Два фильма и три одиночества
«В одной из таких картин зрителей вовсю пугали чертовщиной; руки вытягивались из стен и тянулись к девице, помешавшейся на каком-то комплексе; наводили страхи ночной темнотой и ночной пустотой; заставляли содрогнуться от блеска лезвия бритвы, сверкавшего в лунном свете… Все там было. Я, к сожалению, оказался плохим, невосприимчивым зрителем. Волосы упорно не подымались дыбом. Но вот в каком-то кадре героиня открыла кран и, терзаемая чем-то зловещим, забыла его закрыть. Вода лилась, переполняла ванну, заливала пол…
Я покрылся холодным потом: ужас перебранки с жильцами нижнего этажа, неизбежность ремонта, запивший маляр… Кошмары душили меня. Оживали картины одна страшнее другой; леденея, я уже не мог оторваться от экрана»
— Григорий Козинцев, Пространство трагедии (Дневник режиссера)
Полански не снимал случайных фильмов, в каждом своем фильме, он поднимал исключительно «свои» темы, даже в чисто продюсерских картинах он «дожимал» именно те вопросы которые волновали его самого, и это как раз и является фишкой мастера.
Обычно выделяют «квартирную трилогию» Полански, однако если разобраться, все фильмы Романа, камерные с одним-двумя персонажами и простым, линейным сюжетом или густонаселенные с массовкой и прочим, рассказывают практически одну историю одинокого человека, находящегося в конфронтации к окружающему миру, тем паче, если персонаж находится в толпе.
Именно такими ярко выраженными лентами «тотального отчуждения» являются ранние фильмы коротышки. Второй фильм Полански и первый в условной «квартирной трилогии» - «Repulsion» «Отвращение» и третий, который сам Роман считает своим лучшим – «Cul-de-sac» «Тупик».
«Отвращение» был так же и первым фильмом Полански снятым за границей Польши, в Британии и на английском. Кинокомпанией заинтересовавшейся в сотрудничестве с Полански оказалась Compton Films снимавшая до этого исключительно тяжелую эротику, на тот период времени в руководстве зрела рискованная идея переключится на ужастики. Подвернувшийся Роман предложил сценарий будущего «Тупика», написанный им совместно с Брашем, своим бессменным соавтором впоследствии. Компания решительно отклонила сценарий.
Тогда Полански и Браш быстренько сварганили сценарий повествующий о тяжелой судьбе бельгийской эмигрантки в городе Лондон, сценарий содержал множество доставляющих ништяков, например сцены грубого насилия, тяжелые черепно-мозговые, бритва и брызги крови, крупные планы сгнившего ужина и т. п. Компания выделила на постановку целых 65 тыс. ф.с. Съемки проходили в обстановке полного непонимания между Романом и компанией, Рома затягивал процесс, при этом норовя сильно превысить бюджет. Видимо, этому способствовало, кроме перфекционизма, завязавшаяся дружба между Ромой и Катрин Денев.
У Полански определенно был нюх на молодых, перспективных актрис, Денев перед этим снялась только в трех картинах, более-менее заметной из которых была «Шербурские зонтики». Вообще Денев в раннем возрасте была довольно инфантильной и ветреной, основным занятием будущей звезды было пить, курить, тусоваться и становится актрисой она совсем не планировала. На путь истинный Катерину наставила старшая сестра Франсуаза, которая с детства знала что хотела и упорно добивалась результата.
Итак, в 1965 году Катя, под фамилией матери, так как фамилия отца – Дорлеак уже была забита старшей сестрой, приступила к съемкам в триллере «Отвращение». Оператором был приглашен Тейлор, замеченный Полански по фильму Кубрика «Доктор Стрейнджлав», в съемках были применены все какие только можно, новаторские приемы, известные на тот момент, а так же и оригинальные наработки.
Конечный результат превзошел все ожидания, директор компании Майкл Клингер заявил: «это было как заказать Мини Купер, а получить Роллс-Ройс» и тут же дал согласие на производство следующего фильма по ранее отвергнутому сценарию. «Отвращение» собрал более 3 млн. в прокате и несколько престижных наград. Пресса выдала множество хвалебных рецензий.
К «Тупику» Полански приступил в начале 1966 го, главные роли были приготовлены Плезенсу и Стэндеру, отмеченным Романом в своих театральных работах, а вот актрису долго искали, пока не вспомнили о старшей сестре Денев.
Франсуазу Дорлеак Полански взял без проб, хотя представлял себе несколько другой образ, это был образ его первой жены Квятковской, девушки кукольной красоты, плюс довольно властного характера. Франсуаза была совсем другой, черты ее были далеки от идеальной правильности, зато актерские способности угадывались Ромой безошибочно.
«Тупик» в сравнении с «Отвращением» умножает одиночество на три, все три главных героя не просто одиноки, но и загнаны в глубокий тупик географическими и погодными условиями, а так же и жизненными обстоятельствами. На ограниченном пространстве острова они вынуждены входить в тесный контакт друг с другом, доводя ситуацию до крайних садо-мазо проявлений.
«Тупик» практически идеальное воплощение темы одиночества и отчуждения, как раз то что Роме доктор прописал. Там есть клочок суши посреди океана, как метафора, большой пустой дом, роковой треугольник состоящий из различных характеров, ситуация легко ломающая жанровые ожидания, сюжет переходящий из комедии в драму. Все это воплотили классные актеры, образы вышли яркими и запоминающимися, а игра отменно сбалансированной.
