Недавно мне удалось побывать в действительно уникальной квартире!
Находится она на втором этаже дома, построенного талантливыми архитекторами Шаубом и Претро в 1911 году, по адресу Кирочная 22.
Весь этот дом принадлежал Алексею Павловичу Мещерскому - горному инженеру и статскому советнику.
Более того, он состоял в распоряжении правления общества Коломенского машиностроительного завода, был членом правлений и директором-распорядителем акционерного общества железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово», общества Коломенского машиностроительного завода, Белорецких железоделательных заводов, членом правлений Выксунских горных заводов, Русского судостроительного акционерного общества, общества механических заводов Бромлей, «Шестерня-Цитроен», «Океан» и других крупных предприятий, организатором концерна «Коломна—Сормово», а также одним из организаторов и директоров Международного коммерческого банка в Петербурге.
Квартира Алексея Павловича занимала весь второй этаж и часть третьего. Попасть в неё можно было из парадной лестницы и двух чёрных лестниц для прислуги со двора. Так выглядит сейчас вестибюль парадной лестницы - кругом лепнина, мрамор, венецианская штукатурка.
Поднявшись на второй этаж мы открываем неприметную железную дверь и оказываемся в овальной прихожей. Сразу можно оценить размах!
Как и полагается господским квартирам, она была богато отделана и обставлена, но случился 1917 год, а вместе с ним пришло уплотнение. Большие комнаты и залы были нарезаны на маленькие комнатушки, но при этом каким-то чудом оригинальные интерьеры, пусть и в весьма запущенном виде, сохранились. Вот план помещений с указанием площади:
У многих квартиры сейчас меньше, чем кабинет Алексея Павловича (он слева сверху на плане).
В 90-е эта огромная коммунальная квартира на весь второй этаж была расселена. Новый собственник вложил огромные деньги в ее реставрацию, но в 1998 году, когда ремонт уже подходил к концу случился пожар на последних этажах. При тушении квартиру сильно затопило водой, часть интерьеров пострадала, был полностью утрачен потолок 89-ти метрового парадного зала.
Из воспоминаний Нины Алексеевны Кривошеиной (Мещерской), дочери Алексея Павловича Мещерского:
«В 1912 г. отец построил большой доходный дом No22 по Кирочной улице, и зимой 1914 г. мы в него переехали, в квартиру, которая занимала полтора этажа, с внутренней лестницей.
У нас, на Кирочной 22, была большая биллиардная комната, где стоял отличный светлого дерева английский биллиард, а вдоль одной стены шли высокие, светлые, со спинкой скамьи. Играли все охотно - в пятнадцать шаров, и эта комната была центром домашней вечерней жизни, так как в войну не полагалось ни танцевать, ни устраивать домашние концерты - никаких внешних проявлений веселья у нас дома не допускалось, и даже в большом зале зажигалось только одно бра и по вечерам царила полутьма.»
Восстановительные работы проводятся в квартире до сих пор. За этот период она сменила несколько собственников и сейчас она находится в продаже. Так что если вы богаты и давно мечтали стать владельцем господской квартиры площадью в 500 квадратных метров с высокими 4-х метровыми потолками - у вас есть все шансы.
Правда помимо желания, вам ещё понадобится 80 миллионов рублей и как минимум ещё половина этой суммы на восстановительные работы с соблюдением всех требований КГИОП, как никак это памятник архитектуры с целой книгой предметов охраны.
Ещё один немаловажный вопрос - а сможет ли современный городской человек жить на таких площадях и в такой планировке? Перекроить под себя уже не получится, а стандарты комфорта уже убежали на 100 лет вперёд. Вы бы справились?