Найти тему
Дошкольный логопед

Как родители могут стимулировать развитие детской речи? (Ранний возраст. Советы для ответственных пап и мам)

Здесь и далее фото из личного архива
Здесь и далее фото из личного архива

Речь. Правильная, чистая, развитая. Как хочется, чтобы ребенок говорил хорошо, умел выразить свои мысли и чувства!

К сожалению, речь не является врожденной способностью. Она формируется постепенно. Для нормального становления речи необходимы развитый слух и зрение, двигательные навыки, эмоции. Важно, чтобы достигли определенной степени зрелости структуры головного мозга. А еще нужны папа и мама. Именно их общение, ежедневное взаимодействие с ребенком творит настоящие чудеса!

Что же могут сделать родители для развития детской речи?Ученые доказали, что будущие «ораторы» вырастают в семьях, где:

1. Говорят простыми, понятными фразами.

2. К малышу обращаются «нараспев»: чуть медленнее и немного громче, чем к взрослому собеседнику.

3. Взрослые не боятся проявить эмоции: ведь интонации и выражение лица воспринимаются намного легче слов.

4. Имеют привычку «комментировать»: постоянно рассказывать о том, что происходит: «Смотри, мама варит кашу. Ах, какая вкусная каша!», «Где Ванюша? Спрятался? Под кроватью – нет. За шкафом – нет. Где Ванюша? Вот Ванюша! Нашла Ванечку», «Ой, дождь пошел! Кап-кап-кап. Как дождик капает? Послушай. Кап-кап-кап».

5. Сопровождают речь жестами, часто показывают пальцем: «Вот мишка!», «Вот кукла!», «Вот машинка!».

6. Не «сюсюкают», не искажают звуки.

7. Стараются совмещать «взрослую» и «детскую» речь: «Это собачка! Аф-аф». «Би-би! Поехала машина».

8. Поддерживают инициативу ребенка: говорят о предметах, на которые он смотрит, или вещах, которые он взял в руки.

-2

9. Привыкли беседовать, глядя в глаза. Часто приседают и наклоняются к малышу. Позволяют видеть свое лицо, «считывать» артикуляцию.

10. Повторяют звуки, которые назвал ребенок. Дожидаются ответа (малыши так любят подражать взрослым!). Повторяют еще раз. «Па!», «Па?», «Па-па-па-па-па».

11. Повторяя, не забывают добавить полноценное слово, подходяще к ситуации: «Па! Ты сказал «па»? Умница! «Па»! Папа идет. Вот папа (показывает пальцем)».

12. Обращаются к ребенку, задают вопросы, даже если он не может ответить. Готовы терпеливо ждать «ответа», выдерживать паузу в несколько секунд: «Ты хочешь кушать? Да? (Пауза). Да. Будем кушать. Что будем кушать? (Пауза). Кашу. Ням-ням-ням. Вкусно? (Пауза). Вкусно. Ах! Вкусная каша».

13. Часто используют альтернативные вопросы: «Ты хочешь куклу или мишку?». Пусть малыш покажет, а лучше проговорит:

- Ку.

- Ку. Ты хочешь куклу? (Пауза). Вот кукла, держи.

14. Не требуют от малыша: «Повтори!», «Скажи!». Пока не появились слова, которые ребенок произносит сам, предлагают образец. Мимикой, интонацией побуждают к его повторению:

- ААА!

- Машинка? Тебе нужна машинка? (Пауза). Дай! (Держит машинку в руках). Дай! (Отдает).

- ААА!

- Пить? (Пауза). Пить! (Наливает воды). Пить!

- Пии.

- Да, пить. Молодец. Теперь понятно. (Отдает чашку).

15. «Озвучивают» ребенка, как бы говорят за него: о действиях, настроении, чувствах: «Катя плачет. А-а-а. Катя устала. Да, Катя? Устала».

-3

16. Не перегружают ребенка. Малыши любят режим, ритуалы, которые повторяются ежедневно: «Мы идем гулять! Тук-тук (стучат). Открывайся, дверка!», «До свидания, ребята. Нам пора домой. Пока-пока (машут)», «Будем кушать! За маму: ам! За папу: ам!». Много новых событий, впечатлений, информации – это стресс. А стресс тормозит развитие речи.

17. «Дружат» с ритмом: двигаются с малышом под музыку, хлопают в ладоши, играют в ритмичные игры («Ку-ку», «Ладушки-ладушки, где были – у бабушки» и др.). Физиолог Г.Я. Трошин доказал, что именно через ритм нервная система получает стимуляцию, которая ей необходима. Помните, как сами подпрыгивали на папиных коленях?

Бугорок.(Подбрасывает). Бугорок.(Подбрасывает). Бугорок.(Подбрасывает).

Ямка!(Шуточно «роняет» малыша: позволяет провалиться между колен).

Сколько радости и пользы приносит эта простая игра!

18. Читают и много раз перечитывают стихи, произведения детских поэтов. Останавливаются в конце каждой строчки, делают паузу: когда-нибудь ребенок обязательно договорит:

Наша Таня громко… плачет,
Уронила в речку… мячик.

19. Пробуют совместить чтение стихов и любые ритмичные действия.

Речь – это движение. Ритм – это движение. Стихи, которые мама читает, качая ребенка на качелях, запоминаются намного лучше!

20. Любят качели и карусели. Вестибулярные функции – фундамент для развития нервной системы, а значит, и речи.

Возьмите на заметку эти простые приемы и тогда, если приложить достаточно усилий, мечта о красивой, богатой речи малыша, его коммуникативных успехах вполне может сбыться.

-4