Плезенс просто показал высокий класс и выложился по полной, Стэндер всей своей мощной трагической фигурой идеально подходил на роль раненого гангстера, к тому же он на тот момент реально испытывал проблемы с сердцем, Дорлеак, не смотря на свой молодой возраст, сыграла предельно талантливо, объективно надо признать, что Франсуаза была сильнее сестры. Через три года после съемок «Тупика» она попала в автоаварию и сгорела в автомобиле, ей было всего 25 лет.
И еще, картина получилась исключительно европейской, она совсем не зашла за океаном, и даже была снята с проката.
комменты с форума
(орфография сохранена)
>Спасибо. Фильм о том, какие скелеты в шкафу могут быть у хорошеньких блондинок. Всем смотреть! Особенно вечером в темной комнате в одиночестве
>Фильм не просто хорош, многие критики считают его пособием по кинорежиссуре: "...приминив систему подвижных разноколиберных декораций и шорокоугольных объективов..."(А. Плахов).
> Это случайно не Вера Брежнева там в кино играет??? А то очень похожа в некоторых кадрах . . .
> Ну конечно же она!
Очень хорошо сохранилась, однако
> Не актуально на сегодняшний момент.
Зря потратил время.
> Катя? Зарезать может? Это что-то особенное.
Пока что я недоумевал, что в ней нашел Марчелло?
Ей кстати роль сумасшедшей очень подойдет. Мне и в других ролях она таковой показалась.
> У всех вкусы разные, так что я лишь высказала своё мнение. Режиссёр этого фильма очень мною уважаем, но этот его фильм неинтересен мне и вызывает именно "отвращение"
> не стОлько потрясает сам фильм (ибо есть абсолютное подражание хичкоку), сколько катрин денёв, никогда впоследствии не сыгравшая тАк, как она сыграла тут - у молодого поланского. всего лишь год спустя после "зонтиков" (чиста и невинна), а через два года в Belle de Jour она наденет на себя маску холодной и неприступной красавицы, которую не снимет больше никогда. думаю (мне кажется), что кэрол - это её лУчшая роль (хотя и тут не обошлось без подражания Вере Майлз, Типпи Хэдрен, Ким Новак, однако, всё это было не слепым копированием, а стилизацией).
> не стОлько потрясает сам фильм (ибо есть абсолютное подражание хичкоку), сколько катрин денёв, никогда впоследствии не сыгравшая тАк, как она сыграла тут - у молодого поланского. всего лишь год спустя после "зонтиков" (чиста и невинна), а через два года в Belle de Jour она наденет на себя маску холодной и неприступной красавицы, которую не снимет больше никогда. думаю (мне кажется), что кэрол - это её лУчшая роль (хотя и тут не обошлось без подражания Вере Майлз, Типпи Хэдрен, Ким Новак, однако, всё это было не слепым копированием, а стилизацией).
>По крайне мере Дорлеак явно менее сдержана в выражении своих эмоций и выглядит абсолютно раскрепощенной в своей игре. Думаю, эту раскрепощенность, желание двигаться и действовать можно понять, глядя на эти строки ее биографии: "в пятнадцать лет Франсуаз Дорлеак бросила школу и подалась в театр и кино". Катрин Денев же, в свою очередь, в кино была как будто немного закрепощена, сдержана и холодна. В кино, как и в семье она играла роль "правильной" сдержанной девочки, вспомним теперь факты из ее биографии - "Катрин никуда сбегать не собиралась — она прилежно училась и более никакой деятельности не проявляла.", "Сейчас меня интересует только аттестат зрелости!" - когда-то говорила она. Не надо забывать и том, что Денев не заканчивала театральной школы, а была "самоучкой", хотя может это и не так важно.
Так или иначе - красота сыграла свое, Денев действительно была самая красивая из сестер, если бы Франсуаз и осталась жива, Катрин все равно была бы первым номером, даже не смотря на то, что старшая сестра могла бы сделать оглушительную карьеру.
>Денёв можно терпеть в трёх фильмах на мой взгляд: опять же в картине Р.Поланского "Отвращение", где она была сама собой , неприкаянная и закрепощённая, такая как в жизни; в шедевре Луиса Бунюэля "Дневная красавица", где он исследует этот тип дамочек, внешне пристойных недотрог, а на самом деле бл...й самого самого мерзкого пошиба; и в фильме "Сирена с Миссисипи" Франсуа Трюффо, где Жан- Поль Бельмондо не давал ей распоясаться. В остальных фильмах это неприятная и самовлюблённая особа
>Режиссура и актёрская игра - просто великолепная по натуралистичности, хотя персонажи из разряда "ходячий анекдот из жизни".
Даже не знаю, кому такой фильм понравится, а кому нет? Какой-то он вне форматов, даже не в смысле хорошо ли это или плохо, а просто у "фильмов - белых ворон", сложно предсказать успех или даже его отсутствие у тех или иных зрителей.
>Чем-то напомнило "Стыд" Бергмана.
Думаю, чтобы лучше понять фильм надо прочитать Вальтера. А именно "Роб Роя".
>Да,слова подобрать трудно.Генниальный фильм,хорошо,что снят на ч\б...в цвете эфект был бы
не тот.И конечно Франсуаза Дорлеак-такой ранний уход,огромная потеря для мирового кино.
Катрин Денев только после 40-ка приблизилась к тому уровню игры,который был у Франсуаз.