Найти тему
Литература о жизни

Содержание четвертой части "Кому на руси жить хорошо" - "Пир на весь мир"

Оглавление

Разберем по главам часть поэмы, которая сегодня считается последней, поскольку логически она больше всего похожа на финал произведения.

Вступление.

После смерти князя Утятина вахлаки (жители Валахчины) устроили большую пирушку, поскольку были рады, что скоро получат обещанные поемные луга. Они еще не знали, что вместо них получат нескончаемую тяжбу, и больше ничего. Староста Влас просит привести своего любимого крестника - Гришу Добросклонова, сына дьячка. Его с братом просят спеть сочиненную Гришей песню, и они начинают петь.

1. Горькое время - горькие песни

Юноши поют про то, что у крестьян все забирают до последнего, от коров до детей, с ироничным припевом:

Славно жить народу
На Руси святой!

Потом поют Барщинную и другие печальные песни, рассказывающие об унижениях крестьян.

А затем говорит некий "подбегало-мученик", бывший дворовый, у которого больные ноги - дрожат от того, что служил на запятках кареты выездным. Он рассказывает историю "про холопа примерного, Якова верного": в ней преданный холоп повесился ночью в лесу над носом своего барина, за то, что тот сдал в рекруты его единственного любимого племянника.

Затем возникает спор - кто всех грешней - кабатчики, помещики? А Игнатий Прохоров (зажиточный извозчик и "не пустослов") сказал, что мужики. Но мужики рассердились и не дали ему говорить.

Всех перебил купец Еремин: грешней всего разбойники. За то они чуть не подрались с псевдо-бурмистром Климом, который водился с цыганами. Но странник-богомол Иона помирил их, начав свой рассказ.

2. Странники и богомольцы.

Бывают такие странники, что девок портят, и такие, что помещиц в бараний рог сгибают в своих целях. Но есть и настоящие, глубоко верующие. Их внимательно слушают крестьяне:

Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников.
Глава "Странники и богомольцы". О том, как крестьяне внимательно слушают настоящих божьих странников.

К таким уважаемым странникам принадлежит Иона Ляпушкин, который рассказал историю "О двух великих грешниках". Как раскаялся в грехах атаман Кудеяр, и как отпустились ему все грехи, когда он зарезал ножом закоренелого грешника- пана Глуховского, за то, что тот мучил крестьян.

3. Старое и новое.

Наконец дали рассказать Игнатию Прохорову историю про "Крестьянский грех". Один славный адмирал перед смертью дал вольную своим 8 тысячам крепостных и вручает ее Глебу-старосте. Но дальний родственник подкупил Глеба, дал ему самому вольную за то, чтобы тот сжег вольную всех остальных крестьян. За такой Иудин грех проклят навеки мужик. По мысли Игнатия, все мужики ответственны за грех Глеба, все прокляты.

Затужили мужики после этого рассказа, почувствовав себя виноватыми, обреченными, проклятыми, и запели песню "Голодную" - о чувстве голода. Но к ним подходит Гриша и упрекает за то, что поют такие песни. Он поднимает их дух: нет больше крепостного права, значит, не будет больше и предателей.

Грише за такую веру в мужика все желают разных благ, а он отвечает, что ему нужно одно - чтобы "каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!».

Затем приехал солдат Овсянников с племянницей Устиньюшкой. Он кормится подаяниями за песенки, потому что на войне под Севастополем потерял здоровье и способность работать, но не получил никакой пенсии и стал нищим.

4. Доброе время - добрые песни

Пир кончился к утру, Гриша и его брат ведут домой родителя и поют песню о том, что счастье - это жизнь трудовая и честная:

Глава "Доброе время - добрые песни"
Глава "Доброе время - добрые песни"

Придя в свой нищий дом, Савва сел читать, а Гриша опять ушел "в поля, в луга". Рассказывается о его голоде в семинарии, о жизни и смерти бедной батрачки-матери, у которой любимая песня - Соленая (о том, как не хватало даже соли и она приправляла черствый хлеб для малыша своими слезами).

В мире есть два пути - широкий путь греха, корысти, узкой личной выгоды. И другой узкий путь - честного труда, любви, служения ближним:

Глава "Доброе время - добрые песни"
Глава "Доброе время - добрые песни"

Путь Гриши - именно такой, это путь святого-мученика по призыву "ангела милосердия":

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Но именно сейчас - он счастлив. Ведь он нашел свое призвание. Он сочинил тут же новую песню, о родине и вере в нее, о ее свободном настоящем и будущем:

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Одна из песен Гриши Добросклонова в этой главе.
Одна из песен Гриши Добросклонова в этой главе.

Потом Гриша вышел к Волге и увидел бурлака. И о нем он тоже сочиняет песню - "Бурлак".

А после он рождает песню "Русь" о том, что сила народная - в золотом его сердце и в спокойной совести:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Гриша радуется тому, что наконец создал веселую песню для односельчан. Вернувшись домой, он сочиняет и еще одну новую песню, "гимн благородный" -

"пел он воплощение счастья народного".

Именно этими словами заканчивается поэма в принятой сегодня редакции. И хотя она не завершена официально самим автором, но имеет вполне целостный вид благодаря таким торжественным финальным звукам внутреннего, духовного счастья народного подвижника.

Не забывайте ставить лайки, если понравилась статья.

Подписывайтесь на канал, и пишите свое мнение в комментариях!

Краткое содержание части 1

Краткое содержание частей 2 и 3