Большая классность чтения учебников по педдизайну — находишь давно сформулированные другими ответы на свои вопросы. Нашёл, точнее, вспомнил о таком важном шаге в любом проекте — понять, нужно ли вообще делать обучение. О том, чтобы ответить на этот вопрос, часто забывают.
Возможно, вы сталкивались с таким. Приходит клиент и говорит, что хочет сделать курс для новых сотрудников о так, как коммуницировать с коллегами и клиентами.
Неправильным шагом было бы сразу (или даже после небольшого добрифа о сроках и темах) браться за курс. Неправильным, потому что, скорее всего, вы ещё не увидели остаток айсберга. Остаток вроде ответов клиента: «Какая проблема? Ну, у нас сотрудники резко и иногда грубо общаются друг с другом и с клиентами. Почему? Кто больше продаст, тот больше получит. К тому же, все работают удалённо. Ну и да, у нас сильно вырос штат за последние полгода, брали почти всех подававшихся — нужно было закрывать позиции. Нет, люди друг друга ещё не видели».
Да, да, пример вымышленный. Но он вполне отражает частую ситуацию — заказчик не рассказывает всего, что вам нужно знать: не считает, что это как-то влияет или он(а) ведь уже придумал(а) решение. Часто в таких случаях идеальное решение, как я ранее уже писал, вообще не плоскости обучения — нужно не учить, а менять процессы и/или людей.
В педдизайне этап, где это всё выясняют, называется needs analysis или буквально анализ потребностей. Анализировать нужно потребности всех участников/стейкхолдеров — и заказчика, и студентов, и исполнителей, и плательщика (если это не студент). Результат — сформулированные и приоритезированные потребности и принятое решение: закроет ли обучение эти потребности и какое именно обучение нужно. Кроме этого, такой анализ помогает выявить важные вводные для дизайна: нагрузка, на которую готовы студенты и организаторы, метрики эффективности, прошлый опыт, корни проблем и так далее.
Не буду супер-подробно останавливаться на том, как проводить этот анализ. По запросу 'needs analysis' найдете много всего. Если совсем кратко — задавайте вопросы. О ключевом для того, чтобы найти корни проблемы писал (переводил, точнее) в другой заметке.
А вы проводите такой анализ? Какие вопросы лучше всего помогают понять, чего хочет клиент и нужно ли здесь обучение? Поделитесь в комментариях, интересно узнать.