на предвзятом или плохо аргументированном мышлении. Она основана больше на нашем усвоенном жизненном опыте (отсюда и термин когнитивный) и предпочтениях, чем на объективных фактах. Некоторые учёные утверждают, что когнитивные искажения (предубеждения) - это система быстрого реагирования, обеспечивающая наше выживание.

Например, у владельца магазина может быть опыт, когда низкорослый человек несколько раз воровал у него в магазине. Они никогда не ловили их на месте преступления, но всегда подозревали. В результате у них развилось когнитивное искажения насчёт низкорослых людей. Они могут запретить низкорослым людям входить в их магазин или уделять им чрезмерное внимание, пока они там находятся. У них есть разумное (хотя и ошибочное) объяснение этого поведения.

В этой статье рассматриваются некоторые из основных типов когнитивных искажений, которые могут помочь вам писать более объёмных персонажей.

ЭФФЕКТ ЯКОРЯ ИЛИ ЭФФЕКТ ПРИВЯЗКИ

Это происходит, когда персонажи уделяют слишком много внимания первой части информации, которую они слышат, независимо от её качества. Примером такого рода предвзятости могут служить телешоу, где школьники играют в детективов и убеждены, что первый подозреваемый (тот, кого видели на месте преступления) виновен.

-2

Противоположный этому тип предвзятости известен как "эффект недавности". Это убеждение, что новейшая информация верна независимо от её качества.

ЭВРИСТИКА ДОСТУПНОСТИ

Эвристика - это вывод, сделанный главным образом из предположений и предубеждений, которые первыми приходят на ум. Он разработан как мысленный ярлык, быстро используя легко запоминаемую информацию, и это не обязательно плохо.

Думайте об этом как о выводах, основанных на интуиции или заполнении пробелов в доказательствах. Что вы можете подумать, если увидите человека в маске, прячущегося в тёмном переулке с пистолетом?

Как следует из его названия, этот тип предвзятости основан на информации, которая доступна в данный момент. Ваши персонажи могут не только сделать неверный вывод, но и переоценивать важность информации, которая у них имеется.

Информация может быть неполной, неверной или просто отсутствовать. Возвращаясь к нашему примеру с тёмным переулком, эвристика доступности по умолчанию обозначает человека в маске как преступника.

СТАДНОЕ ЧУВСТВО

Люди - стадные существа. Этот тип предвзятости также называется "групповым мышлением", когда мнение, разделяемое большинством членов группы, внезапно становится преобладающим. Это можно увидеть в киносценариях, где приговор присяжных сливаются в единый вердикт.

Конформизм (или стадный менталитет) - это подобный тип предубеждения, когда персонажи ведут себя как их сверстники, чтобы быть принятыми в группу.

СЛЕПОЕ ПЯТНО

Этот тип предубеждения является результатом чрезмерного эго. Это может быть результатом чрезмерной самоуверенности и неуверенности. Это в основном неспособность персонажа видеть свои собственные недостатки и ограничения, но замечать их в других.

Слепые пятна также возникают, когда верного друга или члена семьи обвиняют в чём-то, и персонаж отказывается верить обвинениям, потому что они находятся в эпицентре ситуации.

СКЛОННОСТЬ К ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИЛИ ПРЕДВЗЯТОСТЬ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ

Мы всё время видим это в партизанских историях. Предвзятость подтверждения возникает, когда персонаж отфильтровывает информацию, которая не поддерживает его ошибочные идеи и убеждения.

Возвращаясь к нашему прошлому примеру с низкорослым магазинным воришкой, владелец магазина может не заметить высокого вора или игнорировать кражу высокого человека как недоразумение или забывчивость заплатить. На более пограничном уровне предвзятость подтверждения возникает у персонажа, который намеренно игнорирует любые доказательства, противоречащие его точке зрения.

Предвзятость, поддерживающая выбор (свою точку зрения), подобна предвзятости подтверждения. Это относится к персонажу, верящему, что его идеи истинны, потому что они принадлежат ему, несмотря на недостатки и пробелы в его рассуждениях.

Конгруэнтность - это еще один тип предвзятости, в котором выборочно проверяют гипотезы, лишь наиболее близкие к системе ценностей персонажа.

Информационная предвзятость возникает, когда персонаж ищет любую информацию, независимо от того, насколько она спорного качества, только чтобы подтвердить свою точку зрения.

ПРЕДВЗЯТОСТЬ КОНСЕРВАТИЗМА

Этот тип предубеждения является особенностью персонажей, устойчивых к изменениям. Это также относится к страху перед неизвестным. Персонаж может осознавать, что он находится в далеко не идеальной ситуации, но альтернатива может быть ещё хуже.

Предвзятость консерватизма отличается от других типов предубеждений, которые склоняются к личным убеждениям и морали, потому что персонажи осознают, что их нынешний взгляд ошибочен или неверен, но отказываются принимать изменения.

Подумайте о персонажах, которые предпочитают "традиционные" технологии, которые они знают и с которыми удобно работать, даже если они знают, что обновление облегчит их жизнь. Они просто медленно обрабатывают и принимают новую информацию. Они могут даже относиться к ней с подозрением. С другой стороны, консерватизм также создает чувство ностальгии, простоты и комфорта.

Предвзятость консерватизма связана с предвзятостью статус-кво, когда перемены нежелательны, а персонажи предпочитают, чтобы всё оставалось по-прежнему. Подумайте о тех офисных сценариях, где босс говорит: "Мы делаем это только так!”

ЭФФЕКТ ФРЕЙМИНГА

Заключается в контексте, в котором информация представлена персонажу. Это отличный инструмент в криминальных и юридических историях, которые полагаются на сокрытие, маскировку, раскрытие, опущение фактов и неправильное направление работы персонажей, чтобы сформулировать желаемый вывод.

ЭФФЕКТ СТРАУСА

Когда вопрос не терпит объяснений. Это относится к персонажам, которые придерживаются мантры невежества-блаженства. Меньше - значит больше. Они прячут голову в песок, потому что отсутствие новостей - это хорошие новости.

-3

ПРОЕКЦИЯ

Мы все слышали об этом. Персонаж обвиняет кого–то в различных действиях и в то время, всё они относятся к самому персонажу. Ты слишком много пьёшь, недостаточно усердно учишься. Они представляют собой механизмы вызова вины и стыда. Затем такие люди компенсируют это тщательно продуманными извинениями.

Предположительная предвзятость является дополнением к проекции. Это происходит, когда ошибочно предполагается, что все члены группы имеют одинаковый опыт и статус, и когда "проецируют" ситуацию друг на друга.

СТЕРЕОТИПЫ

Это особенно коварный тип искажения, когда персонажи принимают общие решения и обобщения о целой группе людей на основе (фактических или предполагаемых) действий нескольких из них.

Если обратиться к нашим ранее упомянутым магазинным ворам, то представление о том, что все низкорослые люди воруют (или, скорее всего, воруют), приводит к поспешным выводам, основанным на неправильной информации.

ПРЕДВЗЯТОСТЬ В ОТНОШЕНИИ НЕДОСТОВЕРНОСТИ

Не все предубеждения негативны. Представьте себе, если бы низкорослые люди объединились, чтобы заявить, что у них не больше шансов украсть в магазине, чем у более высоких людей?

Маятник качается в другую сторону, чтобы противостоять негативным предубеждениям низкорослых людей в попытке выровнять ситуацию. Иногда это благонамеренное смещение может изменить отношение к группе людей.

Наш сценарный курс

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.