Найти в Дзене
А мы и не знали

Исторические байки из журнала, выпуск № 024

Оглавление

Вывешиваю подборки по семь исторических анекдотов в раз. Лучшая с картинкой – в конце. В этот раз о повадках министров и вообще чиновников.

***

Наполеон Бонапарт любил итальянские оперы. Особенность его была в том, что на представлениях он никогда не аплодировал. Публика тоже не смела аплодировать, и во французских театрах стояла полная тишина. Но однажды певец Крементини в опере Николя Дзингарелли «Ромео и Джульетта» (написанной за семьдесят лет до Шарля Гуно) пропел арию с таким блеском, что министр итальянского королевства граф Морескальки не выдержал и несколько раз громко прокричал:

– Bravo! Bravo!

Потом он опомнился, слез со стула и на четвереньках выполз из ложи.

***

Пьер-Жан де Беранжé, поэт и сочинитель сатирических песен, обожал Наполеона как императора-демократа, способного прямо говорить с простым народом. В годы реставрации он, бывало, подвергался тюремному заключению за свои песни. В дни Июльской революции 1830 года он оказался в штабе восстания, принимал участие в решении вопроса о будущей форме правления.

Некоторые друзья Беранже непременно желали, чтобы он получил портфель министра.

– Какого же? – спросил у них поэт.

– Конечно, народного просвещения!

– В таком случае, первым моим делом будет введение во всех женских учебных заведениях моих песен, как настольной книги!

***

Николай I приказал, чтобы берлинскому живописцу Крюгеру, написавшему портрет императора, были бы выданы драгоценные золотые часы с бриллиантами. Приказание исполнили, но, по мере прохождения часов через руки чиновников, бриллианты улетучились. Когда Николай I увидел у Крюгера эти часы, он сказал ему:

– Видите, как меня обкрадывают! Но если бы я захотел по закону наказать всех воров моей империи, для этого оказалось бы мало всей Сибири, а Россия превратилась бы в такую же пустыню, как Сибирь.

***

Американский делец Вайненс хотел получить в России концессию на ремонтные работы на Николаевской железной дороге, но проволочки бюрократов вывели его из терпения. Тогда он, вооружившись огромным зонтом, посетил на даче под Петербургом чиновника, от которого зависело окончательное решение вопроса. На небе не было ни облачка, так что хозяин полюбопытствовал, зачем гостю зонт. Тот предложил пари на сто тысяч рублей, что через полчаса хлынет дождь. Чиновник принял пари, положил в карман сто тысяч целковых – и через несколько дней подписал все необходимые Вайненсу бумаги.

***

Однажды во время посещения ВДНХ И.В. Сталин обратил внимание на то, что экспонируемые помидоры подпортились. Когда садился в машину, напомнил:

– Помидоры не забудьте убрать! Но только помидоры, я больше ничего не говорил.

Он хорошо знал, на что способны ретивые бюрократы.

***

Когда Мстислава Ростроповича и Эмиля Гилельса пригласили на длительные гастроли в США, ехать им позволили, но без жён. Музыканты обратились к министру культуры СССР Фурцевой с просьбой о разрешении выезда и для их жён. Фурцева обещала помочь музыкантам в общении с соответствующими инстанциями, но попросила написать официальное заявление с объяснением причин.

Просьба Гилельса выглядела так: «Поскольку я страдаю заболеванием печени и нуждаюсь в специальном уходе, а гастроли в США намечены на два с половиной месяца, прошу направить со мной мою жену».

Просьба Ростроповича выглядела совсем иначе: «Поскольку я абсолютно здоров и еду в Америку на два с половиной месяца, прошу разрешить выезд с женой».

Разрешение на выезд жёны музыкантов получили, но так и осталось неясным, чей довод оказался более убедительным для властных чиновников.

***

Император Александр, Аракчеев, и дорожный каток XIX века
Император Александр, Аракчеев, и дорожный каток XIX века

Император Александр I в последние годы своего царствования совершал частые поездки по обширным протяжениям России. По этой причине ежегодно и повсеместно то начинали строить дороги, то их переделывали, и опять не доделывали, и всюду шли землекопание, ломка, прорытие канав и прочее. Дорожный сборы с населения доходили до крайности, а к этому добавлялись ещё и злоупотребления земской администрации, которая, пользуясь моментом, торговала дорожными повинностями. Народ кряхтел, жаловался, и приписывал все невзгоды Аракчееву, который тут ни душой, ни телом не был виноват. Но он обрёл уже статус всеобщего козла отпущения на каждый чёрный день. В Саратовской губернии деревенские бабы певали в хороводах:

Аракчеев дворянин, Аракчеев сукин сын,

Всю Россию разорил, Все дорожки перерыл.

***

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: из Сети.

«А мы и не знали»: статьи по Истории идей, Истории людей, и Истории вещей.

Читайте ещё про бюрократов:

«Борьба нанайских мальчиков»

«Элита» без узды – главная беда России

Бюрократы решают всё