Вы запретили себе, допустим, есть сладкое. Вроде бы благое дело, одна польза для здоровья и внешнего вида. Однако вопреки запрету, у вас периодически возникают приступы неудержимой, просто-таки невыносимой тяги к запретному плоду. Периодически вы срываетесь и нарушаете данное себе обещание, впоследствии виня себя за проявленную слабость. Вопрос: что не так вы делаете? Почему возникают срывы?
Заметьте, что срыв сопровождается часто некоторым помутнением осознанности. Вас как бы отключают от логики и рациональности, вы сломя голову бросаете себя в сладкую пропасть ощущений: "будь что будет, ничего страшного, если я чуть-чуть откушу этот восхитительный кусочек пирожного".
Ошибка заключается в том, что вы создаёте в себе запрет на действие по получению вкуса, а не сам вкус. Вкус по прежнему остаётся желанным. Вы запрещаете себе доставать из холодильника тортик, но продолжаете любить то ощущение во рту, которое у вас ассоциируется с этой вкусностью. Между тем, чтобы действительно престать есть сладкое, надо именно перестать желать чувствовать вкус сладкого. Надо стать равнодушным к ощущению во рту сладости. Надо чтобы это вкус надоел.
Теперь встаёт вопрос, как сделать так, чтобы не объедаться, но в то же время ощутить усталость от вкуса сладкого. Как пресытиться вкусом без злоупотребления им.
Зарет автоматически запускает механизм образования неодолимой тяги к запретному. Потому что происходит следующее. Например вы внезапно, решив сесть на диету, перекрываете в свою психику поступление ощущений от вкуса шоколада, перестав пробовать его. Но запрета на сам вкус шоколада нет и потому ваша психика с полным правом ждёт и даже требует тех ощущений, которых вы ни с того ни с сего её лишили. А ощущений не поступает. Как их получить, как вернуть себе свои законные ощущения? Только отключив вашу осознанность. Сразу вам её психика не отключит, но по мере образования в подсознании критического дефицита ощущений вы будете чувствовать, как вам все сложнее и сложнее сопротивляться желанию получить тот самый вкус, доступ к которому перекрыт. Как сложнее и сложнее удерживать приоритет первоначального намерения отказаться от шоколада. И наконец, в какой-то момент сознание помутится, возникнут немыслимые с логической точки зрения допущения о том, что "один раз попробовать можно", потом вы безрассудно разрешаете себе попробовать ещё один раз, и ещё один, а затем происходит полный отрыв.
То есть первый шаг к правильному отношению к пище - это отмена всех запретов на питание. Тем самым вы разрешаете себе есть все. Без ограничений. Без каких либо условий. Вы скажете: я сразу объемся чипсов или эклеров. Или наемся перца чили до потери сознания. И вообще, так становятся толстяками и умирают от переедания. Это не совсем так.
В правильном отношении к пище важно умение ощущать вкус пищи и получать от него комфорт. Мы едим не только ради утоления голода, но и ради приятных ощущений. Необходимо при еде руководствоваться ощущениями комфорта своего тела. Умение считывать эти ощущения и защитит вас от непреднамеренного создания вами же аварийных состояний своей пищеварительной системы. Часто такое было, что желудок переполнен, а вы игнорируете это ощущение и продолжаете его набивать? Или намеренно продлеваете чувство голода своего желудка, игнорируя его страдания? Все это происходит от того, что вы не воспринимаете нормальных регулирующих сигналов своей пищеварительной системы, которая сама вам подсказывает, когда надо начинать есть и когда остановится. И если уметь чувствовать эти сигналы, то никогда не переешь.
Вы разрешаете себе есть все, но при одном важном условии. Вы едите осознанно. Не теряете голову при осознании отсутствия лимитов. Вы наоборот, включаете максимальную осознанность. Вы полностью погружаетесь в процесс поедания пищи и начинаете воспринимать весь спектр ощущений от своей пищеварительной системы. Учитесь чувствовать степень заполненность желудка. Учитесь понимать то ощущение, когда желудок полон. Когда пуст.
Вы разрешаете себе есть, но едите предельно осознанно и максимально восприимчиво к ощущениям пищеварительной системы. Это единственный путь к правильному отношению к еде.